Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потенциал воздействия на социальные детерминанты здоровья и сокращения разрывов по показателям здоровья - взгляд через призму социальной справедливости.
Несправедливости в отношении здоровья нельзя уменьшить без устранения несправедливостей, лежащих в основе причин нездоровья: таких как социальное разобщение, неравное воздействие вредных факторов и различные уровни устойчивости к внешним негативным воздействиям. Требуются также новые системы стратегического руководства и практической работы, действующие на всех уровнях. Страны могут использовать подходы к обеспечению социальной справедливости в вопросах здоровья во всех стратегиях как ключевой фактор, лежащий в основе последующих действий по воздействию на социальные детерминанты здоровья и сокращение неравенств в отношении здоровья. Получение улучшенных и более справедливых результатов в отношении здоровья требует, чтобы на всех уровнях, во всех системах и секторах обеспечивалось скоординированное воздействие на социальные детерминанты здоровья и сокращение несправедливостей по этим показателям. Параллельно требуются многочисленные структуры руководства. В части 2 настоящего документа описана важность руководства путем сотрудничества и путем сочетания регулирования, убеждения и вовлечения граждан, а также важность модернизации и укрепления систем общественного здравоохранения. В отчете Целевой группы по механизмам руководства и выполнения (291) приведен ряд конкретных рекомендаций по наращиванию потенциала стран для воздействия на социальные детерминанты здоровья и соблюдения принципа социальной справедливости в отношении здоровья при проведении политики. Некоторые из этих рекомендаций представляются особенно важными, вне зависимости от структуры системы здравоохранения и уровня централизации и децентрализации политики в той или иной стране. Ключевые требования для практической реализации включают наличие странового потенциала для воздействия на социальные детерминанты здоровья и сокращения разрыва по показателям здоровья. При этом необходимо выполнение ряда общих условий (296): - наличие достоверных данных по масштабам и тенденциям несправедливостей в отношении здоровья в стране, их вариациям на национальном и субнациональном уровнях, а также их основным детерминантам; - наличие или разработка четких задач и целевых ориентиров, направленных на соблюдение социальной справедливости, и целей, непосредственно завязанных на политику, действия и необходимые финансовые ресурсы; - реалистичная оценка возможностей и ограничений с особым вниманием к внешним нездоровым воздействиям, которые могут быть источником или обострять несправедливости в отношении здоровья; - адекватный потенциал управления практическим внедрением, включая эффективные механизмы, обеспечивающие соблюдение социальной справедливости в отношении здоровья во всех стратегиях, межсекторальное сотрудничество и координацию и последовательность действий на национальном и субнациональном уровнях; - разработка адекватных механизмов подотчетности: например в качестве важного защитника интересов межсекторального руководства в интересах здоровья могут выступать парламентские комитеты. Системы практической реализации мер по сокращению несправедливостей в отношении здоровья должны отвечать следующим требованиям: - четко установленная последовательность действий при осуществлении намеченных вмешательств; - четкое распределение сфер ответственности и активное межсекторальное управление программами; - наличие адекватных рычагов и стимулов для системы здравоохранения и других секторов, поддерживающих их заинтересованность в сокращении неравенств в отношении здоровья; - наличие системы оценки эффективности с четкими количественными показателями, которая способна обеспечить прочное лидерство и направление усилий для всех секторов; - систематический анализ и оценка итоговых результатов вмешательств; - устойчивое финансирование, повышение профессиональной квалификации и обучение граждан; - политическая поддержка и установление формальных сфер ответственности за осуществление эффективных программ; - высокий уровень общественной информированности и участия граждан в работе государственных и других секторов; - ежегодная отчетность, поддержка развитию и открытый общественный анализ неравенств в отношении здоровья; - регулярное подведение итогов деятельности на всех уровнях руководства, особенно на уровне провинций и муниципалитетов. Принцип социальной справедливости в отношении здоровья во всех стратегиях направлен на то, чтобы все процессы государственного принятия решений учитывали и были подотчетны в отношении дистрибутивного воздействия этих решений на здоровье населения. Имеющиеся механизмы подотчетности должны обеспечивать принцип соблюдения социальной справедливости в отношении здоровья во всех стратегиях. В этом смысле подотчетность означает гарантированное наличие механизмов, позволяющих заинтересованным сторонам и законодателям надлежащим образом спрашивать с тех, на кого возложены соответствующие обязанности. Механизмы контроля за ответственными за воздействие на социальные детерминанты здоровья должны быть согласованы с рекомендациями по сокращению неравенств в отношении здоровья (292). Признано, что страны находятся на весьма разных позициях в смысле состояния здравоохранения, социальной справедливости в отношении здоровья и социально-экономического развития. Это может ограничить осуществимость некоторых мер в краткосрочной перспективе и повлиять на сроки решения конкретных вопросов. Однако это не должно влиять на долгосрочные цели необходимых для всех стран стратегий сокращения распространенности и масштабов несправедливостей в отношении здоровья путем воздействия на его социальные детерминанты. К сожалению, механизмы подотчетности для мониторинга и действий в соответствии с тенденциями несправедливостей в отношении здоровья в Европе, все еще развиты недостаточно. Согласно выводам доклада о стратегическом руководстве по вопросам социальной справедливости в отношении здоровья и социальных детерминант здоровья (289), инструменты «жесткого регулирования», такие как законы и нормативные правила в сочетании с более «мягкими» механизмами, включая совместные обзоры, являются наиболее перспективными для поддержания межсекторального осуществления стратегий по воздействию на социальные детерминанты здоровья. В этом докладе описан ряд перспективных методов, касающихся подотчетности по вопросам социальной справедливости в отношении здоровья. Наглядным примером использования законодательства для стимулирования других секторов в плане учета влияния их действий на здоровье и социальную справедливость и для принятия этого во внимание при планировании, осуществлении и оценке стратегий и услуг как на национальном, так и на местном уровнях является Акт об общественном здоровье, принятый в 2011 г. в Норвегии. Тем не менее, такие механизмы часто наиболее эффективны при поддержке других инструментов, которые позволяют требовать отчета от других секторов и стимулировать совместные действия. Характер и соотношение мер, используемых для обеспечения подотчетности секторов за их воздействия на здоровье и детерминанты социальной справедливости в отношении здоровья, зависят от превалирующих руководящих норм и систем.
|