Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этика поведения аудитора
Вопросы этики в работе аудитора рассматриваются в Кодексе этики аудиторов России. Один раздел кодекса затрагивает модель поведения аудитора и аудиторской организации, в основу которой положены следующие основные принципы поведения: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение. В этом разделе наряду с отмеченным, большое внимание уделено угрозам и мерам предосторожности. Угрозы касаются возможностям соблюдения, несоблюдения выше названных принципов. Эти угрозы касаются: - личной заинтересованности аудитора, а также его ближайших родственников; - самоконтроля и заступничества в оценке мнения других аудиторов; - близкого знакомства вследствие чего аудитор с излишним чувством сочувствия относится к интересам других лиц; - шантажа (попытка помешать аудитору поступать независимо). В качестве примера обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы можно рассмотреть следующие. 1. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы личной заинтересованности, являются, в частности: а) финансовая заинтересованность в клиенте или общая с клиентом финансовая заинтересованность; б) чрезмерная зависимость от общего размера гонорара, получаемого от одного клиента; в) наличие тесных деловых отношений с клиентом; г) обеспокоенность возможностью потерять клиента; д) возможность стать сотрудником клиента; е) условный гонорар, зависящий от результатов проверки достоверности информации; ж) заем, выданный клиенту, которому оказываются услуги по проверке, либо директору или иному должностному лицу клиента, а также заем, получаемый от них. 2. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы близкого знакомства, являются, в частности: а) член группы, ответственной за задание, находится в близких родственных или семейных отношениях с директором или иным должностным лицом клиента; б) член группы, ответственной за задание, находится в близких родственных или семейных отношениях с работником клиента, занимающим должность, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания; в) бывший собственник или руководитель аудиторской организации является директором или иным должностным лицом клиента, либо работником, занимающим должность, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания; г) принятие подарков или знаков внимания от клиента, за исключением случаев, когда их стоимость является явно незначительной; д) длительные деловые отношения между старшим персоналом аудиторской организации и клиентом. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качеств аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 подразделяются на: • федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; • стандарты саморегулируемой организации аудиторов. Федеральные стандарты аудиторской деятельности: - определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом; - разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита; - являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников. Стандарты саморегулируемой организации аудиторов: - определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; - не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; - не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; - являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов. В настоящее время, действуют 29 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и 9 Федеральных стандартов аудиторской деятельности (см. Приложение 2). Внутренние регламенты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Применение внутренних регламенты в аудиторских организациях способствует: - соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов); - уменьшению трудоемкости аудиторских проверок; - использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов; - увеличению объема выполняемых аудиторских работ. Использование внутренних регламентов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг. Внутренние (внутрифирменные) регламенты целесообразно разработать по следующим направлениям работы: • структура фирмы, технология организации, выполняемые функции и другие особенности ее функционирования; • расшифровка, дополнение и уточнение положений российских правил (стандартов); • методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета; • организация сопутствующих аудиту услуг; • образование и переподготовка кадров. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются на основе Международных стандартов аудита.Международные стандарты аудита разрабатывает Комитет по Международной аудиторской практике, являющийся постоянным комитетом Совета Международной Федерации Бухгалтеров, в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в СМФБ представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ. Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е гг. ХХ в. И часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Ежегодно в МСА вносятся изменения, хотя и незначительного характера. Для регулирования аудита МСА используют 153 профессиональных ассоциации из 113 стран. Некоторые страны официально приняли МСА в качестве национальных стандартов. Большинство стран, в том числе Россия, применяют МСА как методологическую основу создания национальных стандартов. Подобный подход обеспечивает учет мирового опыта аудиторской деятельности, сопоставимость результатов аудита, выполненного в различных странах, способствует повышению качества аудиторской деятельности и профессионального уровня аудиторов. МСА действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут применяться при оказании сопутствующих аудиту услуг. В то же время МСА не превалируют над национальными. Помимо общих МСА существуют и специальные – стандарты и нормы прогнозов, планов, этики и т.д. Таблица 6 Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита
|