Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности современных российских предпринимателей






Интересно и несколько неожиданно, что россиянам оказа­лась совсем не так уж чужда идея предпринимательства: 52, 6% из них занимаются предпринимательством или хотят им зани­маться. Правда и то, что в начале реформ в 1992 году таких было еще больше — 63%. Сокращение произошло, в основном, за счет тех, кто реально ведет свое дело, — а их стало меньше в два раза17.

Причины такого сокращения очевидны: во все последние годы экономические и политические условия в России были перма­нентно неблагоприятными для предпринимательства. В некото­рых регионах страны целые секторы мелкого (т.е. массового) бизнеса оказались под запретом. В силу этих причин доля тех, кто планирует в будущем заниматься бизнесом, сократилась в четыре раза17. Следовательно, капитализм не стал всенародным делом в России. Но не потому что он в принципе чужд россия­нам, а потому что реформы так и не превратили его из разно­видности экстремальной деятельности в обычную систему эко­номической жизни. Кстати, 4, 5% россиян вовсе не хотели бы заниматься предпринимательством, но вынуждены делать это из-за угрозы безработицы: «Коли некуда деться, приходится вер­теться».

В настоящее время малое и среднее предпринимательство в России развивается медленно и очень противоречиво, что ха­рактерно для переходного периода развития российского обще­ства. Эта сфера жизни стала объектом интенсивных исследова­ний социологов, экономистов, психологов и даже историков. Исследователи пытаются составить представление о психологи­ческих качествах предпринимателей, их мотивации, отношении к риску, неудачам и конкуренции, об их личных качествах и самооценке.

По данным аналитиков90, средний возраст современного рос­сийского предпринимателя — 35—45 лет. Чаще всего это мужчи­на: в начале 90-х годов среди всех предпринимателей мужчины составляли 96%, в следующие годы — около 80%, что говорит о возрастающей активности женщин. Из них 85% имеют высшее образование, а многие закончили два учебных заведения или имеют ученую степень.

Замечено, что российские коммерсанты особенно охотно со­трудничают с турками. Конечно, важно, что турецкое оборудо­вание для мелкого и среднего бизнеса дешевле, чем в Европе. Но не менее важно и то, что им легче договариваться с турками. В чем-то российские и турецкие бизнесмены похожи: «И те и другие нетерпеливы, изворотливы, изобретательны и полны энту­зиазма, динамичны и активны», — считает А. Жердев, глава отде­ления Торгово-промышленной палаты РФ в Турции. «И те и другие не боятся риска».

Отвечая на вопрос, что их привлекает в столь рискованной деятельности, российские предприниматели указывали на воз­можности самореализации (56%), независимость (44%), матери­альную обеспеченность (40%), авторитет среди окружающих, полезность своей работы для других людей (11%), а также новиз­ну данного вида деятельности90. Понятно, что они вынуждены работать в условиях высокой неопределенности, принимать рискованные решения и нести личную ответственность в случае не­удачи, как материальную, так и моральную — за судьбы рабо­тающих на их предприятии людей. Данные аналитиков говорят о том, что по сравнению с началом 90-х годов оценки реального риска постепенно снижаются93, хотя в целом занятия предпри­нимательством оцениваются как рисковые.

Все согласны, что риска лучше избегать. Тогда можно задать вопрос: что же заставляет предпринимателей в России участво­вать в рисковых предприятиях? Что они предпочитают: иметь собственное дело, требующее напряженного труда, или риск ради крупного выигрыша? Или нам более предпочтительно иметь не­большой, но стабильный доход без риска? Парадоксально, но от­веты россиян не совпадают по годам. Можно обрисовать в общем виде динамику их намерений.

В начале 90-х годов 32, 9% предпринимателей предпочитали риск ради крупного выигрыша: «Кто не рискует, тот не пьет шам­панского». Сейчас же доля таких людей незначительна (только 8, 6%). Отношение к риску изменилось, и большинство уже не согласно «не видя броду, лезть в воду» — 84, 3% предпочитают иметь собственное дело, которое хотя и требует большой отдачи сил и времени, тем нее менее способно приносить хороший ста­бильный доход. А вот на небольшой, но стабильный доход без особого риска согласны только 7, 1% россиян. Этим качеством они очень отличаются, например, от французов, которые в боль­шинстве случаев предпочтут сэкономить по мере Возможности, но зато без всякого риска. Итак, подавляющая часть предприни­мателей реалистически оценивает ситуацию и свои возможнос­ти, готовы иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и идти при этом на разумный риск.

В 90-е годы в три раза возросла доля российских предприни­мателей, испытавших крупные неудачи в бизнесе. Тем интерес­нее было задать им вопрос: «Как бы вы поступили в случае серь­езной неудачи!» Оказалось, что только 17% предпринимателей бросили бы свою деятельность. Зато половина (51, 5%) показала высокую самостоятельность, активность и уверенность в себе, поскольку готовы «начать новое дело». Только 30% в случае не­удачи стали бы искать опору в надежном компаньоне. Ни один из них не выразил желания перейти на государственное предпри­ятие или искать работу у другого предпринимателя93. Потерпев­шие неудачу бизнесмены предпочитают две основные стратегии: 1) самостоятельно организовать новое дело или 2) искать на­дежного компаньона.


В ходе опроса предпринимателям предлагалось оценить сте­пень конкурентной борьбы в стране и собственную конкурен­тоспособность. Результаты исследований показали, что с 90-х годов накал конкурентной борьбы в стране постепенно нараста­ет. Сами предприниматели этот накал борьбы оценивают как «вы­сокий», а не «средний». Это говорит о том, что молодой россий­ский бизнес неминуемо становится все более агрессивным и динамичным: слабым там просто нет места.

При этом четверть предпринимателей очень скромно оцени­вают свои конкурентные возможности и способности, не впол­не уверены в своих силах. И все-таки остаются при этом в деле, не покидая его. Каждый десятый россиянин терпеть не может со­ревнования и устает от этого психологически. Вместе с тем по­чти половина утверждают, что «им нравится соревноваться с людь­ми», что «они предпочитают жить и работать в условиях конку­ренции».

Интересно, что соревновательные установки в сознании биз­несменов не связаны с опытом переживания крупных неудач в бизнесе. Они скорее являются социально-психологическим ка­чеством личности. Люди, которым нравится соревноваться, — это активные, уверенные в себе лидеры, реально оценивающие ситуацию, любящие риск и не останавливающиеся на достигну­том.

Для России характерно также, что часто сфера применения деловых качеств бизнесменов и их профессиональное образова­ние совершенно не связаны. Вот, к примеру, типичная история преуспевающих ныне бизнесменов Алексея Апухтина и Вадима Новаковского, рассказанная на страницах деловой газеты «Ведо­мости» (24.06.02).

Один из них — инженер, второй — летчик гражданской авиации. С легализацией рыночных отношений они пробовали свои силы в разном бизнесе (продажа бытовой техники и продуктов пита­ния), но без особой удачи, пока не пришла в голову невероят­ная идея использовать чисто русский феномен — любовь к рус­ской бане, удовольствие попариться с веником. Ведь, как вы теперь знаете, баня для русских — ритуал, а веник — важней­шая деталь этого ритуала.

Руководствуясь этими идеями, всего год назад они создали в Петербурге свою фирму «Троица» по производству банных вени­ков (!), наладили продажу своего товара через розничные сети магазинов «Рамстор» и автозаправочные станции British Petroleum. Сами разработали технологию производства, придумали специальное оборудование и упаковку для своего продукта. Дело по­шло так успешно, что буквально через несколько месяцев они вернули свои вложенные 15 000 долларов и задумались о суще­ственном расширении ассортимента и сети продаж, даже реши­ли издать книгу о правилах парения.

Казалось бы, веник — так несерьезно! Так это несозвучно самому понятию «бизнес»! А вот поди ж ты, теперь они — пио­неры в оригинальном производстве с большими планами на бу­дущее.




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал