Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По базисным знаниямСтр 1 из 4Следующая ⇒
Методические указания для студентов Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ КАЗАХСТАНА И ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ. РЕАЛЬНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА ОРГАНИЗМ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, ПОСТУПАЮЩИХ С АТМОСФЕРНЫМ ВОЗДУХОМ.
1. Тема: Экологические проблемы современных городов Казахстана и особенности здоровья населения. Реальная химическая нагрузка на организм химических веществ, поступающих с атмосферным воздухом. 2. Количество учебных часов: 90 минут 3. Актуальность темы (мотивация изучения): Экономическая и политическая стабильность Республики Казахстан, ее экологическая и национальная безопасность невозможны без решения экологических проблем, важнейшей составной частью которых является экологическое образование населения. Стихийное развитие взаимоотношений общества с природой поставило человечество на грань экологической катастрофы. Дефицит экологического воспитания и образования приводит ко многим непоправимым ошибкам как в сфере производства, науки и в целом всей хозяйственной деятельности, гак и в сфере охраны здоровья. Поэтому экологическая образованность должна стать неотъемлемым компонентом в становлении и профессиональной деятельности медицинского работника любого профиля. 4. Цель занятия: экологизация сознания и воспитание экологической культуры, позволяющие будущему специалисту использовать экологические знания не только в узкопрофессиональных интересах, но и содействовать выходу общества из экологического кризиса и движению по пути устойчивого развития. • Студент должен знать: - экологические проблемы современных городов Казахстана; - основные показатели здоровья населения как интегральную оценку качества окружающей среды; - реальную химическую нагрузку на организм химических веществ, поступающих с атмосферным воздухом. • Студент должен уметь: - использовать показатели здоровья населения для интегральной оценки качества окружающей среды 5. Вопросы для подготовки к занятию: По базисным знаниям 1. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы. 2. Экологические последствия загрязнения гидросферы. 3. Экологические последствия загрязнения литосферы. 4. Экологические последствия антропогенного воздействия на растительный и животный мир. • По теме настоящего занятия 1. Понятие «урбанизации». Современное состояние проблемы. 2. Основные источники химического загрязнения города, их воздействие на здоровье населения. 3. Источники и факторы физического загрязнения городской среды. Негативные проявления физического загрязнения. 4. Биологическое загрязнение города и его эпидемиологическая опасность. 5. Особенности экологической ситуации в городах Казахстана. - 6. ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 6.1. Город - форма расселения. Общие свойства и особенности города. Город - это особое социально-пространственное образование наряду с деревнями, селами, поселками и другими локальными ареалами существования людей. Становление городов связано с переходом от первобытного общества к классовому. Понятие города является условным и обозначает населенный пункт, отнесенный согласно законодательству данного государства к категории городов. При этом важное значение имеет количество населения: как правило, к городам относят населенные пункты с численностью населения свыше 8-12 тысяч человек. Все остальные поселения имеют другие специфические названия: деревня, село, рабочий поселок, городской поселок, поселок городского типа. Нет недостатка в словах и выражениях, в которых города характеризовались как исключительное явление: " Город - интеграл человеческой деятельности", " Города есть лучшее из того, что создано человеческой цивилизацией за всю историю ее развития", " Города -духовные мастерские человечества", " Город - одно из сильнейших и полнейших воплощений культуры, один из самых богатых видов ее гнезд". " Города - двигатели прогресса". Город создается совместными действиями многих сил.- Это результат развития торговли, промышленности, культуры, следствие нужд обороны и намерений политики; он возникает в связи с освоением новых районов и углублением международного разделения труда. Города - форма расселения и территориальной организации хозяйства, которая обладает многими достоинствами, необходимыми для общественного развития. Город чрезвычайно притягателен. Он интегрирует, переплавляет, трансформирует, вбирает в себя все, и в нем есть все, что как раз и затрудняет, как заметил философ П.Г. Щедровицкий, его определение как явления. Город - модель общества, его породившего. У него удивительная способность отражать особенности района, в котором он находится, этноса, живущего в этой части Земли, отрасли, представленной в его производственной структуре. Разнообразные функции города делают его многогранным и очень сложно устроенным. В энциклопедических статьях он характеризуется как чрезвычайно многоплановый социальный организм, сложный экономико-географический, архитектурный и инженерно-строительный, культурный комплекс. Краткие определения говорят о самых общих его чертах. Они только подводят к его характеристике. Попытаемся описать основные, наиболее характерные свойства и особенности города, благодаря которым он занял столь важное место в жизни общества. Урбанистическая концентрация (один из фундаментальных признаков города) - высокая концентрация различных объектов и видов деятельности и связанного с ним населения на весьма ограниченной территории. Это особый вид территориальной концентрации, специфическое, качественное явление, характеризующееся не только масштабами концентрации, которые могут достигать высоких показателей, но и чрезвычайным разнообразием. Сосредоточенные в городе виды деятельности находятся в тесном взаимодействии, а живущие в нем люди имеют возможность тесного общения. Поэтому урбанистическая концентрация - это концентрация разнообразия и взаимодействия. В близком соседстве оказываются порознь тяготеющие к городу, но плохо совместимые объекты, производства. Обычно это влечет за собой ухудшение экологической ситуации. Таким образом, территориальная концентрация дает возможность получить значительный экономический выигрыш, но она сопряжена с рядом побочных негативных последствий. Особенность города как формы территориальной концентрации и в том, что в нем сосредоточиваются прогрессивные силы общества, наиболее творческие его элементы. Это определяет важнейшие свойства среды города, его интеллектуальный и духовный потенциал, в конечном счете его роль как двигателя прогресса. Как образно сказал П.Г.Щедровицкий, " город позволяет обществу построить встречу со своим собственным будущим", и еще: "...Город есть форма выращивания и создания ресурсов для развития". К атрибутам истинного города относится и многофункциональность, позволяющая более полно использовать многогранный потенциал города: географическое положение, специфическую среду, развитую инфраструктуру, высококвалифицированные кадры, производственные фонды и т.д. Она открывает возможность эффективно сочетать производства и виды деятельности, закономерно дополняющие друг друга. Особое значение многофункциональности в том, что она помогает городу, его населению выжить в условиях рыночной экономики, конкурентной борьбы, меняющейся конъюнктуры, дает городу возможность экономического маневра, перемещения акцента в направлениях развития. Город не существует вне своего окружения. Он связан с окружающим районом, использует его ресурсы, обязан обслуживать этот район, для чего в своей функциональной структуре должен иметь соответствующие производства и службы. В самой сущности города, в его развитии и в функционировании заключен динамизм. Раз город призван создавать предпосылки для прогрессивных изменений в обществе, он сам обязан.непрестанно меняться. Истинный город невозможно представить неподвижным, замершим, не развивающимся. Он динамичен с первого дня возникновения и является символом развития. Динамичность функционирования (динамичная статика) проявляется благодаря концентрации взаимодействующих объектов в пределах ограниченной территории: приток людей из пригородов в город, из периферийных районов в центр, а затем обратно, пиковые нагрузки на транспорте, непрерывность действия многих производств, всех систем жизнеобеспечения и т.д. Трансформацию отраслевой и планировочной структур, пространственную дифференциацию городской среды, выход города " во вне" и формирование -колец поселений-спутников - все что можно рассматривать как процессы саморазвития города, одну из основ его непрерывной эволюции. Городу как форме территориальной организации жизни и деятельности людей свойственны противоречивость и проблемностъ. Противоречия заложены изначально, в самой его сущности. Они могут быть ослаблены разумным регулированием социально-экономического развития, но могут быть и усилены просчетами в планировании и проектировании. Было бы ошибкой видеть корень проблем и противоречий в неправильных действиях людей. Их порождает прежде всего сам город как очень сложное по своей структуре и динамике образование. Одним из проявлений проблематичности городской среды в данное время является ухудшение ее качества. Постоянно расширяясь, город как бы вырастает из ставшей тесной ему одежды: улицы оказываются слишком узкими, не способными пропустить увеличившиеся транспортные потоки. Центр также не в состоянии справиться с обслуживанием разросшегося города. Мощности систем коммунального хозяйства - водоснабжения и канализации, энергоснабжения и мусороудаления - становятся недостаточными и требуют переустройства. Возникает необходимость увеличить жилой фонд, строить новые жилые районы, но удобные площадки оказываются уже застроенными. Город заинтересован в сохранении благоприятного природного окружения, так как оно обеспечивает ему экологическое благополучие, и в то же время, непрестанно разрастаясь, все дальше оттесняет от себя природу. Город привлекает множество людей, но при этом в нем складывается слой маргинального населения, что снижает качество городской среды и создает почву для возникновения криминогенных ситуаций. В развитии города иногда чрезвычайно сильно проявляется некий " механизм торможения": город сам себе мешает, противодействуя необходимым изменениям, предпочитая оставаться неизменным. В нем причудливым образом сочетаются стремление приспособиться к происходящим изменениям и желание сохранить старину. Каждый шаг развития сопровождается противоборством разных сил. Перед градостроителями, разрабатывающими генеральные планы городов, стоит труднейшая задача: сделать гармоничным и сбалансированным.город, который соткан из противоречий и проблем. Важнейшая задача в этой связи - эффективное управление городским хозяйством, составной частью которого является управление качеством окружающей среды. 6.2. Городская система. Среда города. Как известно, системой называют такой объект, который можно расчленить на составные части - подсистемы различного уровня. При этом между такими подсистемами должно существовать определенное взаимодействие, в процессе которого происходят взаимные связи. Любой город (городская агломерация, система расселения) имеет несколько системных (в том числе экосистемных) характеристик, закономерности которых необходимо учитывать в процессе его исследования, конструирования или управления им. Город- сложная система, характеризующаяся многообразными внутренними и внешними связями естественного, технического, социального происхождения. Как сложную систему город можно представить в виде динамичного взаимодействующего сочетания двух субсистем - природной и антропогенной, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд взаимодействующих подсистем: природная - на геосистему, гидросистему, аэросистему и биосистему; антропогенная на подсистемы производственную, градостроительную, инфраструктурную. Вполне понятно, что и природные, и антропогенные подсистемы можно подразделить на подсистемы более низкого ранга, последние - на еще более низшего ранга и т.д. Характер функционирования городской системы определяется динамикой процессов, протекающих в субсистемах, а также интенсивностью прямых и обратных положительных и отрицательных связей между ними. Так, природная субсистема характеризуется сложными геохимическими и биологическими процессами, идущими на территории города, преобразованием горных пород, участием в регенерации кислорода и воды в результате реакции фотосинтеза и кругооборота в природе других элементов, почвообразованием и т.д. Антропогенную субсистему характеризуют создание и дальнейшее развитие структур техногенного происхождения, преобразование естественных ландшафтов в культурные. Взаимное влияние природной и антропогенной систем весьма велико, однако главное их различие заключается в том, что природная субсистема способна к саморегуляции и не нуждается в активном действии на нее антропогенной субсистемы (скорее, наоборот), а антропогенная система, напротив, всецело зависит от природной. При этом человек как элемент природной субсистемы и одновременно социальное существо не просто влияет на антропогенную субсистему - он ее создает, оказывая сильное влияние и на природную субсистему, нередко лишая ее способности к саморегуляции. Своеобразие города как сложной системы состоит и в том, что он включает в себя элементы социальные, технические и природные. С точки зрения геоэкологии, город можно представить совокупностью следующих основных подсистем: населением; экономической базой; сферой жизнеобеспечения и природной составляющей. Население. Город - это. прежде всего крупный населенный пункт, в котором люди находятся в контакте друг с другом. Население - главная подсистема города, определяющая параметры и организацию всех других подсистем. Его людность (число жителей) - базовый показатель для всех градостроительных расчетов и для получения производных показателей, характеризующих город с разных точек зрения. Население города полиструктурно. В разных срезах структуры населения выражаются многие важные стороны деятельности и особенности города. Структура занятости, т.е. распределение работающего населения по отраслям хозяйства, дает представление о функциональном типе города. Данные о притоке нового населения - важная черта динамизма развития города. Невысокая приживаемость новоселов - свидетельство недостаточно благоприятной (в том числе и в экологическом смысле) городской среды. Городское население формируется за счет трех источников: а) естественного прироста; б) механического прироста; в) преобразования сельских поселений или включения их в городскую черту. Соотношение /естественного и механического прироста зависит от типа города, его " возраста" и размеров. Новые города, естественно, формируют свое население за счет механического прироста. В то же время и показатели естественного прироста вследствие высокой рождаемости (сказывается преобладание молодых возрастов) и низкой смертности здесь также выше. Большие города притягивают людей, а малые - отдают население, и их людность изменяется незначительно. В странах с рыночной экономикой отчетливо проявляется расслоение населения городов по социальному признаку, что отражается в дальнейшем также и" на качестве окружающей среды города. Это выражается в территориальной обособленности отдельных его групп с разными доходами, в существовании, с одной стороны, элитарных районов с; благополучной природной и социально-экономической средой, высокой степенью облагороженности территории, а с другой - районов, где живут обездоленные люди, образующих пояса нищеты (т.е. " трущобные районы", где остро стоят не только социальные, но и экологические проблемы). Для больших городов характерна высокая подвижность населения вследствие пространственной разнесенности мест проживания, мест приложения труда и объектов сферы обслуживания. Разрастание городов вызывает удлинение маршрутов городского транспорта, усложняет транспортное обслуживание. Увеличивается число пересадок, и вследствие этого поездки отнимают у горожан много времени, зачастую значительно больше, чем это предусмотрено градостроительными нормами. Растет транспортная " зависимость" людей, увеличивается моторизация населения, возрастают вредные выбросы от автотранспорта. Центр большого города привлекает в дневное время огромные массы, как жителей города, так и приезжих, в результате его дневное население значительно превосходит ночное. Центр крупного города оказывается значительно загрязненным в такие моменты времени. К тому же здесь постоянно растет плотность застройки за счет строительства в основном новых помещений для офисов, элитных жилых домов и т.п. В " спальных" районах наблюдается обратная картина. Горожане выезжают в пригородную зону, особенно активно летом в выходные дни. Поэтому в конце недели численность населения города заметно сокращается. Таким образом, численность городского населения демонстрирует суточные, недельные и сезонные циклические колебания. При значительной социальной неоднородности население города образует территориальную общность людей. Все жители пользуются в целом городом и его пригородной зоной - местами приложения труда, сферой обслуживания, живут в условиях одного города. Все горожане вносят свой вклад в формирование городской среды, способствуя ее территориальной дифференциации и наделяя ее характерными особенностями. Так или иначе, население города участвует в формировании определенного качества городской среды. В этой связи важно показать роль общественности в формировании определенного качества окружающей среды города и в конечном итоге качества жизни. Экономическая сфера города. Она состоит из двух основных частей - градообразующих и градообслуживающих отраслей. Разница между ними принципиальная, граница довольно условна, а в некоторых городах очень расплывчата. Градообразующие отрасли характеризуют производственное лицо города, его специализацию, место в общественном разделении труда, работу города для удовлетворения потребностей страны, региона, окружения самого города. Градообразующие отрасли, или градообразующая база, - та основа, которая вызвала город к жизни. Градообслуживающие отрасли существуют для самого города, его населения. Они производят продукцию, потребляемую на месте. Нечеткость деления отраслей на Градообразующие и Градообслуживающие вызвана тем, что одни и те же предприятия могут выпускать продукцию как предназначенную для вывоза в другие центры и районы, так и рассчитанную на местного потребителя. В городах, привлекающих большие массы людей на временное жительство (например, в городах-курортах, где временное население может превышать по численности постоянное), типично обслуживающие отрасли выпускают продукцию, потребляемую не только постоянными жителями, т.е. частично приобретают значение градообразующих. Стремление разных отраслей и ведомств использовать город как интегральную градостроительную инфраструктуру, располагающую комплексом условий для развития многих производств, приводит к решениям, далеко не всегда учитывающим интересы города как целого, как среды для жизни людей. Это создает основу для столкновения интересов города и отрасли, территории и ведомства. В городе появляются плохо совместимые производства и виды деятельности, что осложняет его планировочную организацию, порождает множество экологических проблем. Вообще надо отметить, что именно данный компонент городской системы обуславливает наличие основных проблем в окружающей среде города. Специализация города, определяемая отраслями градообразующей базы, особенности функциональной структуры служат основанием для объективизации существующих диспропорций в окружающей среде, как самого города, так и его ближайших пригородов. Сфера жизнеобеспечения. Она включает разнообразные отрасли социальной и технической инфраструктуры (транспорт, инженерные системы, жилье, сферу обслуживания), которые обеспечивают жизнь населения и функционирование экономической базы. Социальная инфраструктура ориентирована на удовлетворение потребностей городского населения в различных видах обслуживания - в образовании, лечении, отдыхе, покупках продовольственных и промышленных товаров, пошиве обуви и одежды, ремонте бытовой техники, квартир и т.д. Набор видов услуг, оказываемых населению, чрезвычайно широк, в связи, с чем эта сфера имеет много отраслей. Распределение учреждений и предприятий обслуживания по территории города зависит от частоты их посещения жителями города и от характера услуг. Объекты, занятые повседневным обслуживанием, максимально приближены к жилым микрорайонам, встроены в них. Учреждения и предприятия, оказывающие услуги периодического и эпизодического спроса, размещаются вблизи часто посещаемых мест, обладающих хорошей доступностью. Объекты культурной инфраструктуры - театры, концертные и выставочные залы, музеи, а также крупнейшие универмаги и главные специализированные магазины - тяготеют к центральному району города. Жилой фонд, удовлетворяющий одну из основных потребностей людей в жилище, формируется в соответствии с динамикой и структурой населения, которые в свою очередь сильно зависят от типа, возраста и географического положения города. Жилище, жилые образования (микрорайоны и районы) многое определяют в условиях и образе жизни людей. От состояния жилой среды, ее планировочных, технических, гигиенических и эстетических свойств зависит во многом качество города как формы территориальной организации населения. Транспорт связывает все части города между собой, и каждую из них - с центром, обеспечивает взаимодействие всех городских подсистем. Необходимость в транспорте возникает при достижении городом достаточно больших размеров, в то время как малый город можно назвать городом пешеходов. Чем больше город, тем больше видов транспорта в нем используется. В городах-миллионерах к наземным видам транспорта -трамваю, автобусу, троллейбусу - присоединяется подземный метрополитен. Обеспечение города транспортом и организация в нем движения - одна из острейших проблем в городах XXI в. Возрастание транспортных потоков требует создания системы мощных, обладающих большой пропускной способностью многополосных магистралей. Эти транспортные коридоры, связывая части растянувшегося города, одновременно, подобно глубоким каньонам, рассекают его, осложняя взаимодействие расположенных по обе стороны от них территорий. В старинных городах, обладающих заслуживающей сохранения исторической средой, устройство таких транспортных коридоров невозможно, так как оно требует сноса большого количества зданий. В странах Запада, да и у нас в Казахстане основным.- видом городского и пригородного транспорта стал личный автомобиль. С одной стороны, это удобно, так как позволяет совершать поездки " от двери до двери". С другой -резко ухудшается состояние окружающей среды, поскольку автомобильный транспорт - основной загрязнитель городского воздуха. Кроме того5 чрезвычайно обострилась проблема стоянок, для которых в затесненных городах, где земля очень дорого стоит, трудно найти для них площади. Именно транспорт как подсистема города обуславливает появление целого комплекса негативных последствий для окружающей среды города. В первую очередь это проявляется на состоянии воздушного бассейна. Например, в г. Алматы более 80% вредных выбросов в атмосферу дают именно транспортные потоки. Наряду с транспортом инженерное обеспечение жизнедеятельности города включает системы водо- и энергоснабжения, очистки сточных вод, мусороудаления и утилизации отходов. Современный крупный город обладает сложными инженерными сетями и сооружениями, обеспечивающими производственные процессы и жизнедеятельность людей. Состояние данных подсистем также будет определять степень благополучия окружающей среды городской территории и пригородной зоны. Природная составляющая (природная среда города). Хотя природные условия на территории города в значительной степени изменены человеком, они продолжают играть значительную роль в городской системе. Город -ареал глубоко измененной природы, особая экосистема. Степень ее изменения зависит от географического положения, конкретной географической ситуации, ответственности властей, активности жителей. Природа в городе и его ближайшем окружении подвергается сильному преобразованию. Будучи местами концентрации разнообразной промышленности, строительства, энергетики, автомобильного парка, населения, города являются источниками антропогенного загрязнения воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы и др. компонентов. С другой стороны природная среда в городе во многом определяет его привлекательность, влияет на создание облика городской среды, на ее территориальную дифференциацию. Состояние компонентов природы -важный индикатор состояния и качества городской среды. От качества природной составляющей городской-среды во многом зависят цены на жилье в городе, престижность районов города, спрос в них на земельные участки. В качестве примера приведем ситуацию в г. Алматы, где более благоприятная экологическая обстановка складывается в юго-восточной части города, подверженной относительно хорошей проветриваемости за счет развития горно-долинной циркуляции. Здесь также более благоприятные микроклиматические и геоботанические условия. Все это определяет более высокую котируемость данного района в сравнении с другими, например, с районами, расположенными на севере города.
|