Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






вечером






15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя,


производить на него сильное впечатление». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Начать сочинение Вы можете словами А. И. Горшкова. Объём сочинения должен составлять не менее 70слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.

В тексте Альберта Лиханова особой выразительностью отличается речь тети Груни. Напевность, мелодичность придают ее манере говорить используемые просторечные слова и выражения: «И- и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили» (предложения № 18—19), «Аль не знал?» (предложение № 26). Некоторые фразы героини по лаконичности формы напоминают пословицы. Так, в предложении «Потому как добро без корысти» отсутствует глагол-сказуемое, смысл сосредоточен в двух словах «добро без корысти» (предложение № 25).

Неслучайно речь тёти Груни такова. Близость к народу, его нравственным основам всегда считалась в русской литературе привилегией положительных героев, каковой и является героиня Лиханова.

Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

 

61. Солнце плещется в соцветиях черёмухи

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.И. Постниковой. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации.

Нельзя не согласиться с высказыванием современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Словосочетание — самая маленькая единица синтаксиса, в составе которой отдельные слова приобретают способность взаимодействовать с другими словами и образовывать речевые компоненты.

Для подтверждения справедливости слов И. Постниковой обратимся к отрывку из текста А. Лиханова. В тексте немало выразительных словосочетаний. Так, например, в предложении № 12 («Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен») в словосочетании «простые мысли» заключен глубокий смысл: мысли героини о том, что не должно быть брошенных детей, которые очень нуждаются в помощи, автор называет простыми, то есть естественными, ведь для человека свойственны милосердие, сострадание и желание помочь. В описании детей интерната используются словосочетания: «маленькие люди» (предложение № 6), «печальные маленькие люди» (предложение № 7). Акцент сделан автором на слове «люди», которым он называет

детей, подчеркивая тем самым их нелегкую судьбу, и дополняет определение прилагательными


«печальные», «маленькие», которые уж очень не по-детски характеризуют воспитанников интерната.

Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в словосочетании проявляется способность слова взаимодействовать с другими словами.

 

62. В воскресенье отец разбудил меня

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. Г. Чернышевского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Богатство языка характеризует не только каждого отдельного человека, но и народ в целом. Чем развитее носитель языка, тем богаче его речь. Неслучайно, некоторые племена Африки, находящиеся на первобытной ступени развития, обходятся несколькими десятками звуков. В толковом словаре русского языка более двухсот тысяч слов. И этим богатством нужно умело пользоваться.

Обратимся к тексту А. Баркова. Использование в тексте глаголов придает речи динамику. В предложении № 5 («Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и, когда я был готов, мы двинулись в путь») однородные сказуемые подчеркивают, насколько быстро собрался герой в лес, насколько неважны все эти действия перед главным событием — походом с отцом на тетеревиный ток.

Непринужденность, определенный лиризм придают речи обращения. Мы можем это наблюдать в предложении № 3 («Всю красоту проспишь, соня»).

В предложении № 13 («У дороги застыли вербы в серебряном пуху») художественный образ создается с помощью олицетворения «застыли вербы» и эпитета «серебряный пух». Так говорить о природе может только человек, влюбленный в ее красоту!

Проанализировав текст, можно согласиться с высказыванием русского писателя и публициста Николая Гавриловича Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».

 

63. Был октябрь, на лугах гуляло стадо

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания советского поэта Михаила Васильевича Исаковского: «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М. В. Исаковского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Грамматика — это раздел языкознания — наука об образовании и изменении слов, о соединении слов и строении предложений. Без владения грамматическими нормами языка нельзя в совершенстве овладеть языком, нельзя грамотно говорить и писать. Подчеркивая важную роль грамматики в устной речи и правописании, советский поэт Михаил Васильевич Исаковский говорил: «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может


совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».

Проанализируем грамматический строй языка в тексте Юрия Грибова. Текст непростой с точки зрения синтаксиса: много осложненных предложений, сложных синтаксических конструкций. Так, предложение № 2 (Я шёл медленно, рассматривая перелески, деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова) осложнено обособленным обстоятельством, однородными дополнениями и однородными сказуемыми.

Предложения № 21—22 представляют собой сложную синтаксическую конструкцию, в которой части связаны сочинительной и подчинительной связью, есть прямая речь: (21) «Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что− то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:»

(22) «Кого ждала, кого любила я, Уж не воротишь, не вернёшь...»

Владение грамматическими нормами построения словосочетаний и предложений позволяют автору особой формой повествования привлекать внимание читателя, производить на него сильное впечатление.

 

64. Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак.

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально- стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Абзацное членение текста — это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту М. П. Лоскутова.

Вводная часть представлена предложениями № 1—4 и представляют собой отдельный абзац, в котором дается первоначальное описание собаки и отношение к ней героя. Благодаря этому мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста.

В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М. П. Лоскутов объединяет этот рассказ в отдельный абзац (предложения 23—31).

Таким образом, права была Н. С. Валгина, которая утверждала: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально- авторскую особенность оформления текста».

 

65. Вот тут-то и появился Лис.

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете взятыми из Литературной энциклопедии.


Слова Лиса я понимаю так: человек несёт ответственность за судьбу любого живого существа, к которому привязался, испытывает любовь, о котором проявляет заботу, которому отдаёт свою душу. Свои слова я могу подтвердить примерами из прочитанного текста.

Во-первых, когда Маленький принц приручил Лиса, тот, чувствуя свою ответственность за судьбу юного друга, помог ему увидеть те истины, которые прежде были недоступны (предложения 47— 48).

Во-вторых, мудрый Лис также помог Маленькому принцу разобраться в своих чувствах к первому другу, розе (предложение 50), и осознать свою ответственность за жизнь беззащитного растения. Таким образом, настоящие друзья всегда в ответе друг за друга.

 

66. Недалеко от скалистого берега

 

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста С.И. Львовой:

«Сравнение — одно из самых выразительных языковых средств, которым часто пользуются поэты и писатели, чтобы точнее и образнее передать свои мысли и чувства». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С.И. Львовой. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«− Чудеса! Чудовище спасает человека! — Это морской бог приходит на помощь бедным, — поправил ныряльщика старый индеец. Весть быстро разлетелась по лодкам, плававшим в заливе».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Русский язык — один из богатейших языков мира. В словаре В.И. Даля более двухсот тысяч слов. И, конечно же, этим богатством нужно умело пользоваться. Вот почему нельзя не согласиться с утверждением Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Для подтверждения справедливости слов Паустовского обратимся к тексту Бориса Васильева. На примере предложения 52, в котором автор использует такое изобразительно-выразительное средство, как метафора, нетрудно убедиться в этом. Метафора «он угас» передает горе матери, безвозвратно потерявшей сына, и одновременно подчеркивает, что жизнь ее сына была яркой, светившей людям подобно огню. В предложении 53 также используются слова в переносном значении в составе метафор для передачи переживаний героини и раскрытия авторского замысла. Яркий образ материнской любви и материнского горя, заполонившего все ее существо после гибели сына, передан метафорами: «вынули из её души», и «ослепла и оглохла … её душа» Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание К.Г. Паустовского о том, в нашем языке достаточно слов, чтобы передать все наши чувства, переживания, настроения. 15.2. Очень часто то, что мы не можем объяснить, мы относим к области мистического. Встретился человек лицом к лицу с опасностью, но выстоял, выжил — чудо. Не бросилась волчица на ребёнка, в спешке унося волчат в безопасное место, — опять чудо… Мы быстрее смирились бы, если было бы наоборот, потому что так логичнее, потому что так легче всё объяснить.

В приведённом отрывке из романа Беляева пример такого объяснения. Люди, увидев человека- амфибию, сочли его морским чудовищем: «Чудовище обладало телом человека, а на лице его виднелись преогромные, как старинные часы-луковицы, глаза, сверкавшие в лучах


солнца подобно фонарям автомобиля». Конечно, такое необычное существо не могло не смутить ныряльщиков. Тем более, что им не под силу объяснить, почему чудовище спасало человека. В понимании охотников за жемчугом чудовище должно совершать поступки, оправдывая данное ему определение, спасение человека в это определение не вписывается. Если это существо не такое, как все, значит ему должно быть отказано в добром отношении, значит, его нужно опасаться и гнать подальше, чтобы оно, не дай бог, не принесло беды?.. Мудрым оказался старый индеец: если существо спасает людей, почему оно чудовище — может, это «морской бог приходит на помощь бедным»?

Наверное, надо задуматься: не всё в мире может быть вписано с в строгие рамки нашего понимания, но это вовсе не должно означать, что непонятое не имеет права на существование.

 

67. Ещё ночь, но скоро рассвет.

 

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста А.А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского. 15.3 Как Вы понимаете значение слова БЛАГОРОДСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое благородство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

15.1 Русский язык — один из богатейших языков мира. В словаре В.И. Даля более двухсот тысяч слов. И, конечно же, этим богатством нужно умело пользоваться. Вот почему нельзя не согласиться с утверждением Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Для подтверждения справедливости слов Паустовского обратимся к тексту Бориса Васильева. На примере предложения 52, в котором автор использует такое изобразительно-выразительное средство, как метафора, нетрудно убедиться в этом. Метафора «он угас» передает горе матери, безвозвратно потерявшей сына, и одновременно подчеркивает, что жизнь ее сына была яркой, светившей людям подобно огню. В предложении 53 также используются слова в переносном значении в составе метафор для передачи переживаний героини и раскрытия авторского замысла. Яркий образ материнской любви и материнского горя, заполонившего все ее существо после гибели сына, передан метафорами: «вынули из её души», и «ослепла и оглохла … её душа» Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание К. Г. Паустовского о том, в нашем языке достаточно слов, чтобы передать все наши чувства, переживания, настроения. 15.3. В толковом словаре С.И. Ожегова» слово «благородство» трактуется как «высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честностью». Когда мы слышим: «Это очень благородный человек», мы представляем, прежде всего, человека честного, порядочного, всегда

поступающего «по совести», готового прийти на помощь всем, кто в этой помощи нуждается.

В отрывке из романа Беляева «Человек-амфибия» понятие «благородство» можно раскрыть на примере двух героев: ихтиандра и мужчины, выдавшего себя за спасителя девушки. Один из них самоотверженно борется за жизнь девушки и скромно уходит в тень, чтобы «не испугать незнакомку». Другой пользуется ситуацией и приписывает себе чудесное спасение, желая выгодно «подать себя» в глазах своей собеседницы. «Морское чудовище» живёт по законам


добра, чести, порядочности, милосердия, не умея поступать иначе, не совершая поступков, заранее просчитав свою выгоду.

С проявлениями благородства и подлости нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Натворил что-то дома — от твоего внутреннего решения зависит, признаешь ты свой поступок или нет. Благородный человек не застрахован от ошибок, но он всегда имеет смелость свои ошибки признать, не прячась за спины других.

Понятие благородства очень тесно связано с понятием чести. Помните Петрушу Гринёва из

«Капитанской дочки»? Он был благородным человеком, потому что поступал всегда так, как требовала его совесть, потому и оставался человеком чести в любой ситуации. Как бы не менялось время, ситуации, благородство всегда было, есть и будет мерилом истинной человечности.

 

68. Стёпка из бестолкового малыша-хныкалки

 

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЗАБОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое забота», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

15.3. Забота — это, прежде всего, умение отдавать, способность делать что-то полезное для окружающих, возможность и желание участвовать в судьбе того, кто очень в тебе нуждается.

Герой рассказ Крапивина Федя заботится о своём племяннике. Он искренне переживает за него, хотя иногда из вредности и упрямства ворчит и спорит с сестрой. Федя по-взрослому относится к малышу, осознаёт, что Стёпка нуждается в его защите и внимании. С такого маленького дела — отвести малыша в детский сад и забрать домой — на самом деле начинается воспитание ответственности не только за маленького Стёпку, а за большое дело, за свою страну.

К сожалению, не все сейчас умеют проявлять заботу. Очень часто мы не замечаем, как в нас нуждается самый близкий и родной человек — мама. Мы чаще привыкли брать, чем отдавать. Берём без оглядки мамино время, мамины силы и здоровье, принимаем как должное её заботу. А что взамен? А надо-то порой совсем немного: взять посильные домашние дела на себя, сказать ласковое слово, спросить, как она себя чувствует…

Избитая фраза «Большое начинается с малого» обретает особый смысл. Твой характер формируется сейчас, не надо думать, что потом, когда нужно будет принимать серьёзные решения, ты с лёгкостью справишься с этой задачей, если сейчас не научишься заботиться об окружающих тебя людях, понимать свою меру ответственности за происходящее, пропускать через сердце свои мысли, поступки, дела.

 

69. Мальчик совсем не хотел встречаться с человеком

 

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«А Серёжа знал: теперь у него появился настоящий друг». Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Настоящий друг? Какой он? Наверное, каждому из нас приходилось в жизни задумываться над этим вопросом. На что можно решиться ради друга? Уверен ли ты, что тот, кого считаешь своим другом, готов ради тебя на поступок? Вопросы вечные, отвечать на них каждому приходится самостоятельно.

Серёжа, герой текста Владислава Крапивина, переживает не лучшие времена, времена, которые испытывают его самого на прочность. Рядом с ним оказывается пёс, которого Серёжа


подобрал на станции. Настоящее восхищение вызывает собака, осознавшая, что мальчику нужна помощь в его неравной борьбе с физруком, ни минуты не сомневающаяся, что она должна прийти на помощь. Решимость пса, его самоотверженное служение новому другу и позволили Серёже сделать вывод, что «теперь у него появился настоящий друг».

Умение дружить присуще собаке, она поступает осознанно, принимая устрашающий вид. Но нельзя не отметить, что и Серёжа подобрал бездомного пса не в лучшую пору его жизни, о чём свидетельствует описание собаки: «Он ладонью нажал лохматому, в клочьях псу, которого подобрал здесь, на станции, сегодня утром, на загривок…» Серёжа заступился за собаку, когда физрук попытался нелестно отозваться о Ноке. Вот это и есть настоящая дружба. Умение ценить друзей, даже в не лучшие для них времена, умение отдавать себя другу, не требуя ничего взамен

— способности мальчика и собаки, вызывающие восхищение.

 

70. После инцидента с подростками

 

15.3 Как Вы понимаете значение слова ТОЛПА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое толпа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

15.3 Тема взаимоотношений личности и толпы — традиционная тема для русской литературы. Что же мы вкладываем в значение слова «толпа»? На мой взгляд, толпа — это страшное слово — Исрмаезнунпоретадксотйавплряеедтстяахёатоттоилчпнааяи гвроутпрпыавлкюедиезйп, роодиезрвжедиемнаияякВалкоадйи-тсолаивдаееКйр, анпеивсинлаь.нОоголтелая сзатадйукмаымвалюьщчиашясеякн, ваыднсомсыисвлшоамя эзтаогойвиодрепир, онтеисвпсотсаорбинкаая, ркаазнраулшиизлуа, рнаезтроулшьакюощпоаяст, рсоееюнщнаыяйзилмо на гсоворёомд, пруатзир.ушила смысл его жизни, разрушила душу мальчика, который не смог противостоять толпе и разрушительному началу в самом себе.

История, рассказанная героем, очень злободневна. С подобным соглашательством в толпе мы сталкиваемся очень часто. Противостоять решению толпы очень сложно и подвластно только сильному человеку. От собственной слабости в компании подростков можно стать наркоманом, алкоголиком, преступником. Это происходит потому, что в человеке не находится силы сказать

«нет», в этот момент только одна мысль движет им: быть как все, не выделиться, не лишиться поддержки окружающих. Но кому от этого хуже? Хочется обратиться к сверстникам: иметь своё мнение — это правильно, хорошо и круто; если твоё мнение презирают окружающие, подумай, с теми ли ты людьми.

 

71. Федя Кроев и Борис узнали друг друга

 

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

15.3. Дружба — это взаимоотношения, основанные на доверии и привязанности, это способность поставить интересы близкого тебе человека выше твоих личных интересов, это умение и желание отдавать, ничего не требуя взамен.

Пример такой дружбы мы видим в тексте Владислава Крапивина. Два мальчика сначала вынуждены защищаться от нападок ребят в детском саду, причём, делают это неосознанно, просто так случилось. Позже они обнаруживают общность интересов: «они с Борисом жили рядом, хотя каждый в своём мире. (24)Не знали тогда, что мир этот — один на двоих, Федин и


Бориса». А история со слоном окончательно определила: они друзья. Немало усилий пришлось приложить Борису, чтобы порадовать друга слоном, которого пришлось слепить самому. А Федя, несмотря на первое разочарование при виде слона, не мог не оценить этих усилий.

Бывает у вас такое? Когда не устаёшь от общения с человеком? Понимаешь его даже тогда, когда он ещё только начал о чём-то говорить? Когда готов отдать последнее, чтобы помочь? Когда доверяешь самые сокровенные мысли и поступки? Если да, то вы счастливый человек, потому что на вашем пути встретился настоящий друг. Мой друг помогает мне с учёбой, может «выгородить» меня перед родителями, когда я что-то сделаю не очень приятное. Я это очень ценю. Способность к дружбе дана не каждому, её надо в себе воспитывать, тогда идти с другом по жизни будет легче.

 

72. Когда ему было лет девять

 

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.2 Смысл финала текста я понимаю так: девятилетний Тимофей тяжело переживает неожиданное расставание с Машей, потому что он очень привязался к этой девушке. Их знакомство и встречи происходили в зоопарке, поэтому после расставания он не мог больше находиться в этом месте, так как всё напоминало ему о Маше. Докажу справедливость своих слов н10а)п. римерах из текста.

ТНиоммоифрерйудхенйулстдвлиятеТлиьмнофоечяенвьтодтомромиелнтд, ркуожгдбаоМй сашМааушеехйа, лпао(тпормедулчотожерняидяом35с—н3е6й).оОнтчъуевзсдтвовал сдеебвяушнекихудллиягнанегоомситамленлакситмоявщоирмишгокроейм, а(пчреелдолвоежкоемн, икео2т6о)р.оТмосукмаоижондоидночесртивтоь овхавжантиолеидело. Ммаалшьачизкааст(апврлеядллаоТжиемноифяе3я4, г3о7р)д. иться собой, ощущать себя полезным и нужным (предложения 8,

Эта печальная история рассказывает о большой трагедии маленького человека, который потерял единственного настоящего друга.

 

73. Город кончался, и вскоре показалось море.

 

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.2 Со слов Косты мы узнаём, что хозяин собаки, о которой заботился мальчик, погиб в море (предложения 31—32). С тех пор собака всё время проводила на берегу, надеясь на его возвращение. Внешний вид собаки (острые лопатки, свалявшаяся шерсть, впалые глаза— предложения 6, 9, 15) говорит о том, что ожидание длится уже много времени. А поведение собаки (предложения 7, 11, 17, 19) красноречиво свидетельствует о том, что она очень тоскует по хозяину и не собирается покидать свой бессменный пост.

Таким образом, эта печальная история убеждает нас в том, что собака — это образец настоящей верности. (104 слова)


74. Он вызывающе зевал на уроках

 

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Как Вы понимаете значение слова ДОБРО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

В данном предложении писатель Ю. Я. Яковлев сравнивает героя своего произведения — Косту — с веточкой багульника. Этим сравнением автор хотел донести до читателя мысль о том, что красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника. Обратимся к тексту, чтобы убедиться в сказанном. Поначалу одноклассники и учительница относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. Их мнение о мальчике менялось постепенно. Началось всё с неожиданно расцветшего багульника, прутики которого Коста принёс в класс. Эта веточка

заставила ребят по-другому взглянуть на Косту. Так из молчальника он превратился в волшебника (предложения 20—21).

Но главное открытие сделала учительница Женечка. Она проследила за своим учеником и узнала,

что после уроков Коста торопится к тем, кому нужна его помощь: людям и собакам (предложения 27—48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.

Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела.

Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий, это намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или животному и растительному миру. Данное суждение можно подтвердить следующими примерами.

Герой текста Ю. Яковлева Коста на первый взгляд ничем не примечательный, молчаливый ребёнок. Но его поступки свидетельствуют о том, что перед нами человек, способный творить добро. Это добро выражается в заботе о собаках, которых Коста «кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека» (предложение 47).

Вспоминается история другого ребёнка — второклассника Егора, который накопил деньги на сенсорный телефон. Но однажды по телевизору он услышал о том, что в зоопарке от голода умирают животные. Тогда мальчик написал письмо директору зоопарка, в котором были такие строки: «Я очень люблю животных и считаю, что их жизнь важнее телефона, поэтому я отдаю все свои деньги для животных».

Таким образом, добро ассоциируется с милосердием, состраданием, любовью ко всему живому.


75. Между двумя деревеньками раскинулся

 

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.2 Смысл финала текста я понимаю так: рассказчик мечтает о счастливом мире диких животных, в который бы не вторгался жестокий человек. На эту мысль рассказчика натолкнула печальная история белогрудой куницы, которая стала жертвой людского равнодушия.

Детёнышей Белогрудки выкрали местные мальчишки. Они вторглись в мир дикой природы ради забавы, даже не задумываясь о чувствах живого существа. А Белогрудка просто обезумела от горя (предложение 16). Как настоящая мать, она страдает без своих детей и мстит за их гибель (предложение 35).

Таким образом, живая природа требует от человека трепетного и бережного отношения к себе.

 

76. Старичок с длинной седой бородой

 

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, что помог старичок понять Павлику? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.2 Старичок помог понять Павлику, что доброе отношение к людям приносит им радость и рождает доброе отношение к тебе самому. Приведу убедительные доводы.

В начале рассказа Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Разговаривая с родными, Павлик старается следовать полученному совету: он вежлив, внимателен (предложения 40, 43, 52, 53, 60, 61).

И происходит неожиданное для мальчика: вместе с ним меняется поведение его родных (предложения 41, 56, 68, 69).

Таким образом, волшебное слово, подсказанное старичком, изменило героя, научило его по- доброму относиться к другим людям.

 

 

77. Толик посмотрел на небо.

 

 

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.2 Предложенные для анализа строки я могу растолковать так: во время экстремальной ситуации — пожара — Тёмка совершил поступок взрослого человека, который противопоставил его Толику. Своё суждение я могу подтвердить примерами из прочитанного текста.


Толик и Тёмка — друзья. Во время вспыхнувшего пожара Толик стал свидетелем того, как Тёмка, рискуя собственной жизнью, пытался спасти от огня беззащитных цыплят (предложение 36). Мальчик до последнего боролся за их жизнь. Мужественный поступок друга вызвал у Толика восхищение и уважение (предложение 51). Толику показалось, что после случившегося Тёмка стал взрослее его.

Таким образом, человек становится взрослым тогда, когда он берёт на себя ответственность за другого.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал