Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственный опыт






1. Удовольствие.

2. Польза.

3. Справедливость.

4. Милосердие.

5. Совершенствование.

Нравственный опыт – это опыт духовной жизни, ценность выборов. Это – опыт индивидуальной “работы с ценностями”, личных достижений и упущений. Как индивидуальный опыт он формируется из конкретных ситуаций, но как опыт нравственности он воспроизводится в обобщенном виде: в виде выбора ценностей и правил, выбора между добром и злом.

Среди положительных ценностей удовольствие и польза является наиболее очевидными, так как они непосредственно отвечают потребностям и интересам человека.

1.Удовольствие - чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.

Удовольствие и страдание целесообразны с биологической точки зрения, в силу того, что удовольствие стимулирует активность, отвечающую потребностям организма; отсутствие же удовольствия и страдания блокирует действия, опасные для него.

С психофизиологической точки зрения удовольствие важно уменьшением или участием напряжения, как результат удовлетворения потребности.

В этике существует позиция, называемая гедонизмом. В его основе лежит представления о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья.

Большой вклад в изучение удовольствия в жизни человека внесли работы З.Фрейда. Он сделал вывод о том, что “принцип удовольствия” является главным естественным регулятором психических процессов, или душевной деятельности. Наиболее интенсивными и яркими являются сексуальные удовольствия и удовольствия, связанные с удовлетворением потребности в пище, тепле, отдыхе. Но в процессе социализации человека происходит постепенное замещение принципа удовольствия “принципом реальности”, который тоже влечет к удовольствию, но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надежному. Таким образом, принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным нормам приличия, ориентация на удовольствие противоположна обыденному поведению, основанному на благоразумии и стяжании пользы.

Субъективно удовольствие приятно и поэтому желанно. Как таковое удовольствие может представлять для индивида ценность самому себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий.

Но, как метко заметил Б.Паскаль: “Человек чувствует, как тщетны доступные ему удовольствия, но не понимает, как суетны чаемые”.

И, тем не менее, человек продолжает стремиться к удовольствию, сознательно сообразуя свои цели не с добром, а с наслаждением.

Но наслаждение любой ценой имеет тенденцию оборачиваться развлечением, счастьем за счет возможного страдания, несчастья другого.

Для гедоника развлечение становится смыслом жизни. Новизна и необычность наслаждения становится принципом гедонистического отношения к миру. Гедонистическая личность стремиться к дискредитации любых норм и ценностей, поскольку они препятствуют необузданности эгоистического своеволия. Но из сказанного не следует, что наслаждение само по себе аморально или внеморально. Критика гедонизма не означает отказа от принципа удовольствия. Она призвана показать этическую ограниченность гедонизма и стремится возвысить его до нравственности, то есть ограничить нравственностью.

Этическому ограничению должны подвергаться не наслаждения, а желания, а именно, эгоистическое своеволие, с этих позиций стремление к наслаждению ограничивается требованиями соблюдать взятые обязательства, быть справедливым, быть умеренным. Кроме того, наслаждение получает этическое оправдание на основе творчества, в процессе которого личность свободно и конструктивно реализует себя, творчество, конечно, не безмятежно, но в нем, аналогично наслаждению, содержится та же страстность, та же возможность самовольности, свободы и личности. Но вместе с тем творчество прямо противоположно принципу наслаждения, так как требует от творца высокой самодисциплины и жертвенности.

“Всякое удовольствие приобретается ценою страдания. За истинное удовольствие цена уплачивается вперед; за ложное удовольствие приходится расплачиваться потом”, - Д.Фостер.

2.Польза представляет собой положительную ценность, в основе которой лежат интересы, то есть отношения человека к различным объектам, освоение которых позволяет ему сохранить и повышать свой социальный, экономический, политический, профессиональный, культурный статус. Как жизненный принцип полезность можно выразить в правиле: “Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу”.

Но, как и другие ценности практического сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т.п.), польза представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, красоты, истины). Прагматизм, т.е. стремление к пользе, успеху, эффективности предполагает обращенность человека к реальности, учет им намеченных обстоятельств, сложившегося порядка вещей.

Принцип пользы подвергался критике со стороны различных социально-нравственных позиций – патриархальной и аристократической, религиозной и пролетарской, революционной и богемной. С каких бы позиций не проводилась эта критика, в ней так или иначе, ставилась или предполагалась важная социально-этическая проблема: стремление к пользе своекорыстно, чрезмерная забота об успехе ведет к игнорированию обязательств. Принятие полезности в качестве исключительного критерия поступков ведет к конфликту интересов.

Польза, ни под каким видом, не может заменить добродетель. В сориентированном исключительно на пользу сознании любые ценности, не относящиеся к доминирующей ориентации, признаются производными и, следовательно, второстепенными.

Только подвергнутый коррекции с позиции принципа наслаждения, принципа совершенства и принципа любви Принцип полезности сохраняет свою действенность в рамках универсальной морали.

Как утверждал Марк Аврелий: “Не уставай получать пользу, принося ее”.

 

3.“ Справедливость есть истина в действии”, - Ж.Жубер.

Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного (в обмене, дарении), социальных ценностей. Под социальными ценностями понимается свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа уважения и т.д.

Если добро, образно говоря, одно для всех, то справедливость поворачивается к каждому конкретному человеку по-разному. Иначе говоря, сознание справедливости в отличие от сознания добра более конкретно, увязано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально более насыщено. Вера в торжество справедливости является мощным катализатором добродетельного поведения. С утратой этой веры возможно наступление морального нигилизма, пренебрежение к нравственным устоям общества.

Уже древнегреческие философы подчеркивали особую значимость справедливости в жизни человека.

В сочинении Платона “Государство” встречается мысль о том, что справедливость дороже всякого золота и что “несправедливость - это величайшее зло, какое только может в себе содержать душа, а справедливость – величайшее благо”.

“Только те любезны богам, которым ненавистна несправедливость”, - утверждал Демокрит. Сама же справедливость, по мнению Демокрита, есть следование природе и исполнение своего долга.

Добрый человек, у которого имеется хорошее расположение духа, не будет творить несправедливости, для него лучше пострадать от несправедливости, чем самому поступать несправедливо. Исходным принципом справедливости является принцип равенства

Большое внимание вопросам справедливости уделяли идеологи буржуазных революций, на знамени которых было написано: “Свобода, равенство, братство”.

Справедливый человек обязан учитывать интересы общества. Но справедливость предполагает и ответственность общества перед личностью, которая также имеет право оценить общественные порядки в определенных ситуациях как несправедливые.

“Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим”, - писал В.Соловьев. По его мнению, чувство справедливости психологически опирается на чувство жалости. Жалость, по мнению русского философа, есть признание за другими права на существование и благополучие.“Справедливость в нравственном смысле есть некоторое самопожертвование ограничение своих притязаний в пользу чужих прав”. В.С.Соловьев.

 

4.“ Милосердие – это всесторонняя благожелательность ” Г.В. Лейбниц.

Милосердие представляет сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

В христианской этике милосердная любовь доминирует над всеми другими принципами и подчеркнуто сформулирована в виде стоящей над ними заповеди – заповеди любви.

Любовь - единственный нравственный принцип, основной закон жизни человека.

Используя термины Соловьева, заповедь любви можно прояснить следующим образом: “Благоговей перед Богом и милосердствуй ближним ”.

Любовь для человека является формой деятельного и заботливого отношения к другому или чувством, в котором он в данной ситуации самореализуется.

Если человек видит в милосердии лишь свое переживание, сострадание, этический принцип, и другого человека как нуждающегося, как объекта милосердия забывает, то от любви в самом деле ничего, кроме эмоции, а значит, кроме себялюбия не остается.

При этом заповедь любви не осуждает любви к самому себе. Напротив, она утверждает: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”.

Что такое милосердие как практическая задача? На уровне принципиального этического рассуждения, возможно, достаточно удовлетвориться словами, что надо делать добро и отвращать зло. Милосердие предполагает некую способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, то есть в отдавании. Причем, человеколюбие бескорыстно. Милосердная любовь предполагает принятие интереса другого независимо от симпатий и антипатий, беспристрастно. Только милосердие в душах способно привести к изменению общественных отношений и институтов, к политической борьбе и разрешению конфликтов.

 

5. Совершенствование одно из важных составляющих нравственного опыта человека. Перфекционистское мышление содержит в себе два пласта взаимопересекающихся представлений:

- совершенство как идеал

- совершенство как процесс достижения идеала.

В стоицизме и буддизме развит другой образ совершенства – самодостаточность. Согласно этому пониманию, совершенство заключается в полной независимости человека от преходящих обстоятельств и страстей во внутренней свободе, “чистоте духа”.

Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства. В отличие от буддистской этики нирваны христианства проповедуют деятельную любовь к людям. Более того, в христианстве преобладает вера в то, что человек должен совершенствоваться, во имя деятельной любви и что он реально совершенствуется только в деятельной любви. Каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого человеку необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначения – подчиняться воле Бога и на основе этого преобразиться, соединившись с Богом в осуществлении идеала Богочеловека.

Отсюда вытекают два нравственных императива человека в отношении Бога, или абсолюта, которые В.С.Соловьев сформулирован следующим образом:

- Имей в себе Бога.

- Относись ко всему по-Божьи.

Из предложенных образов можно выделить существенные моменты, из которых складывается обобщенное представление об этике самосовершенствования.

1. самосовершенствование и личная дисциплина;

2. стойкость в исполнении долга и сознательное подчинение себе выбранной цели;

3. внутренняя свобода;

4. верность этическому абсолюту;

5. непрестанные усилия по практическому осуществлению идеала.

Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире, со своего отношения к высшим ценностям, с предположения о собственном несоответствии этим ценностям.

Появление стремления к нравственному совершенствованию возможно на основе хотя бы минимального совершенства, т.е. внутри пространства нравственности. При этом человек должен осознавать и собственное несовершенство, именно это станет толчком к нравственному совершенствованию. Совершенствование должно идти в трех направлениях:

1. раскрытие собственных сил и способностей;

2. совершенствование окружающего мира;

3. реализация на практике заповеди любви.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал