Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок принятия, составления и оглашения решения третейского суда. Подписание решения. Порядок направления (вручения) решения сторонам






 

Решение может приниматься составом третейских судей, состоящим из одного или нескольких, как правило трех, третейских судей. Регламентация порядка проведения совещания (deliberation), завершающегося голосованием третейских судей, имеет практическое значение только при коллегиальном принятии решения. Такое совещание в международном коммерческом арбитраже может проводиться непосредственно после завершения заседания состава третейского суда с участием сторон либо вырабатываться в результате одного или нескольких совещаний третейских судей, в том числе по телефону или путем обмена корреспонденцией. Проект решения может быть подготовлен и на практике часто готовится одним из третейских судей, например председателем состава третейского суда.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации" решение третейского суда или хотя бы его резолютивная часть должны быть объявлены в заседании третейского суда. В этом случае, если стороны не согласовали срок для направления им решения, мотивированное решение должно быть направлено сторонам в срок, не превышающий 15 дней со дня объявления резолютивной части решения. Применение приведенных правил вызывает трудности.

Во-первых, часто принятие и оглашение решения по существу спора, выраженного в его резолютивной части, невозможно до того, как третейскими судьями согласованы и сформулированы все мотивы решения, произведены точные расчеты сумм, подлежащих взысканию. Однако норма закона, предписывающая оглашение решения в заседании третейского суда считается императивной. Во избежание вынесения ошибочных либо содержащих неточности резолютивных частей решений, третейские судьи в ряде случаев предпочитают, фактически завершив слушание и исследование всех представленных доказательств, назначить еще одно заседание третейского суда, как правило, только для объявления резолютивной части принятого решения, либо полного текста решения третейского суда.

Во-вторых, 15-ти дней часто не хватает для составления решений по сложным делам. Здесь правомерна аналогия со значением срока для рассмотрения и разрешения спора, для составления и подписания решения в государственных судах. Такие сроки не являются пресекательными, а имеют " инструкционное", " служебное" значение. Следовательно, несоставление решения третейского суда в установленный срок не отменяет обязанности третейских судей составить и подписать такое решение.

Поскольку срок для составления мотивированного решения закреплен в диспозитивной норме Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации", в согласуемых сторонами правилах третейского разбирательства, представляется целесообразным использовать гибкие подходы к определению сроков для составления мотивированных решений третейского суда. Например, можно установить дифференцированные сроки для разных категорий дел, рассматриваемых в общем порядке либо по правилам сокращенной (упрощенной) процедуры; определить срок, " в течение которого, по возможности, должно быть составлено мотивированное решение" с одновременным установлением оснований и порядка продления такого срока председателем (заместителем председателя) постоянно действующего третейского суда.

Подписание решения может производиться всеми третейскими судьями в одно и то же время в одном и том же месте. Однако допускается и практикуется последовательное подписание текста решения третейского суда, передаваемого от одного третейского судьи другому либо каждым из третейских судей в помещении постоянно действующего третейского суда.

В отсутствие указания на дату принятия решения в Законе РФ " О международном коммерческом арбитраже" *(446), определение такой даты - прерогатива соглашения сторон, достигаемого, в частности, путем согласования Правил (Регламента) постоянно действующего третейского суда. Например, в п. 2 и 3 § 39 нового Регламента МКАС*(447) предусмотрено, что " дата вынесения решения определяется с учетом даты последней подписи арбитра, входящего в состав арбитража". В случае, если в отсутствие у кого-либо из арбитров возможности подписать решение это обстоятельство удостоверяет председатель МКАС, " дата вынесения решения определяется с учетом даты удостоверения этого обстоятельства".

Датой принятия (вынесения) решения третейского суда считается дата подписания такого решения третейскими судьями, входящими в состав третейского суда*(448), а фактически, так же как и в МКАС, - дата подписания решения последним из трех лиц, входящих в состав третейского суда.

Местом принятия решения и местом его подписания, в силу закона, считается " место третейского разбирательства" (" место арбитража").

Оба российских закона о третейском суде содержат нормы о вынесении решения третейского суда большинством голосов образующих состав третейского суда третейских судей.

После принятия решения каждой стороне должна быть вручена либо направлена копия решения (п. 3 ст. 33 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации", п. 4 ст. 31 Закона РФ " О международном коммерческом арбитраже"). Дата получения решения сторонами определяет момент, с которого начинается исчисление сроков для подачи заявления о принятии дополнительного решения (п. 1 ст. 34 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации"; п. 3 ст. 33 Закона РФ " О международном коммерческом арбитраже")*(449); заявления о разъяснении решения (ст. 35 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации"; п. 1 ст. 33 Закона РФ " О международном коммерческом арбитраже"); заявления об исправлении ошибок в решении (п. 1 ч.1 ст. 33 Закона РФ " О международном коммерческом арбитраже"; в Федеральном законе " О третейских судах в Российской Федерации" срок для обращения стороны за исправлением решения не указан; срок для оспаривания решения указан ст. 40 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации"; п. 3 ст. 34 Закона РФ " О международном коммерческом арбитраже")*(450).

Оба закона не исключают права третейского судьи на особое мнение.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона " О третейских судах в Российской Федерации" особое мнение третейского судьи прилагается к решению третейского суда. При этом решение третейского суда должно быть подписано, в том числе и судьей, имеющим особое мнение.

В международном коммерческом арбитраже также существует практика заявления третейскими судьями особого мнения, основанная на ст. 19 Закона РФ " О международном коммерческом арбитраже", предоставляющей сторонам право самостоятельно определять правила арбитражного разбирательства*(451). Этот закон, как и Типовой закон ЮНСИТРАЛ " О международном торговом арбитраже" *(452), не содержит специальных положений об особом мнении третейских судей.

На практике " особые мнения появляются во многих делах, приобщаются к решениям и не рассматриваются в качестве препятствия к их исполнению" *(453). При оценке " особых мнений", представляемых сторонами в качестве письменных доказательств, в производстве по делам об отмене (исполнении) решений третейских судов следует иметь в виду, что истинными причинами их " появления" бывают и попытки " сохранить лицо" перед назначившей арбитра стороной, и желание " указать проигравшей стороне на слабые места решения, которые помогут добиться его отмены или воспрепятствовать его исполнению" *(454).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал