Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социологическое понимание культурыСтр 1 из 5Следующая ⇒
Тема 12 КУЛЬТУРА. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА
1. Социологическое понимание культуры. 2. Структурные компоненты культуры. Формы и функции культуры. 3. Динамика культуры и ее распространение в обществе.
Социологическое понимание культуры
Когда заходит разговор о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, образование, культуру поведения. Однако все перечисленное – это небольшая частица культуры. Культура – это, прежде всего характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура – ценности, регулирующие взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность – общество. Мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука – философия, история, этнография, искусствоведение, культурология, социология – находят свою специфическую предметную “нишу” при изучении этого явления. Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура четко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности. В науке трудно найти термин, который мог бы сравниться с “культурой” по частоте употребления и многозначности толкования. Только в одном из американских справочников по социологии содержится свыше 400 определений понятия “культура”. Дать этому термину однозначную трактовку чрезвычайно трудно потому, что культура проникает во все поры нашей жизни и в каждом случае приобретает особый оттенок. В современной литературе по философии, этнографии, антропологии, культурологи, социологии сложился своеобразный парадокс. С одной стороны, для всех этих наук понятие культура является ключевым, с другой – содержательные представления о ней далеки от четкости, определенности и однозначности. Это многозначное и неопределенное слово мы применяем в его обыденном значении как синоним чего-то хорошего, ценного, положительного. Первоначально слово “культура” означало способ обработки земли (от лат. CULTURA – заботиться, взращивать, ухаживать). Переход от этого узкого смысла понимания культуры к широкому, происшедший в европейском общественном сознании в XVII – XVIII вв., имеет принципиальное значение, поскольку культура с этого времени становится центральным понятием европейского самосознания. Устоявшееся понимание культуры как противоположности природе восходит к эпохе Просвещения. Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура – средство достижения этого совершенства или, наоборот, природа – идеал гармонии, а культура искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки (пример – спор между Руссо и Вольтером). К концу XVIII века негативные аспекты культуры не акцентируются. Культура рассматривается как инструмент, с помощью которого человек возвышается, преодолевает свою природную ограниченность, что уже близко к совершенному пониманию (Д. Вико, И.-Г. Гердер, Ш. Монтескье). Со второй половины XIX века понятие “культура” приобретает статус научной, а не только философской категории. Оно утрачивает оттеночный оттенок. В это время в Германии, а затем в России культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация складывалась с материальным и технологическим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима. В XX веке под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Главная особенность социологического понимания культуры заключается в том, что этот термин раскрывается в том ее аспекте, который непосредственно связан с регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом. При этом на первый план выдвигается ценностно-нормативное содержание культуры. При самом общем социологическом подходе к пониманию сущности культуры обычно отмечаются три ее характерные особенности. a) Культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений. б) Культура - это то, чему обучается человек в процессе своей жизнедеятельности. Усвоение человеком культурных ценностей и символов формирует в негенетическую программу поведения и жизнедеятельности человека, поэтому овладение культурой является решающим фактором, отличающим человека от животных. в) Культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению, так как люди берегут и умножают накопленную сокровищницу знаний, умений, опыта и по специальным каналам передают их в ходе исторического развития общества. Культура — явление небиологическое. В определенном смысле она противоположна природе, так как в ее рамках формируется особый мир, отличный от природной стихии. Этот мир представляет совокупность искусственных порядков и объектов, созданных многими поколениями людей в дополнение к природным, а также множество заученных форм человеческого поведения и деятельности, накопленных знаний, образов самоидентичности, символических обозначений окружающего мира, которыми обмениваются люди в процессе коммуникации. Культура предоставляет всему обществу, социальным группам, индивидууму нормированные способы организации поведения, формирования своих эмоций, оценок и чувств. Через культуру каждый человек получает возможность осознавать себя членом масштабной общности, маркировать свое окружение самобытными ценностно-символическими знаками, отображать свое индивидуальное Я. В целом культура заключает в себе длительно действующие механизмы самоадаптации общества к меняющейся среде обитания, которые позволяют конкретному народу динамизировать свою практику, оставляя в прошлом одни традиции, утверждая новые поведенческие и духовные нормы. Сравним понимание культуры с теоретической трактовкой общества как системы социальных институтов, общественных структур и организаций, а также сетевых связей, взаимодействий между социальными слоями, конкретными людьми. Именно различные связи человеческих ассоциаций, приобретающие массовый и групповой характер, находятся в центре внимания социологов, изучающих общество. Культура в данном случае рассматривается как одна из фундаментальных компонент общественной жизни наряду с общественными структурами, социализированным человеком (личностью). Если изменить оптику анализа, посмотрев на человеческую деятельность как на культуру, то в качестве одной из важных компонент выступит ее социальный срез. Таким образом, понятия «общество» и «культура» являются взаимодополняющими, раскрывая общественную жизнь с двух разных сторон. Долгое время теоретическое понимание культуры не могло получить трактовки, удовлетворяющей научное сообщество. Можно выделить следующие подходы: функциональный, символический и деятельностный. В рамках функционализма (Т.Парсонс, К.Гирц) каждый элемент культуры считается функционально необходимым для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры - характеристика общества как социокультурной системы. " Нормальное" состояние общества самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с точки зрения этого " нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры. В символизме (Б.Малиновский, А.Ратклифф-Браун) элементы культуры предстают, прежде всего, как символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.) Для деятельностного подхода (Э.Маркарян) культура - это способ деятельности, а так же система в небиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. Развитие российской социологии и антропологии протекало параллельно с изысканиями западноевропейской научной мысли. Еще отечественные социологи XIX в. (С. Южаков, П. Новгородцев, В. Хвостов) проявляли интерес к культуре как к основе, результату и детерминанту социальных действий. Таким образом, культура — исключительно сложное по строению и многоплановое по факторам развития историческое явление, регулирующее жизнедеятельность крупных сообществ — народов, конкретных граждан той или иной страны. В настоящее время социология культуры ставит целью раскрыть связь между ценностно-смысловым содержанием общественной практики, принципами самопознания, строением целостной духовной деятельности, с одной стороны, и социальными институтами, структурой общества, с другой, применительно к разным этнонациональным системам, областям общественной практики и конкретно-историческим ситуациям. Социология культуры рассматривает закономерности социокультурных изменений, изучает функционирование культуры разных стран и народов сквозь призму социальных отношений, структур, институтов. Среди аналитиков, внесших практический вклад в формирование идей социологии культуры, выделим имена Г. Зиммеля, П. Сорокина, М. Вебера. Их идеи о близости социологического и антропологического анализа начали активно реализовываться в 70-е гг. в деятельности западногерманских и французских исследователей (Ф.-Х. Тенбрук, В. Липп, Ю. Штагль, Й. Вайс, П. Бурдье и др.). В отличие от этнологических и антропологических подходов, описывающих практику традиционных культур, исследователи второй половины XX в. ставят целью выйти на концептуальные обобщения, в частности на соотнесение смысловых конструкций культуры с системами действия разных социальных групп, с общественными условиями жизни разных народов, в том числе тех, которые достигли уровня постиндустриальной культуры.
|