Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ссылка на источник информации. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Во многих случаях информация в публицистическом тексте подается с ссылками на источник информации. Это служит выявлению того, правдивая информация заключена в тексте, вероятная (то есть скорее правдивая) или сомнительная (скорее ложная). При этом существует конвенция относительно степени доверия разным источникам. Источники бывают официальные (Администрация Президента, пресс-служба правительства), профессиональные (газета, радио, телеканал, информационное агентство) и неофициальные, неформальные (слухи, сплетни). К официальным источникам необходимо отнести и источники типа правоохранительные органы на том основании, чточитатели, в силу сложившихся в обществе представлений, воспринимают данный источник как надежный, вызывающий доверие, т.е. как источник истинных сведений. В большинстве случаев люди доверяют официальным источникам (государственным, партийным, общественным) и моральным авторитетам (деятелям церкви, культуры, старейшинам), а в современной политике и рекламе - так называемым лидерам мнений. В ряде случаев доверие к официальным источникам ослабевает, а к неформальным - возрастает. Так, например, случилось в советском обществе в результате массированной пропаганды и тотальной цензуры. Поэтому слухи стали рассматриваться как источник неподцензурной достоверной информации и как проявление оппозиционного общественного мнения. В современных отечественных СМИ ссылки на официальные или неофициальные источники информации как на основание для верификации сведений зависят и от оппозиционности издания (канала), и от его ориентированности на массовую или элитарную аудиторию. Не случайно в " Московском комсомольце" уже много лет выходит внутриполитическая полоса " СЛУХИ" и употребляется неологизм " слухмейкер" (одноименная рубрика существует и в газете " Версия"). Рассмотрим пример: По неподтвержденным данным, заказчиком и вдохновителем этого материала был лидер городского отделения «Единая Россия» Владимир Кожухов. В данном примере используется ссылка на источник сомнительной информации– по неподтвержденным данным, характеризующим изначально сомнительный характер информации, выражающим вероятность, неуверенность в сообщаемом. Это является своеобразным сигналом читателю, что данную информацию надо воспринимать как вероятностную. Еще один пример, в котором используется неофициальный, неопределенный источник информации: Не последний в нашем городе человек, пожелавший остаться неизвестным, в разговоре со мной утверждал, как некто, похожий на городского лидера единороссов Владимира Кожухова, говорил, что финансирует подобные статьи. Данный источник информации следует квалифицировать как маркер вероятностной информации, а саму форму информации – как предположение. Ссылка на источник оформляется как эпистемическая модальная рамка. При этом конструкции, в которых источник определяется персонально или однозначно (" пресс-секретарь Президента „сообщил...", " пресс-служба Министерства обороны передала"..."), воспринимаются как источник истинных сведений, не требующих дополнительного подтверждения. Конструкции типа " по сведениям из Администрации Президента", " как сообщают наши источники в Белом доме" в силу неопределенности воспринимаются как вводящие вероятностную информацию. А такие, как " по слухам", " говорят", " передают" и некоторые другие, обозначающие неопределенно широкий, неофициальный и зачастую критически настроенный круг источников, – скорее как маркер сомнительной информации. В идеальном случае журналисты не имеют права выпускать на свои страницы (или в эфир) сведения из таких источников. Однако они это делают, как будто специально маркируют недостоверность, сомнительность своих источников. За счет этого нередко отметается уголовное обвинение в клевете. Однако сохраняется возможность возбуждения гражданского иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. Думается, что участившиеся попытки журналистов предъявить аудитории недостоверную и даже ложную негативную информацию с помощью особых маскирующих конструкций должны быть признаны манипулятивными приемами, не соответствующими требованиям журналистской этики. Подобные конструкции действительно позволяют избежать обвинения в клевете. Однако они не освобождают журналистов от необходимости иметь доказательства истинности опубликованных сведений…». (Е.С.Кара-Мурза. Будь осторожен, выбирая слово. // www.rusexpert.ru). Приведем пример. В аналитическом еженедельнике «Хронограф» в аналитических материалах в качестве матрицы используют рубрики «Факты», «Мифы», «Прогнозы». Кроме того в материалах под рубрикой «Мифы» дополнительно используют указание на сомнительный источник информации (как утверждают мифотворцы). У казание на источник негативной информации о лице (как утверждают мифотворцы) в силу его неопределенности должно восприниматься читателем как маркер, вводящий вероятностную информацию. Однако есть все основания считать, что в этом случае автор текста использует ссылку на заведомо сомнительный источник целенаправленно, как особый манипулятивный прием, как будто специально маркируя вероятностность данной информации с целью маскировки авторских намерений.
Литература. 1. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка /Проблемы структурной лингвистики, 1982. – М.: Наука, 1984. 2. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2007. 3. Бельчиков Ю.А., Горбаневский М.В., Жарков И.В. Методические рекомендации по вопросам лингвистической экспертизы спорных текстов СМИ.: Сборник материалов. – М.: ИПК «Информкнига», 2010. 4. Бессарабова Н. Д. Из метафорического фонда (предисловие к словарю) // Журналистика и культура русской речи. Вып. 4. – М.: МГУ, 1997. 5. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки /Вступ. ст. Н.Д.Арутюновой, И.И.Челышевой. Изд. 4-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.– 280 с. 6. Понятия чести, достоинства и деловой репутации. Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами. – М., 2004. 7. Резник Г.М., Скловский К.И. Честь. Достоинство. Деловая репутация: Споры с участием СМИ /Под общей ред. д.ю.н. К.И.Скловского.– М.: Статут, 2006. – 270 с. 8. Русская грамматика. Т.2. Синтаксис. М., 1980. Формы простого предложения. Вопросительные предложения. 9. Солганик Г.Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе (1990-1994) //Журналистика и культура русской речи. Вып.1. – М.: МГУ, 1996. 10. Стилистический энциклопедический словарь русского языка /Под ред. М.Н.Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 696 с. 11. Цена слова. Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации. Изд-я 1, 2 и 3. – М., 2001, 2002. Часть 2. Вопросы и ответы. Приложения 1, 2.
|