Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Основные тенденции развития русской литературы XX векаСтр 1 из 26Следующая ⇒
Литературный процесс XX века своими корнями уходит в век XIX. Глубинные связи, существующие между литературой XIX и XX веков определили во многом своеобразие развития литературных направлений нового искусства, формирование различных течений и школ, возникновение новых принципов отношения искусства к действительности. Литература XX века отразила коренные социальные изменения, прок шедшие в России. Эпоха Октябрьской революции, круто изменившая судьбы страны, не могла не оказать решающего воздействия на национальное самосознание народа и интеллигенции. Время рубежа XIX—XX столетий называют русским ренессансом. Россия переживает в этот период небывалый по размаху культурный подъем: в литературе той поры творили Лев Толстой и Чехов, Горький и Бунин, Куприн и Л.Андреев; в музыке — Римский-Корсаков и Скрябин, Рахманинов и Стравинский; в театре — Станиславский и Комиссаржевская, в опере — Шаляпин и Нежданова. При всех конфликтах и противостояния идеологических и эстетических каждый художник-творец имел право отстаивать свое видение мира и человека. Явлением в литературной жизни рубежа веков был символизм, с которым прежде всего связано понятие " серебряный век" русской поэзии. Символисты чутко уловили и выразили тревожное предощущение социальной катастрофы. В их произведениях запечатлен романтический порыв к миропорядку, где царит духовная свобода и единение людей. Это были поэты и прозаики и одновременно философы и мыслители, широко эрудированные люди, обновившие поэтический язык, создавшие новые формы стиха, его ритмику, словарь и краски. Брюсов, Бальмонт, Белый, Блок, Бунин — у каждого из них свой голос, своя палитра, свой облик. Символисты свято верили в искусство, в его великую преображающую земное бытие роль. Своеобразным развитием идей символизма стал акмеизм (от греч. слова " акме" — высшая степень чего-либо, цветущая сила), возникший из отрицания представления символистов об истинности мира, созданной интуицией художника. Акмеисты (А.Ахматова, Н.Гумилев, О.Мандельштам) провозглашали высокую самоценность земного мира, утверждали права конкретного слова, которому возвращали изначальный смысл, освободив его от многозначительности символистских толкований. Несколько раньше акмеистов на литературную арену вышли футуристы, утверждавшие возможность создания нового искусства путем отказа от искусства прошлого. Объявляя классику отжившим явлением, призывая сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого... с " парохода" современности, футуристы (от лат. слова " futurum" — будущее) утверждали свое право на обновление слов, на создание нового слова, выражающего древнейший смысл звука (В.Хлебников). В 1910-е годы в России существовало несколько групп футуристов: кубофутуристы (В.Хлебников, Д.Бурлюк А.Крученых, В. Маяковский), кружок " Центрифуга" (Н.Асеев, Б.Пастер нак), эгофутуристы (И.Северянин). В.Маяковский был одним из вдохновенных участников обновления искусства и, несмотря на существующую между ним и футуризмом связь, сразу заявил о себе как о самобытном таланте. Маяковский стал глашатаем бунта против " жирных", ненавидя современную ему жестокую действительность. Нарушая нормы классического стихосложения, ломая привычные ритмы, поэзия Маяковского была ярко экспрессивна, выражала трагическое мироощущение ее лирического героя. Удивительным явлением поэзии " серебряного века" стало возникновение в 1900-х годах течения " неокрестьянских" поэтов, которым суждено было сыграть значительную роль в духовной культуре XX столетия (С.Клюев, С.Клычков, С.Есенин, П.Орешин). Эти поэты, при всем их различии, родовыми корнями были связаны с русской деревней, крестьянством. Пути эти поэтов к творчеству были различны, но все они выступали как продолжатели традиций поэзии русского крестьянства Кольцова, Никитина, Сурикова. Народная песня, сказка, былина, усвоенная с детства, с одной стороны, усвоение образов классической поэзии Пушкина и Некрасова рождали самобытную поэзию одного из наиболее ярких представителей этого течения — С.Есенина. Одной из ведущих тенденций литературного процесса начала XX века становится обращение к романтизму. Романтический пафос утверждения нового мира и человека, рожденного Октябрем, проявился прежде всего в лирических жанрах, в обращении поэтов к таким жанрам высокой лирики конца XVIII — XIX века, как ода и баллада. Этапом в развитии романтизма как литературного направления в XX веке стало творчество М.Горького. Пафос романтической веры в безграничные возможности человека определяет идейно-художественную концепцию его рассказов и повестей 1890—1900 годов. Вместе с тем Горький, уже в предреволюционные годы, обращается к реализму, к большим видам эпической прозы — повестям и роману (" Фома Гордеев", " Трое", " Мать"). С именем и творчеством Горького связано такое понятие, как " социалистический реализм", литературное направление и метод, идейно-эстетическая концепция которого была сформулирована М. Горьким. В последнее десятилетие ведутся ожесточенные споры о том, можно ли рассматривать " социалистический реализм" как явление искусства, поскольку литературный процесс в России советской эпохи находился под жестким идеологическим контролем. Именно в творчестве М. Горького проявилось значение данного этапа развития литературы в изображении действительности как творящейся на глазах у человека истории; это исследование психологии коллективного сознания, его активного, преобразующего мир начала, это сочетание критического пафоса изображения действительности с глубокой верой в человека и его будущее. Социалистический реализм как художественный метод был во многом нормативен (выбор темы, героев, принципов изображения), но эти " ограничения" были обусловлены задачей создания образа героя времени — труженика, творца, созидателя (творчество А.Серафимовича, Ф.Гладкова, ЛЛеонова, В.Катаева, М.Шагинян и др.). К 20-м годам в русской литературе складывается тенденция к эпическому осмыслению действительности. Искусство ставит перед собой задачу отразить судьбу отдельной личности в стремительном движении времени. Так рождаются лиро-эпические поэмы В.Маяковского и С.Есенина, Э.Багрицкого и Б.Пастернака. В прозаических жанрах возникает новая видовая форма романа, опирающаяся на документ и использующая художественный вымысел (Д.Фурманов " Чапаев"). Другим типом романа становится произведение, в котором исследуется психология массы, коллектива (А.Фадеев " Разгром"); в новых исторических условиях развивается жанр социально-психологического романа (М.Булгаков " Белая гвардия"). В 20-е годы складываются подходы к созданию крупной эпической формы — романа-эпопеи (" Тихий Дон", " Жизнь Клима Самгина", " Хождение по мукам"), окончательное становление которой произойдет в 40-e годы. Вторая половина 20-х — начало 30-х годов отмечена развитием сатирических традиций в прозе, поэзии и драматургии. В эти годы все отчетливее начинают проявляться отрицательные стороны нового общественного строя, формирующегося в Советской России. В рассказах М.Зощенко, повестях Булгакова, романах И.Илъфа и Е.Петрова, пьесах В.Маяковского, рассказах Толстого резкой критике подвергается рожденный революцией новый социально-психологический тип бюрократа, мещанина, приспособленца, выявляются объективные социально-исторические корни формирования психологии данного типа. Сатира советской эпохи наследует традиции Гоголя и Щедрина в художественном изображении чуждых гуманизму общественных явлений: широко используются элементы фантастики, иронии, гротеска наряду с пафосом утверждения, органически формирующим новый тип художественного мышления. Эпическое начало, мощно заявившее о себе в конце 20-х годов, завершится созданием эпопейного жанра, взявшего на себя задачу осмысления исторических путей становления русской нации на новом этапе ее судьбы. Всем ходом развития русской литературы, и прежде всего опытом национально-исторической эпопеи Л.Толстого, подготовлено рождение романа " Петр Первый' А.Толстого. Проблемы " государство и народ", " человек и история", интеллигенция и революция" отразились в этом историко-документальном по типу повествования психологическом полотне. Исследованию одной из важнейших нравственно-философских и исторических проблем — проблеме судеб народных масс в революции — посвящен роман-эпопея " Жизнь Клима Самгина" М.Горького, " Хождение по мукам" А.Толстого — эпос о потерянной и возвращенной родине, а " Тихий Дон" М.Шолохова — эпопея-трагедия русского народа. Литература 40-50-х годов отразила один из сложнейших этапов в судьбе России. Это была литература, воспевшая подвиг советского народа, его реальную силу и нравственную стойкость в схватке с врагом. В 40-е годы лирическая поэзия определяет своеобразие литературного процесса. Одические и элегические жанры, различные формы песни, опирается на традиции русского фольклора (в поэзии А.Твардовского, А.Суркова, А.Ахматовой, Б.Пастернака, В.Инбер), отражали мир чувств и дум народа в годы великих испытаний. Особую роль в литературе 40-х годов сыграли документально-публицистические жанры (очерки и повести А.Толстого, М.Шолохова, А.Платонова, определившие во многом становление повествовательных жанров о войне, созданных уже в 50-е годы (" Судьба человека" М.Шолохова). Новое поколение литераторов (Ю.Бондарев, В.Быков, Г.Бакланов), прошедшее войну, продолжало традицию изображения человека на войне, расширив и углубив нравственную и философскую проблематику очерков и повестей военных лет. Нравственные конфликты, ушедшие на второй план в годы войны, вновь заявили о себе в 60-е годы. Советская литература обращается к исследованию психологии человека, прошедшего испытание войной (" Две зимы и три лета" Ф.Абрамова); появляется жанр " лирической прозы" в творчестве В.Солоухина, О.Берггольц. Развитие жанра " лирической прозы" происходит в дальнейшем творчестве В.Астафьева, Е.Носова. Глубоким анализом нравственных процессов в жизни общества и отдельного человека, вызванных к жизни эпохой тоталитарного господства коммунистической идеологии процессов, разрушающих личность, деформирующих ее, отмечены произведения, созданные в 50-60-е годы, — это роман Б.Пастернака " Доктор Живаго", романы-исследования А.Солженицына, поэмы А.Ахматовой " Реквием", А.Твардовского " По праву памяти". Евгений Замятин говорил, что писателю необходима духовная свобода. В противном случае «у русской литературы останется только одно: ее прошлое». Если всмотреться в глубинные токи литературной жизни, то нельзя не заметить, что ее движение в наши дни все меньше определяется узкоидеологическими и политическими задачами. Возникает литература, уже не претендующая на учительскую роль. Она подчеркнуто скептически, вплоть до презрительного пародирования, до «чернухи» и демонстративного политического «нигилизма», относится к идеологическим моделям. И в то же время она потрясенно останавливается перед словно бы заново раскрывшейся глубиной и напряженностью экзистенциальных проблем. Человек в ней погружается в неотвратимые вопросы о смысле его личной жизни, о ценностях мира, в котором ему приходится жить, — вопросы, страшно запущенные или решенные в предшествующей литературе не в пользу духовного выживания человека, его «самостоянья». Это направление в литературе связано, например, с драматургией А. Вампилова, прозой В. Маканина, А. Битова, С. Каледина, с книгой «Москва — Петушки» В. Ерофеева, прозой и пьесами Л. Петрушевской и т. д. Появление этой, условно говоря, «экзистенциальной» литературы (от лат. existentia - существование), разумеется, не перечеркивает большой традиции, которая всегда существовала. Заслуги большой литературы и в советские времена неоспоримы. Даже в наиболее неблагоприятные для нее годы без особой надежды на появление в свет (а поэтому и вне конъюнктурной «идеологии») сидел над рукописями Андрей Платонов, писала «Поэму без героя» Анна Ахматова, создавали свои романы Б. Пастернак и В. Гроссман. Совершенно вопреки рекомендованным образцам начиналась «военная» и «деревенская» проза, пришли в литературу А. Солженицын, В.Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Шаламов, В. Шукшин... Но следует сказать и то, что одной традицией, даже самой ценной, не исчерпывается живая литература. Сегодняшняя новая литература углубляется одновременно в «быт», в поток повседневной жизни, в «молекулярный» анализ текущего и, казалось бы, преходящего. И погружается — в глубь души, в смутные пространства сознания современного человека, оказавшегося перед неразрешенностью главных смыслов своего существования. Сегодня в «бытового», обычного человека перемещается новая, еще неведомая ему духовная активность. Показать пути ее воплощения в новых судьбах, не похожих на все, что было пережито русским человеком на протяжении последнего столетия, — вот поле, на которое вступила новая литература. Иным становится отношение к книге. Может показаться даже, что литература, особенно текущая, умирает за невостребованностью. Еще немного — и читать будет почти некому. В том числе и великую классику всех времен и народов — интерес к чтению пал в последние годы. А те, кто читает книги, — читает их по привычке и зачастую, увы, псевдолитературу. Сегодня, на рубеже XXI века, естественно задать вопрос: а есть ли будущее у русской литературы? Вероятно, будут существовать одновременно и параллельно, как это было всегда, две литературы. Одна — «для внутреннего употребления» как иногда, даря свои книги, писал В. Маяковский. Это будет литература вечных вопросов, которые стоят перед каждым человеком. И — рядом, но не пересекаясь с этой литературой, — будет существовать «массовая литература», беллетристика, привлекающая тем, что она снимает с человека духовные перегрузки, освобождает его от трудного личного выбора, от собственного решения своих вопросов...
|