Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Доказательная база.
Европейское региональное бюро ВОЗ содействует проведению совместной работы, направленной на то, чтобы представить экономические аргументы в пользу принятия мер в области общественного здравоохранения, особенно по профилактике хронических неинфекционных заболеваний. Эта работа не ограничивается тем, что уже известно об экономических выгодах конкретных мер, предпринимаемых в системах медико-санитарной помощи, таких как вакцинация и скрининг, а предполагает изучение результатов исследований по экономическому обоснованию инвестиций на первичном уровне - то есть до того, как наступают неинфекционные заболевания, и до того, как возникает потребность в медико-санитарных услугах. В этой работе выделяются первоочередные меры, необходимость которых подтверждается тщательным анализом типа «затраты - эффективность» или «затраты - выгоды». В число таких мер входят меры по ограничению рискованных форм поведения, например, употребление табака и алкоголя, по укреплению физического и психического здоровья с помощью здоровых рационов питания и физической активности, по профилактике психических расстройств и по снижению предотвратимого травматизма, например, вследствие дорожно-транспортных происшествий и воздействия опасных факторов окружающей среды. Полные результаты этой работы скоро будут опубликованы (36), но некоторые первые данные представлены ниже. Имеются убедительные доказательства эффективности программ борьбы против табака с точки зрения соотношения затрат и достигаемого эффекта. Многие из этих программ обходятся недорого и позволяют снижать затраты. К числу таких программ относятся скоординированное повышение налогов с установлением высокого минимального налога (если рассматривать эту меру отдельно, она имеет самое лучшее соотношение затрат и эффективности), поощрение создания среды, свободной от табачного дыма, запрет рекламы и стимулирования продаж и проведение кампаний в СМИ. Для поддержки действенных стратегий нужны адекватные меры по реализации программ и мониторинг, государственная политика, не подверженная влиянию табачной промышленности, и меры по борьбе с коррупцией. Положительное соотношение затрат и эффективности антиалкогольных стратегий подтверждается значительным объемом серьезных фактических данных, полученных в результате систематических обзоров и метаанализов. К весьма эффективным мерам вмешательства с точки зрения затрат относятся ограничение доступа к алкоголю в розничной продаже; подкрепление правовыми санкциями запрета на рекламу алкоголя, в том числе рекламу в социальных СМИ; повышение налогов на алкоголь; и введение минимальной цены за грамм чистого спирта. Несколько в меньшей степени, но также эффективны сточки зрения затрат такие меры, как обеспечение исполнения законов об управлении транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения путем проверки содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе; предоставление коротких консультаций лицам, употребление алкоголя которыми связано с повышенным риском; и предоставление лечения по поводу расстройств, обусловленных алкоголем. Меры по стимулированию здорового питания имеют особенно благоприятное соотношение затрат и эффективности, когда они осуществляются на популяционном уровне. Одним из малозатратных вмешательств является изменение рецептуры готовых к употреблению пищевых продуктов таким образом, чтобы в них содержалось меньше соли, трансжирных кислот и насыщенных жиров, и его можно осуществлять путем заключения соглашений между несколькими заинтересованными сторонами, что может осуществляться на добровольной основе или же предусматриваться нормативными актами. Недорогими мерами с благоприятным соотношением затрат и эффективности являются также меры в налогово-бюджетной области (в том числе введение налогов и субсидий) и регулирование рекламы пищевых продуктов, ориентированной на детей. Однако осуществимости таких мер могут препятствовать противоположные интересы сторон. Программы по повышению уровня осведомленности и информированности, такие как кампании в СМИ и системы маркировки пищевых продуктов, представляются разумными и рациональными инвестициями, но их эффективность несколько ниже, особенно в группах с низким социально-экономическим статусом. Относительно недорогой мерой, но очень эффективной в сопоставлении с затратами на ее осуществление является содействие физической активности посредством кампаний в средствах массовой информации. Однако отдача с точки зрения эффекта для здоровья при этом может быть меньше, чем при более целенаправленных вмешательствах, осуществляемых, например, по месту работы. Повысить уровень физической активности могут изменения в транспортной системе и в целом в окружающей среде, однако они требуют тщательной оценки для подтверждения их осуществимости и доступности по затратам, а также того, что эти изменения будут затрагивать лиц, испытывающих наибольшие потребности в медицинской и социальной помощи. Меры, направленные на взрослое население и лиц, входящих в группы повышенного риска, обычно дают более масштабные эффекты за более короткое время. Имеются достоверные данные об осуществимости и затрато-эффективности мер по профилактике депрессии, являющейся основной отдельно взятой причиной ограничения жизнедеятельности людей во всем мире. Депрессия ассоциируется с преждевременной смертностью и ухудшением функционирования семьи, оказывает прямое негативное влияние на индивидуальное поведение людей и влечет за собой чрезвычайно большие экономические издержки, связанные с медико-санитарной помощью и потерями производительности труда, которых отчасти можно избежать с помощью надлежащих методов профилактики и раннего выявления. Фактические данные подтверждают эффективность мер, осуществляемых на протяжении всей жизни, начиная с ранних вмешательств в детском возрасте, направленных на социальное и эмоциональное развитие, выработку навыков психофизиологической адаптации и укрепление привязанности между родителями и детьми - мер, которые могут обусловливать положительные эффекты, сохраняющиеся и во взрослой жизни. Достоверные экономические данные подтверждают эффективность мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, таких как изменение конструкции дорог, организация одностороннего движения, снижение интенсивности городских транспортных потоков (включая обязательное ограничение скорости движения с использованием физических средств) и программы контроля соблюдения скоростного режима с помощью видеокамер и радаров, особенно в зонах повышенного риска. Активные меры по обеспечению соблюдения законодательства с целью стимулирования правильного и безопасного поведения на дорогах также могут быть чрезвычайно эффективными с точки зрения затрат. Данные экономических исследований подтверждают эффективность мер по борьбе с химическими угрозами для окружающей среды. В качестве примеров можно привести комплексную реформу законодательно-нормативной базы, подобную реформе 2007 г., проведенной в соответствии с Регламентом ЕС, касающимся правил регистрации, оценки, санкционирования и ограничения химических веществ (REACH); устранение угроз, связанных с красками на основе свинца; снижение загрязнения ртутью от электростанций, работающих на угле; и снижение выбросов транспортных средств в районах интенсивного дорожного движения, например, путем введения дополнительной платы за въезд как средства борьбы с уличными заторами, используемого во многих крупных городах. Все это может давать экономию затрат на медико-санитарную помощь и других затрат, связанных с астмой, бронхиолитом и другими респираторными заболеваниями в раннем детском возрасте. Инвестиции в образование являются одновременно инвестициями и в охрану здоровья. Появляется все больше результатов эмпирических исследований, которые свидетельствуют о том, что, когда страны принимают стратегии, направленные на повышение уровня образования, вкладываемые в них средства, окупаются также в виде более здорового поведения людей и увеличения продолжительности более здоровой жизни. Например, исследования реформ системы обязательного школьного образования, проведенных в ряде стран Европейского региона, позволяют сделать вывод о том, что реформы не только ведут к увеличению числа лет законченного школьного образования, но и что эти дополнительные годы обучения снижают показатели распространенности курения и ожирения среди населения в целом. Когда страны рассматривают вопрос о рентабельности инвестиций в образование и другие социальные детерминанты здоровья, их анализ должен включать оценку потенциального выигрыша для здоровья.
|