Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К полноте и цельности человека
Общеизвестно, что многие учёные, так или иначе, - люди религиозные, а среди православных священников и богословов многие начали свой путь и успели серьёзно поработать в математике, в физике и в других негуманитарных науках. Но, к сожалению, мировоззренческие разделяющие силы между народом церковным и народом, полагающимся на авторитет науки, сохраняется. Как будто бы это два разных человеческих мира, и у каждого из них своё мировоззренческое основание. Но в решающие или просто затруднительные моменты и периоды жизни нередко мы становимся, как дети – освобождаемся от, прижившихся к нам рамок, принятых нами от чего-то суетного. Тогда появляется потребность какими-то вопросами, сравнениями и рассуждениями попробовать, хотя бы отдалённо расслышать, имеющиеся созвучия и увидеть сходство мыслей о пережитых и обдуманных истинах. Многое заставляет пытаться наметить направления возможностей вырастания в «одном» - в том, невыразимом словами, изменении, которое может происходить в душе человека. Вопрос: мог бы Давид сказать такие слова, - " Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это" (Пс. 138, 14), - если бы с детства его пытливый ум не помогал его душе вникать в подробности устройств (и пращи, и колесниц, и музыкальных инструментов, и т. д.) и мироустройства? «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11, 3). Так воспринимают мир мыслящие религиозные люди. Вчера (18.08.2014) в конце дня я вышел к морю. Смотрел на перистые облака и мысли крутились у «старой знакомой» идеи, что физик видит красоту с особой полнотой. Зная законы природы, он понимает, с отчётливостью прямого созерцания, как свободные формы облаков, на самом деле, выстраиваются и, как будто живут, от действия невидимых процессов, которые физик знает. Поэтому он любуется игрой видимой красоты, соединённой с игрой невидимой, но угадываемой красоты, язык которой ему понятен. Так воспринимают мир атеисты-учёные. Да, подходя уже очень близко, атеист-учёный остаётся в одном, но особом (граничном), шаге от восприятия верующего, которое выражено словами: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Но, может быть, кто-то должен был заблудиться в Эпоху Просвещения, чтобы быть найденным у новых источников, - найтись вместе с новыми источниками, которые уже необходимы для исполнения заповеди о возделывании земли?
Может быть, многое объясняется тем, что от человека уже требуется не только заглядывать в раздел «ответы и решения» задачника по возделыванию земли. Может быть, ради исполнения этого требования и замолчали истинные пророки и духоносные старцы? Тогда – это благой запрет! Может быть, теперь пришло время, чтобы начать существенно в большей степени, чем до сих пор, искать и находить угодные Богу решения своим человеческим, сотворённым по образу Учителя, умом. И только потом, молитвенно сверяя свой путь с путём Духа, радоваться и утверждаться в вере и делах, когда решение человека совпадает с ответом Бога. Так было у апостолов: «Идохом во Асию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами» (Деян. 16, 6–10). Сначала «идохом»! и «обратихомся»!, потом - «и Дух Божий иде с нами».
Но как возможно, заблудившимся в рафинированном просвещении, выйти на свет?
9.09.2014, утром, сталкиваясь со своим сумрачным непорядком и, вспомнив, очередной раз, слова Иисуса «если свет, который в тебе, есть тьма, то какова тьма?», я вдруг увидел их единство с преданием о том, что святые плакали о своих добрых делах, как о грехах! Может быть здесь мостик, который может связывать душу учёного с миром религии? Атеист-психолог может понять правильность этой оценки добрых дел, - в принципе. Но, далее, задумавшись о случаях, когда, ради психического здоровья и выправления отношений с близкими людьми, человеку необходимо следовать этой правде, он окажется на границе (пока я утверждаю это бездоказательно – интуитивно) между состоянием одиноко самостоятельного разума и разума личностно и свободно религиозного (однако, всё равно способного не терять самостоятельность – «самостоянье человека»). Это состояние между сознанием опустошительной бесполезности самообманов и тупиков одиночества индивидуализма и готовностью обратиться, потому что, если бы не было такой возможности, то не было бы и такой готовности. Это состояние, когда разум может ощутить присутствие Бога и желание не упустить это открытие глубины истины. Познавший это, не упускающий познанное и, находящийся в этой соединённости, Иов сказал: «… доколе ещё дыхание моё во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесёт лжи!» (Иов 27, 3-4).
Тут, как будто, становится различимым – заметным и ощутимым - этот мостик.
В самоощущении человека некоторые понятия - красота, любовь к родному и прекрасному, а также острое понимание катастрофичности предательского шага и т. д. – соединены с чувствами. В связи с этим сказано, что истине нельзя научить – истину можно только пережить. Такие понятия у человека могут достигать почти полной неразличимости с осознанием, близким к пониманию цели и смысла жизни. Если эти понятия оказываются близки к истинным атрибутам Бога, то этот человек, наверное, уже не атеист.
Хотя, конечно, такой мостик – это ещё не всё.
|