Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БЕСЕДА 5. Неприличная картинка. - Почему Андрюше стало стыдно






Неприличная картинка. - Почему Андрюше стало стыдно. - " Не говори маме! " - Окружающие нас предметы и изображения влияют на наши мысли. - Нечистые мысли внушают бесы. - Зачем человеку совесть. - Как человек становится " бессовестным". - Со времен Адама и Евы люди прикрывают свою наготу - В чем проявляется бесстыдство. - Душа и тело. - Тело есть дом души и храм Духа Святого. ~- Какими грехами оскверняется " тот храм. - Его оскверняет также бесстыдство. - Как быть с дурными мыслями. - " Ведь это чья-то сестра! " - Завтра на исповедь.

 

- Папочка! Смотри, что я нашла! - трехлетняя Наташа протянула папе маленькую цветную бумажку, наподобие тех, что вкладывают иногда в упаковки жевательной резинки. На них обычно нарисованы машинки или какие-нибудь фантастические существа, герои мультфильмов...
Но на картинке, которую нашла Наташа, была изображена обнаженная натурщица в вызывающе непристойной позе. Изображение мутное, некачественное, линии размыты. Но все же... Подержав такую картинку, хотелось пойти и вымыть руки.
- Где ты это взяла?
- Вон там, на полу. Где перчатка лежит. Папа подошел к вешалке. Андрюшина шерстяная перчатка была чуть влажной: наверное, по дороге из бассейна играл с ребятами в снежки. Вторая перчатка торчала из кармана куртки, воротник которой еще покрывали капли растаявшего снега.
- Ай-яй-яй! - сказал папа. - У твоего брата мокрые перчатки! Как же он завтра в школу-то пойдет? Давай за ним поухаживаем: ничего ему не скажем, а возьмем перчатки и положим на батарею. Он утром будет их искать, а они на батарее,
- И он обрадуется, да?
- Еще бы! На, неси. Потом бабушке расскажи, как мы Андрюше помогли. А мне с ним поговорить надо.
" Чему тут удивляться? - думал папа. Мальчика не посадишь под стеклянный колпак. Он общается с другими детьми, ходит по улице, по подземным переходам, видит рекламные щиты, видит газетные прилавки... Он склонен ко греху, как все люди" а враг не дремлет... Нет, надо поговорить с ним не откладывая".
Андрюша был в детской один: Ванечка простудился и, во избежание " семейной эпидемии", лежал в бабушкиной комнате. Его старший брат, напевая что-то воинственное, увлеченно занимался любимым делом: начинал сборку новой модели, парусника эпохи Петра Великого. Аккуратно, при помощи маникюрных ножниц и бритвы, он отделял детали будущего корабля от штамповки, обрезал лишние, крепящие части и зачищал готовые детали специальным маленьким напильником - надфилем. Это надо было делать очень тщательно, чтобы ничто не мешало потом хорошей склейке.
В комнату вошел папа; мальчик приветливо и простодушно посмотрел на него, но туг же заметил, что папа чем-то озабочен. А тот решил начать просто, без подготовки:
- Андрюша, мне тут странная картинка попалась, видимо, твоя. Она валялась на полу в прихожей, под твоей курткой...
Мальчик густо покраснел и опустил глаза. Он не хотел и не мог притворяться, лгать. Отлично понимая, о чем вдет речь, Андрюша испытывал жгучий стыд, причем какой-то особенный: его не просто изобличили в плохом поступке - обладание той картинкой как будто ставило непреодолимую стену между ним и родителями. Как это ужасно, что папа узнал! Как стыдно!.. В ответ он смог только выдавить:
- Где она?
- Я ее сжег. Надеюсь, ты понимаешь, что ей не место у нас в доме? Вдруг Ваня найдет...
- Но она чужая, мне ее один парень дал.
- А ты ему скажи, что твой отец нашел картинку и сжег. Если хочет, пусть мне позвонит - я ему все сам объясню. Можешь для утешения тоже подарить ему картинку - один из твоих кораблей. - Хорошо...
Андрюшу мучила только одна мысль: " Папа знает. Что теперь будет? И как я мог, как я мог ее выронить! А что, если и мама знает? "
- А мама знает? - спросил он, все еще не поднимая глаз.
- Нет. А что?
- Не говори ей, ладно? Ни за что не говори! Пожалуйста!
- Почему не говорить? - Папин голос был строг и холоден.
- Нельзя - разве ты не понимаешь? Она меня... любить не будет.
- Хорошо. Я не скажу маме. Но смотри, что получается: ты носишь в кармане вещь, которую не просто скрываешь от нас, но и отлично знаешь, что мама, обнаружив ее у тебя, станет меньше тебя любить. И, зная это, ты все-таки имеешь при себе эту вещь! Как же так?..
Мальчик молчал. Все было правильно: он надеялся, что родители " не узнают" о плохой картинке, а вот почему она плохая и зачем она ему нужна, он и сам не смог бы объяснить.
- Видишь ли, сынок, - продолжал папа уже мягче, - когда мы смотрим на окружающие нас предметы, людей, изображения, то нам приходят в голову разные мысли. Например, смотришь ты на эти детали и представляешь себе будущий корабль, а заодно вспомнишь о том, как царь Петр создавал русский флот, и еще о чем-нибудь подобном. А когда ты смотришь на икону, то вспоминаешь о Боге и Его святых угодниках; твоя мысль отрывается от всего низменного, земного и возносится в мир Духовный. Очень важно, что мы видим вокруг себя, какие предметы и изображения нас окружают. Дело в том, что некоторые из них могут навеять и дурные, греховные мысли. Например, эта картинка. От нее могут возникнуть такие нехорошие мысли, в которых ты никогда не признался бы нам с мамой. Конечно, не сама по себе картинка виновата: нечистые мысли внушают нам враги нашего спасения, бесы. Ведь, если подумать, что в этой картинке такого уж нечистого? Изображено человеческое тело. Ну и что? Однако мы с тобой знаем, что эта картинка неприличная, дурная, что смотреть на нее не следует. Правда же, знаем?
Андрюша наконец отвлекся от горестных мыслей о том, что папе известно о его картинке, и теперь, следя за ходом его рассуждения, пытался разобраться в себе. И правда, он знал, что смотреть на эту картинку - грешно. Хотя вот вопрос: откуда он это знал?
- Да. А откуда знаем?
- А на что, по-твоему, человеку совесть? Совесть - это нравственное чувство, данное нам от Бога, чтобы мы могли самостоятельно различать добро и зло. Ее называют " глас Божий в человеке". Ты, конечно, слышал выражение: " совесть мучает"? Это значит, что человек совершает что-то дурное, а внутреннее нравственное чувство обличает его. Только особенность совести в том, что она оставляет свободной нашу волю, и мы, даже слыша ее обличительный голос, можем продолжать грешить. Люди, которые не слушаются велений своей совести, постепенно теряют ее, становятся " бессовестными".
Это можно сравнить со звоном будильника по утрам. Бывает, ставишь будильник в своей комнате на семь часов утра, чтобы вставать рано, и в первое утро при звоне пугаешься и сразу вскакиваешь с постели. Если ты немедленно встанешь и оденешься, то потом каждое утро будешь просыпаться и вставать по звонку. А бывает, что будильник звонит, а ты говоришь себе: " Можно еще поспать", - и спишь, пока взрослые не разбудят тебя. В таком случае через три-четыре раза при звоне будильника ты уже ни за что не встанешь.
То же самое и с совестью. Если мы слушаемся ее с самого начала, все идет как следует. Но когда мы становимся равнодушны к тому, порицают или одобряет она наши поступки, то через некоторое время мы уже совершенно не слышим ее призывов, начинаем грешить открыто, как будто бы у нас и совсем нет совести. Однако в данном случае я могу тебе объяснить, почему эта картинка неприличная и почему христианину не следует на нее смотреть. Человеческое тело, особенно в некоторых своих частях (ты знаешь, в каких) должно быть прикрыто одеждой. И открывать его напоказ перед всеми - это великий стыд и грех.
Ты и сам чувствуешь, что открывать свою наготу стыдно. Этот стыд, говорят, имеет высокое, духовное происхождение. Адам и Ева после грехопадения заметили, что они наги, и устыдились своей наготы. Нам, их потомкам, чувство стыда дано как дар - как охрана чистоты и защита от блудных грехов. Но стыд похож на совесть: если не обращать на него внимания, человек станет бесстыдным. Когда пропадает стыд - как будто часовой уходит со своего поста, и враги могут смело врываться в крепость и грабить ее.
Поэтому грешно не только самому раздеваться перед другими людьми, но и смотреть на чужое обнаженное тело. Это бесстыдство. Один человек бесстыдно фотографируется без одежды, другой бесстыдно разглядывает его тело. От этого могут возникнуть дурные мысли - их называют блудные помыслы, - и другие грехи.
А знаешь, что способствует распространению между мальчиками таких бесстыдных изображений? Неправильное представление о человеческом теле. То есть они просто не знают, что такое наше тело: это знание дает человеку только Церковь.
Человеческое тело устроено премудро, даже совершенно. Если немного знать его строение и представлять себе, как работают его органы, какой ни возьми: хоть сердце, хоть почки, хоть ухо, - то оно может показаться сложнейшей машиной. Но это не машина: наше тело появляется из яйца, растет, живет, клетки его обновляются, происходит обмен веществ, кроме того, тело болеет, стареет и, наконец,... А вот можно ли сказать, что " тело умирает"?
- Умирает не тело, а человек, - подумав, сказал Андрюша.
- Вот именно. Тело после смерти остается, его предают земле. Тогда что же такое смерть? Как вам объясняли в воскресной школе?
- Это разлучение души и тела.
- Так. Вот и главное отличие человеческого тела от тел других органических творений: в нем, при жизни человека, обитает бессмертная душа. С раннего детства я тебе это все время напоминаю. Никогда, никогда не забывай эту истину... Что это - душа?
- Душа - главное в человеке. Она невидима, как все духи, как Ангелы. Только с душой человек живет; когда она выходит из тела, он умирает. Какое-то время тело и душа существуют отдельно друг от друга, до Страшного суда. А потом, по гласу Архангела, все души соединятся со своими телами, и все люди воскреснут. Об этом воскресении всех людей говорится в Библии, в книге пророка Иезекииля...
- Это верно. Человеческое тело - дом души. Только при помощи тела душа может существовать в здешнем, материальном мире и общаться с другими душами.
Но я скажу тебе больше: тело - это не просто жилище нашей души. Его еще называют храмом Духа Святого, потому что наша душа лучшей, высшей своей, духовной частью соединяется с Богом. Когда мы причащаемся, мы принимаем в себя Самого Христа, под видом хлеба и вина... При этом освящается и наша душа, и наше тело.
А осквернить храм Духа Святого - великий грех. Знаешь, чем человек его оскверняет?
- Чем?.. Грехами.
- Да, в первую очередь плотскими грехами: чревоугодием, блудом. Эти страсти оскверняют тело и даже внешне уродуют его.
- Папа, а что это - " блуд"?
- Это такой грех, когда человек вступает в брачные отношения не со своим супругом - мужем или женой, - а с разными посторонними людьми. Когда он вступает в такие отношения без благословения Церкви - то есть без венчания. Наконец, когда эти брачные отношения происходят не в семье, не для рождения детей, а просто так, по греховной прихоти легкомысленных людей. Грех блуда - страшный, смертный грех. В Писании ясно сказано, что блудники не войдут в Царство Небесное, то есть их ждет ад, если, конечно, они не покаются и не исправятся.
Грехи чревоугодия и блуда не только губят душу, но и губительно действуют на тело. Чревоугодники часто страдают заболеваниями желудка и кишечника, нарушением обмена веществ. Блудники часто заболевают неизлечимыми болезнями, при которых заживо гниет тело, портится кровь, проваливается нос...
Это происходит с людьми, которые грешат делом. Но ты знаешь, ^то страшен и мысленный грех. И к собственному телу, и к телу нашего ближнего мы должны относиться не просто с уважением, а с благоговением, как к храму, в котором обитает Дух Святой. Мы не имеем права оскорблять этот храм своим бесстыдством. А если случайно взор наш упадет на обнаженное тело, не прикрытое одеждой, надо скорее отвести глаза и помолиться Богу, чтобы Он сохранил нас от бесстыдных воззрений и нечистых мыслей.
А от друзей, которые дают тебе неприличные картинки, советую держаться подальше. Они совершают двойной грех: не просто сами проявляют бесстыдное любопытство, но и других стараются им заразить. Я говорил тебе, что бесы учат людей вовлекать в свой грех и ближних, чтобы не одному гибнуть.
Я хотел бы, чтобы мой сын сберег и свое тело, и свою душу в чистоте. Это трудно, конечно. Но зато люди, достигшие такой совершенной чистоты, уподобляются первородному Адаму, до его грехопадения. Им даже дикие звери повинуются, как повиновались Адаму в раю...
- Пап, ну, а если нехорошая мысль все же придет в голову, что с ней делать?
- Что делать? Прогонять ее другой мыслью, высокой, святой. Памятью о Боге. Молитвой. Или, например, мыслью об исповеди: о том, что в нехорошей, грязной мысли придется покаяться...
Но в тех случаях, когда твоей душе грозит реальная и серьезная опасность, молитва должна быть искренней и горячей. Не такой, как иногда ты " вычитываешь" вечернее правило: язык произносит слова, а сердце остается холодным. Нет, молитва в минуту опасности для души должна исходить из сердца. Хочешь, я покажу тебе образец настоящей молитвы - какой она должна быть? Этот образец есть у нас в доме...
" Кто же у нас настоящий молитвенник? - успел подумать Андрюша. - Наверное, мама".
Папа между тем встал и открыл дверь в большую комнату. Прямо перед Андрюшей, на противоположной стене, висела давным-давно знакомая ему картина - " Девятый вал". Чудом уцелевшие моряки цеплялись за обломки мачты - все, что осталось от огромного, потерпевшего крушение корабля. А кругом бушевали страшные волны...
- Вот кто действительно взывает к Богу о помощи: тот, кто понимает, что, кроме Него, помочь некому. Когда почувствуешь опасность для души: что хочется присмотреться к бесстыдному изображению, что появляются дурные, грязные мысли, -проси Бога о помощи, как эти моряки...
А мне, например, знаешь, что в.голову приходит, когда я вижу на улице, на обложках журналов такие бесстыдные изображения? Я думаю, что эти женщины и девушки - чьи-то сестры, дочери... Прохожие смотрят на их изображения и не задумываются об этом.
Ты хотел бы, чтоб твоя сестра, когда вырастет, оказалась вот на такой же картинке и глупые мальчишки передавали картинку друг другу?.. Вижу по лицу, что нет: тебя эта мысль приводит в негодование. Тогда не оскорбляй бесстыдным взглядом и чужих сестер. Ну, все, Оттаем эту тему закрытой, да, сынок?
- Да. Маме только не говори!
- Не буду. Но ты, брат, не откладывай с исповедью. Наш батюшка на этой неделе каждый день исповедует. Пойдем к нему прямо завтра, чтобы не носить грязь в душе. Встанем пораньше, чтобы тебе в школу не опоздать.
- А маме что скажем?
- Объяснение с мамой я беру на себя. А ты подумай, подготовься к исповеди.
Папа потрепал Андрюшу по голове и вышел из комнаты.

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. " Трудный возраст"

 

В возрасте тринадцати-пятнадцати лет мальчики особенно заметно меняются. Крепкий и ловкий ребенок незаметно превращается в долговязого, нескладного отрока, не знающего, куда девать руки и ноги. Над верхней губой начинают пробиваться усы, голос теряет детскую звонкость, становится ниже и глуше, в нем слышатся басовитые мужские нотки... Все это указывает на то, что мальчик становится юношей.
Редко этот период проходит безболезненно для самого подростка и его близких. Внешним переменам сопутствуют внутренние. Мальчик становится обидчивым, нервным, теряет былую уверенность в себе и простоту в обращении. Он как бы заново определяет свое место в мире и пересматривает систему ценностей: то, что раньше безусловно принималось им на веру (со слов родителей), теперь перепроверяется. Да и отношения с родителями часто портятся: мальчик обижается на недоверие с их стороны, а им, в свою очередь, кажется, что сын их меньше любит. Такое взаимное отчуждение тем более печально, что подростку в этот период особенно нужен понимающий и умный наставник, который поможет ему понять самого себя...
Вот и наш герой вступил в подростковый возраст. Несомненно, ему было легче многих его сверстников: занятия спортом, неусыпный родительский надзор и ежедневная загруженность полезными делами в большой семье уберегли его от расслабляющей праздности, чреватой многими пороками, а церковное воспитание помогло ориентироваться в бурном море искушений и соблазнов. Наконец, и в отрочестве Андрей, к счастью, сохранил доверительные отношения с отцом, который оставался для него старшим другом и наставником.
Семья росла; за прошедшие четыре года в ней появилось еще два мальчика: Владимир (ему было около трех лет) и самый младший, Георгий, который еще питался материнским молоком. Подросшая Наташа помогала маме нянчиться с ним.
Андрей, к сожалению, вынужден был надолго прервать занятия в монастырском хоре.
ломался голос, и врачи запретили пение на два-три года. А в нынешнем году пришлось оставить и спортивную секцию: занятия плаванием становились все более профессиональными, требовали полной отдачи и не оставляли сил и времени ни на что другое. Кроме того, Андрюшины родители стали замечать, что дух соревнования и чемпионства, царящий в секции, начинает развивать в их сыне гордыню, высокомерие и презрение к слабым... Конечно, жаль было бы совсем лишить мальчика плавания - родители стали покупать ему месячные абонементы в бассейн.
Зато кружок резьбы по дереву Андрей не только посещал с прежним усердием, но и приобщил к этому интересному занятию брата Ивана. Дома, а особенно на даче, у них теперь было все резное, причем сделанное своими руками: от гребенок и ложек до кухонных полок и табуреток. Мама говорила, что от этого в доме уютно и тепло. Особенно ценно, с точки зрения родителей, было то, что увлечение Андрея резьбой не развивалось в страсть: мальчик с удовольствием брался за работу, но так же легко ее и оставлял, если приходилось переключиться на что-то другое.
А море?.. Увлечение морем и кораблями прошло, как проходят многие детские увлечения. Правда" и школа оставляла все меньше времени для моделирования.
Андрюша по-прежнему добросовестно учился в школе. Не обладая въедающейся памятью, он с некоторым трудом усваивал учебный материал. Уроки ему приходилось делать дольше, чем более способным одноклассникам. А родители благодарили Бога, что из их сына не вырастет талантливый ленивец, привыкший к легким победам и сникающий при неудачах; его знания, добытые с трудом, будут более прочными. А главное, они хорошо знали, что способности - от Бога, а труд, усилия - от человека. " Царство Божие силою берется" (Мф. 11, 12), и тот, кто привык трудиться, будет прилагать усилия и в деле духовного возрастания.
Итак, плоды родительского воспитания давали себя знать (хотя сами родители считали, что допустили много ошибок): Андрей легче многих своих сверстников переживал трудный период отрочества. Но все же...

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал