Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровни методологии общественного познания.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Содержание понятия, категориальный аппарат, связь с другими науками. Уровни методологии общественного познания. ФИЛОСОФСКИЙ. Самодвижение есть движение, исходящее из внутренних противоречий, в противовес внешним воздействиям (Гераклит, Аристотель). Развито Лейбницем, французскими материалистами. Идея внешнего источника - бог. Гегель - самовыражение абсолютной идеи. Маркс ввел термин саморазвитие - переход в процессе движения на более высокую ступень развития. Философское толкование. В немецком языке аналог. Термин возник в нем. философии в 16 веке SELBSTTATIGKEIT - самодеятельность, проявление личной инициативы. Широко использовался в домарсксовской философии - теософский спор об ответственности человека за себя и за свои поступки - либо все по воле божьей, либо ответственнен за свое поведение. Ответственен беред богом и людьми и человек делает выбор. Здесь возникла потребность определить свое поведение - делаешь выбор сам, т.е. самодеятелен или его диктуют внешние обстоятельства. Может быть принуждение. Нередко используются термины - самодеятельный человек или несамодеятельный (самостоятельный несамостоятельный? Дети, инвалиды - самодеятельное и несамодеятельное население?) Почему часто в философской литературе отождествляется с понятием творчество? (Давыдова - “Диалектика творчества”. Синергетика - Термин Г. Хакена - ФРГ, 60 - е годы, согласованное поведение системы, концепция самоорганизации. Самодеятельная инициатива фр. почин, первый шаг в каком - либо направлении, внутреннее побуждение, предприимчивость. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ. Безусловно, самая прямая связь существует с социологией, психологией, социальной педагогикой, политилогией. СКТ как научная и учебная дисциплина опирается на методы исследования, научный аппарат, технологии данных дисциплин. Но они не имеют готовых положений для теории СКТ. Кардинально отличается ПРЕДМЕТОМ исследования. Культурологический аспект. Речь о феномене культуры. В системе культуры имеются различные способы функционирования культуры, есть мотивы - профессиональные или коммерческие, есть виды деятельности мотивированные традиционно - этически - пасха, новый год, день победы, религиозные т.е. те, которые предписаны культурой и есть деятельность, которой людям нравится просто заниматься. С 16 века появился итальянский термин ДЕЛИТЕ - дилетантизм - занимались научными досугами, изучали ИЗО (Карнавал масок в Венеции и его социально - исторический аспект). Алябьев считается композитором - дилетантом. Франция - занятия по склонности души, любовное влечение к деятельности, страсть к этой деятельности - отсюда любительство. Московский университет культуры акцентирует понятия “любительство” и “народное художественное творчество”. Но правомерно ли характеризовать деятельность политических клубов как любительство? Или коллекционеров, которые могут представлять научног - исследовательский потенциал общества. Таким образом, это социально - культурное явление. Социально - культурное творчество - это особая форма функционирования культуры, которая проявляется как самодеятельная активность индивидов и социальных общностей. В рамках ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ СКТ рассматривается как сложное системное явление, обеспечивающее социализацию, инкультурацию и самореализацию личности, социальных групп, общества. Прикладная культурология - наука, находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с другими областями социально-гуманитарного знания и вырабатывающая теоретические основы и практические рекомендации по использованию социально-культурных методов и технологий в целях оптимизации условий и процессов социализации, инкультурации и самореализации личности. Объект прикладной культурологии - социально-культурные институты, условия и технологии социализации, инкультурации и самореализации личности, социальных групп, общества. Предмет - процессы социализации, инкультурации и самореализации личности в институциональных и неинституциональных сферах художественной, духовно-нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экологической, физической культуры. Социально - психологический аспект связан с пониманием природы социальной активности отдельной личности. Человек ничего не делает без потребности. Активность - диктуемая внутренними потрнебностями - здесь ведущая потребность - в более полной самореализации. Частичность человека в связи с разделением труда и необходимостью зарабатывать на существование. Не востребованы способности и силы человека. Интеллектуалы в ларьках. Социальное и культурное положение человека дает узкие возможности самореализации и человек стремится расширить свои возможности, присвоить себе иные социальные роли. Ричард Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”. Противоречие между возможностями личности и реальными условиями самореализации. Примеры выхода из колеи предопределенности - Ломоносов, Герцен, Горький, революционеры, бунтари - Разин, Пугачев. Или персонажи - Буратино, Ходжа Насреддин, Тиль Уленшпигель - индивидуально - личностная форма проявления. Групповая форма проявления - французкие просветители, декабристы, Зеленая лампа, Могучая кучка, передвижники. Здесь воплощение себя в общественно - ценной деятельности. Массовая форма проявления - общественные движения (“самодеятельность масс” - В.И. Ленин. Самодеятельность рассматривал как фактор свержения капитализма. - ПСС, т.35, с.146). Часто СКТ отождествляют с непрофессиональной деятельностью. Критерий мастерства. Неверно различать по признаку профессиональный - непрофессиональный. Профессионализм связан с разделением труда, которое ведет к разрушению целостности личности т.к. развиваются отдельные, нужные для ремесла способности. Проофессионализм оставляет частор невыявленными другие возможности человека, его потенциал. Другая сторона - интегральный характер человеческой личности - потребность человека в целостности, универсальности, реализации себя как социального субъекта. Но увлеченность может носить и характер наркотической зависимости - исследования психологической зависимости от работы в ИНТЕРНЕТ. В ряде стран досуговая квалификация (Англия, ФРГ) начинает превалировать над основной специальностью. Профессиональность ранее жестко связывалась с документом об образовании. М.Б. фундаментализация знаний? Теперь судят о реальных возможностях человека. На западе критерий - успех. Если достиг - то успех везде. Никто не интересутся, профессионал ты или нет. В США практически нет людей которые могли бы прокормить себя в области искусствоведения. Кормятся, в основном, педагогической деятельностью. Нет спроса и рынка. В Англии 5 - 6 человек живут только литературной деятельностью. Станиславский от любительского увлечения театром пришел к профессионализму. То же Андре Антуан создатель театра “Либр”. В Высоцкий - непрофессиональная деятельность несмотря на самореализацию в театре. В силу образованности Высоцкий не нуждался в клубной секции, в КСП, но в КСП есть и профессионалы и масса людей не имеющих таких навыков. Понятие “профессионал” не используется. Но критерий “успеха” также сомнителен. Бехтерев. Социально активные люди и социально - тормозные. Многим успех не нужет, он противоречит их психологическому складу и культурным ориентациям. Традиционный вопрос западных, особенно американских психологов, посещающих нашу страну и осуществляющих психотерапевтическую практику - чего ты достиг в жизни? Если человек отвечает, что почему он обязательно должен чего то достигать - Я не крал, не делал людям плохого, никого не обманывал, не поступал подло и т.п. Такие ответы они просто не понимают. Ментальная разница. Поэтому фильм “Москва слезам не верит” (Вера Алентова, Баталов), где развертывается ситуация успеха молодой женщины на основе стремления к другим ценностям абсолютна непонятна западному зрителю. Наташа Ростова и Скарлет О Хара (Рэд Батлер и Эшли). Достоевский. Почему русские много говорят, но мало делают? - Чехов, Горький. - Необхим обмен мнениями, ценностными смыслами, поиск ориентиров в жизни. В США - общение психосоциальными конструктами типа: “Ты в порядке? ” “Тебе помощь не нужна” “Это твои проблемы” или “У тебя проблемы”. Фильм “Красотка” с Ричардом Гиром и Джулией Робертс. Симптоматично - день решают все. Затем содержание успеха и планка успеха. На западе очень низка планка. С другой стороны - все рассматривается сквозь этот критерий - успех у мужчин, успех в браке, успех в досуговом состязании и т.д. Доминирующий стереотип в сознании. Сложен вопрос социальной оценки СКТ - прогрессивно или реакционно. Пирогов, Ушинский - медицина и педагогика - утверждение идей. Оценка условна - демократы были прогрессивны и патриотически настроенных лиц называли реакционной силой. Сейчас оценки переменились. Очевидно один из критериев - решение назревших общественных потребностей. Но есть и субъективно - значимая деятельность. Существуют социальные ограничения СКТ - например дворянину было неприлично заниматься творческим трудом - должен был служить - Онегин уклонялся от службы и поэтому был аморален с точки зрения той эпохи. Можно было заниматься музицированием, написанием мемуаров. Идея КОМПЕНСАЦИИ выдвинута в 30 - е годы мексиканцем Э. Майо и развита Ж. Фридманом как компенсация труду. Дюмазедье вводит понятие “СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ” (затем социокультурной анимации) как “сознательной, преднамеренной, организованной и планируемой аккультурации”. Дюмазедье раскрывает проблему социокультурного лидерства в каком либо виде досуговой и внедосуговой деятельности. Досуг у Дюмазедье выступает как пространство основных конфликтов ценностей - ценность труда и ценность удовольствия, ценность социального участия и индивидуализма. Во Франции возникли две глобальные субкультурные ориентации - “приватистская” (пассивный, спокойный образ жизни в кругу семьи) и “маргинальная” асоциальная, абстантистская (воздержание, бойкот). Научный аппарат: ОБЪЕКТ СКТ - самодеятельные объединения граждан, личность их участников. Шире - социологические аспекты общественных инициатив, народное художественное творчество, организационно - правовые аспекты деятельности общественных формирований, социальный менеджмент в сфере СКТ. ПРЕДМЕТ - содержание и различные формы инициативной деятельности индивидов и социальных общностей по удовлетворению социально - культурных потребностей в творчестве, самореализации, индивидуализации. Итог - развитие личности. СУБЪЕКТЫ СКТ - инициативные самодеятельные объединения граждан, личность участников, социальные структуры, обеспечивающие условия СКТ. Субъект культурной политики - государство. НАУЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА. Осуществляется на основе ДИАТРОПИЧЕСКОГО подхода - науке о полифункциональном подходе к множественным явлениям, их системном анализе. СФЕРЫ: социальная сфера, художественная сфера, научно - техническое творчество. Какую деятельность можно отнести к данным сферам. ИНИЦИАТИВНЫЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ. По радиусу деятельности: 1. Объединения по интересам. 2. Организации. 3. Общественные движения. В социуме - институциональные, неинституциональные. Наряду с этим осуществляется социологическая характеристика социальной группы, как основа разработки программ развития социально-культурного творчества. Самодеятельное движение как форма поведения, возникающего в ответ на определённую социальную проблему. Типы и виды самодеятельных движений. Критерии их дифференциации: 1. По характеру отношения к традиционным ценностям культуры: традиционные, альтернативные, асоциальные, деструктивные (криминальные). 2.По характеру мотивации (духовно-общественная, рационально-утилитарная); 3.По типу социального конфликта (Движ. борющиеся за власть и культурной направленности); 4.По объекту интереса (экологич., спорт., культ.). Юридическая квалификация - общественные объединения. Организации, движения, фонды, учреждения, органы общественного самоуправления. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, КАТЕГОРИИ и ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СКТ. Самодеятельность - SELBSTTATIGKEIT - проявление личной инициативы - условие и реальность развития человека, личностная и социально - значимая ценность. Может быть и социально - разрушительной в случае низкой культуры или социально - негативных установок субъекта. Самодеятельность - деятельность, совершаемая человеком по внутренней потребности в реализации себя, своих сил и способностей, потребности познать мир и воплотить себя в деянии...не просто опредмечивание себя в продуктах труда, а воплощение в процессе саморазвития. Самодеятельностью является внутренне детерминированная деятельность, которая не диктуется внешними причинами и побуждениями, но определяется внутренними потребностями...свойство и способ бытия наряду с внешне детерминированным. Л.Н. Гумилев - энергия субъекта. Но развитие ребенка происходит в зависимости от внешних воздействий - ласки, требований, с другой - в зависимости от собственных побуждений. Бруно Беттельгейм. “Не только любовь” - школа для детей с нервными расстройствами. Чикаго. Восстановление рассыпавшихся личностей на основе самодеятельности. Страх исследования, страх неадекватности (соревнование - это катастрофа), страх взрослости (ответственности) - ни за что не отвечаю. Но несамодеятельное поведение также необходимо - иначе человек не выжил бы. На уровне бытового сознания понятие “самодеятельность” имеет негативный смысл, как несовершенная деятельность. Существует негативная установка по отношению к понятию. Это понимание связано с непрофессиональной деятельностью низкого качества в художественной самодеятельности. Но каждый вид имеет свои закономерности развития. Продукты НТТ могут быть никогда не востребованы (гнать автотопливо из газа на кухне или уникальные самогонные аппараты) Х/С то умирает, то возрождается - сейчас в Нижегородской и Ленинградской областях бум возрождения СКТ. Особое место - детская самодеятельность, самодеятельность пожилых. Массовое сознание часто не бывает право. Психология толпы, массовая иллюзия. Игра в референдумы - это политическая игра. Обращающийся убежден, что массовое сознание ответит соответствующим образом. Существуют фундаментальные исследования феномена самодеятельности - Е.И. Смирновой, Т.И. Баклановой, П.Г. Былевского. Самодеятельная активность. Массив социально - культурной, творческой деятельности отличается от коммерческой, профессиональной и они никогда не сольются. Степень включенности в творческий процесс ломает иногда личность - ученые, художники. У иных может быть увлечением молодости. Это разные культурные феномены. Несмотря на общий кризис социально - культурной сферы этот феномен будет существовать. В кризисные периоды человек дополнительное время отдает заработку, но все равно до конца от увлечения не уйдет. Любители - это еще и публика для профессионалов, они восстребуют профессионализм - аудитория филармонии. Но как эта потребность сформировалась? Крупнейшие любители - историк Шереметьев содержал театр и формировал вкусы публики, стимулировал художественное развитие. Здесь и природа меценатства. Особое место - профессиональные творческие союзы и дома творчества КАК КЛУБЫ. Социализация - в контексте социализирующих процессов “самодеятельность” предстает как активная социализация, освоение пластов культуры. НОВАЦИОННЫЙ характер самодеятельности проявляется проявляется в процессе преодоления безнадежно устаревших, консервативных форм, или в творческих по своей природе видах труда, основанных на самореализации личности. Внесение новых установок - Чацкий. В случае противопоставления личных целей общественным возникает негативный характер самоосуществления. Саморазвитие каких то качеств происходит и у преступника, но здесь происходит отчуждение субъекта от человечества и от человеческого в самом себе. УСЛОВИЯ проявления СКТ. * Внутренние противоречия субъекта или факторы, играющие роль противоречий - разность потенциалов, напряженность потребностей - источник внутренней активности. * Свобода - физическая, экономическая, моральная - возможность поступать и действовать по своей воле. * Внешние возможности поступать в соответствии с внутренними побуждениями - регламентированность, сильная личность, эталонность, давление. * Внутренние возможности субъекта - часто руководствуются мнимыми ценностями, разный потенциал, привычка следовать чужой воле, внутренняя раскрепощенность. Творческая деятельность как особая категория. ПРИЗНАКИ СКТ. В советское время шел спор о возмездности и невозмездности клубной деятельности. Были запрещены членские взносы, продажи, платные конкурсы. Организованность - тоже не признак. Сущностные признаки: * Добровольная свободная деятельность. По страсти, по убеждению, не исключает руководство, если оно добровольно принимается. * Духовная мотивация. Стремление быть совершенным, гармоничным. Добывание денег не цель. “Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать” (А.С. Пушкин). Материальное вознаграждение не обязательно убивает духовный характер, хотя рынок, в целом, враждебен культуре. По данным А.С. Каргина народное искусство стало тиражироваться и подчинено только товарной ориентации. Теряется уникальность. * Собственная внутренняя активность, инициативность субъекта. Не может быть пассивным выполнение задачи. Цель - сама самодеятельность, ее сущность – развитие человека. * Изменение субъекта в сторону всесторонности, целостности, универсальности. Творческая сторона. Раскрытие сил и способностей, приобретение навыков.
ИСТОРИЯ ДОСУГОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА. * Принципы историко - культурного анализа явления. * Формы досуговых объединений в древнем мире. * Досуговые общности в эпоху средневековья. * Специфика возникновения и развития досуговых объединений в новое время. Английские и Французские клубы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона определяет клуб с точки зрения лингвистической трактовки саксонского слова CLUBBE, что первоначально означало палку, затем складчину, долю, которая приходится на каждого члена какого - нибудь товарищества, собрания, затем само собрание а также здание для общественных собраний. В.И. Даль определяет клуб или клоб (англ.) как собрание, постоянное общество, которое собирается в особых помещениях для беседы и увеселений. В России существовали разные трактовки. А.А. Петров в 1919 году рассматривал клуб как школу социального духа, взаимного уважения и терпимости к чужим мыслям и переживаниям. Н.К Крупская - объединение группы лиц для какой - либо определенной цели. Люди сходятся для того, чтобы заниматься спортом, искусством политикой. Д.М. Генкин рассматривал клуб как особую форму организации людей, опирающейся на их самодеятельность и инициативу, стимулирующую самовоспитание человека в клубе. К таким формам и относится в первую очередь клуб в его более узком трактовании как самодеятельный инициативный коллектив людей, объединившихся для совместного проведения досуга. Существует ряд проблем, спор покоторым ведется до сих пор как отечественнымии так и зарубежными учеными. В первую очередь это касается ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, которое считают важным признаком досугового объединения. Если деятельность имеет социально - значимый смысл, если решаемая проблема выходит за рамки микросоциума, то конечно цель и целеполагание играют важную роль, но если рассматривать клуб с точки зрения его социально - психологической природы, то цель должна быть подчинена. Доминируют мотивы к отдыху, развлечению. Не совпадает понятие “клуб” и социально - психологические характеристики досуговых объединений. В этой же плоскости - совокупность проблем взаимоотношения досугового объединения и социума - либо это конфликт, либо тесное взаимодействие, либо развитие новых культурных форм. Следующая проблема - досугового общения, которая, пожалуй, является одной из ключевых в понимании природы досуговой общности. Оно выполняет многие функции. Можем говорить о рекреативном и компенсаторном потенциале общения, о его развивающей функции (особо это характерно для росийского менталитета), о психотерапевтическом характере общения. Роль разговора особо отмечал знаменитый немецкий философ ХХ века Г.Г.Гадамер (Актуальность прекрасного. - М., 1991. _ с. 87) считавший, что разговор изменяет нас, каждый обретает себя в другом, изменяя себя по образу другого. Общий язык - это основа досугового общения. И еще проблема - формирование правил взаимоотношений в общности (общих и частных - С.С. Комиссариенко - например карточный долг в русских клубах). Т.е. клубная нормативность оказывала серьезное влияние на общественные нормы и ценности. Вместе с тем природа формирования норм коренится в самой неформальной природе человеческого объединения. Об объединениях первобытной эпохи можно судить более - менее достоверно лишь по стадии родо - племенной организации. Сформировалось земледелие и скотоводство, развивался язык, производятся различные сложные изделия. Человек жил “естественной жизнью”, был слит со своей культурой. Сформировались относительно устойчивые обычаи, верования. Естественно, мысль о том, что какая то деятельность является досуговой не могла прийти ему в голову. Но у человека уже появилось резервное время и началось деление на общественные группы. Четко выделяются группы детей, взрослых мужчин и женщин. Первыми появились мужские дома. Строились в центре деревни и представляли обширные помещения размером до 35 на 15 м. с несколькими очагами. Или неглубокие землянки - до 200 кв. м. Здесь обсуждались все важные дела, разбирались результаты охоты, хозяйственной деятельности. Фактически - центр социальной жизни. Совершались обряды инициации, трапезы, принимались важные решения. Некоторые племена дифференцировали местонахождение мужских и женских стоянок. Они находились отдельно и, соответственно, возникали свои культурные формы социальной жизни. У некоторых народов женщина была главой рода, обладала важными имущественными и наследственными правами. Женские дома были формой социальной организации, где женщины собирались после выполнения важных хозяйственных дел. Занимались плетением, ткачеством, центры устного народного творчества. Но в дальнейшем не получили развития в отличие от мужских домов, ставших центрами мужских союзов в их борьбе против материнско - родовых порядков. В античный период уже возникают свободные объединения граждан. Древня Греция дала миру философию, естественные науки, искусство, демократию. Здесь интересен сам факт свободного обсуждения отношений и планируемых действий. Термин досуг - SHOLE - означал “серьезную деятельность без давления необходимости”. Досуг стал самоценностью. Любили проводить время в беседах ничего не делая. Но это считалось “серьезной деятельностью”. Вспомним “Пир” Платона. В основе таких союзов - объединения сотрапезников - сисситии. Обеды и пиры были основным содержанием деятельности. В Спарте обеды назывались “фидитеями”. Интересно, что мужские союзы на Крите назывались гетериями и составляли до 100 - 150 чел. Имели должностных лиц и штат прислуги. Руководитель - архонт - отвечал за обеспечение помещением и утварью. На основе таких общностей была создана сеть мужских союзов, охватывающая всю Грецию. В рамках этих союзов стала развиваться система образования и воспитания мужчин. Существовали юношесткие объединени”я - агелы” в которые объединялись юноши из богатых и знатных семейств с 17 лет, где продолжали образование. В Спарте - до 20 лет, до военной службы. Женщины утратили свои права, жили затворницами в генекее.. Но в жизнеописаниях Плутарха есть примеры создания клубов женщинами - женой - наложницей стратега Перикла, известной Аспасией. У нее бывали Софокл, Сократ, многие известные люди приходили послушать ее рассуждения. Но общественное мнение того времени поддерживало культ женщины - гетеры и ей отводилась особая роль. Поэтесса Сафо, открывшая на острове Лесбос общину девушек, где их обучали различным искусствам. Особую роль играли художественные мастерские Греции, они стали своего рода выставочными залами различных изделий и одновременно объектом изучения технологий различных ремесел. Простые люди Греции приобщались к культурной жизни через фантомные клубы - клубы под открытым небом. Собирались на площадях, улицах. Их рождение связано с именем Сократа, который в течение 24 лет обучал на улицах и площадях учеников. Досуговая культура Древней Греции явилась фактически основой формирования досуговой культуры Древнего Рима после покорения им греческих государств. В Риме появилось много поэтов, живописцев, ученых. Получили широкое распространение школы - эпикурейцев, стоиков. Возникли литературные объединения - в 1 веке до н.э. В Риме сложилась четкая дифференциация между сословиями - патриции, плебеи, всадники, торговцы. Для аристократии бани - термы - являлись основным местом общения - музыка, пляски гетер, специальные места для бесед. Бедные сословия и деклассированные лица проводили время в харчевнях. Средние слои организовывали свободные союзы граждан или коллегии. Были коллегии - землячества, почитателей тех или иных богов, профессиональные. Сначала были неофициальными а затем действовали на основе специальных разрешений. Нерон объявил себя патроном всех коллегий Рима. Иные императоры стремились ограничить их деятельность. Осуществляли также трапезы, но имели четко отлаженную внутреннюю структуру. Обсуждались кандидатуры на избрание, формирование денежных средств, имущества и т.п. Раннехристианские общины, как полагают некоторые исследователи, складывались в их рамках. Христианство сулило спасение всем и потому подтачивало рабовладельческую основу общества. В культуре средних веков - как необычайно сложном и многоплановом явлении, Досуговые объединения отражали характер эпох. В средневековье сложились религиозная и светская, городская и крестьянская культурные ориентации, различные субкультуры - от рыцарской до ремесленной и купеческой. В Европейской культуре огромную роль играло христианство, создавшее единую идеологию, стремилось унифицировать на религиозной основе обычаи, этику, моральные ориентации. Наряду с возникновением и развитием монастырей, а затем и монашеских орденов возникают и различные “еретические” общины. В то же время монастыри становятся культурными центрами, где возникают библиотеки, школы, развивается образование. Бенедикт Нурсийский явился создателем мощной по тем временам общины (впоследствии дома бенедиктинцев, где развивалось образование), Франциск Ассизский явился основателем ордена францисканцев, возникли ордена доминиканцев и иезуитов. В 12 века создаются рыцарские ордена, сыгравшие огромную роль в истории средневековья. Главное достоинство рыцаря - служение своему сюзерену, кодексу, иногда даме. Странствующий рыцарь был обязан никогда не отказываться от поединка, выступать на стороне слабых, поддерживать каждого, дело которого справедливо. К рыцарю предъявлялись высокие этические требования. Вместе с тем о рыцарстве существуют в современном сознании довольно иллюзорные представления. Так “миннединство”, служение прекрасной даме, не совсем то, что мы об этом думаем. Выбрав цвета дамы, и сражаясь за нее на турнире в случае победы он получал “миннезольд” - право разделить ложе дамы и утром отправиться дальше. Рыцарские ордена - это сложная социокультурная система, где трудно выделить досуговую деятельность. Это сословный образ жизни. Ордена - закрытые объединения. Но также возникали сельские и городские общины, различные гильдии, братства, клятвенные сообщества. Досуговые объединения наиболее часто возникали в среде университетских школяров. В 15 веке в Европе было около 60 университетов, а также в среде бродячих артистов, музыкантов. Эпоха возрождения стимулировала возникновение различных художественно - творческих объединений и школ т.к. это было связано с потребностями бурного экономического развития того периода. Так в Германии возникли целые певческие корпорации мейстерзингеров проводившие свои конкурсы. В Северо - Западной части Европы (особенно в Голландии - 250) возникли литературно - художественные объединения камер - риторов. Английские клубы. Англия дала миру классический клуб. Клуб оказался такой устойчивой и универсальной формой досуга, что создал одну из национально - культурных традиций страны. Клуб, в котором состоит англичанин, определяет его место в обществе. Бурное экономическое развитие Англии, географические открытия изменили жизненный уклад и психологию различных социальных групп общества. Английская революция 17 века и установление фактически парламентского правления, идеи английских просветителей раскрыли возможности для реализации устремлений отдельной личности. Право на объединения было признано и закреплено законодательно в 17 веке. Регистрировались те, кто желал иметь права юридического лица. Англия стала превращаться в страну обществ и общественных организаций. В качестве социально - психологического фактора в основе “клубности” англичанина лежит как его индивидуализм, так и стремление к морализаторству. Англичанин очень зависит от мнения группы. Они добровольно подчиняются нормам своего сообщества. Необходимо учитывать и стремление англичан к самоутверждению себя через общность. Исторически клуб возник в конце 16 века, ориентировочно между 1590 и 1610 годами. Основатель первого клуба был Вальтер Раллей и в его таверне Мермайд возник клуб под названием Brcad или Friday street Club. Его членами были Шекспир, Бомон, Флетчер. Другой клуб - клуб Дьявола, открытый Бара Бен Джонсом. Далее клубы основывались представителями политических партий - тори, виги. Наиболее известен клуб Вrother, членами которого были Болинброк, Гарлей, Свифт. В 1764 году возникает один из самых престижных клубов Англии - клуб Джонсона. Основал ученый Джонсон, один из составителей словаря английского языка. Наибольшую известность обрели аристократические или элитарные английские клубы. Увлечение клубами, особенно в 19 веке распространилось на всю Европу. В клубной практике наметилось две тенденции - объединение на основе интересов - спортивные, танцевальные, музыкальные клубы, религиозные клубы, другое - приоритет “связей по горизонтали” при четко выраженной сословной ориентации - клубы рабочих, служащих, студентов, моряков, военных и т.д. Элитарные объединяли государственных деятелей, дипломатов, финансистов и т.д. Вступительный и членский взносы в клубы были очень высоки. Самым аристократическим клубом Лондона был “Атениум”, основанный в 1827 году, членом которого был Вальтер Скотт. Клуб - практически дворец. Там можно обедать, читать, многочисленная прислуга, великолепная библиотека. Но при роскоши смертельная скука и редкий обмен репликами. Общение в английской аристократической среде особого рода. Разговор очень скуден. Темы - погода, спорт, чаи, обеды. Не принято говорить о вопросах личного свойства и спорить. Диспут - дурной тон. Юмор недопустим, это как бы низкая форма развития интеллекта. Но анекдот поощряется, он заменяет обмен мыслями и мнениями. Бесконечная ритуальная вежливость. Формализм, ханжество, надменность (Гейкинг А.А. Англия, ее государственный, общественный и экономический строй. - Спб., 1909. - с. 21 - 27). В то же время отмечается аккуратность, добросовестность, предприимчивость англичан. Традиционные клубные обеды обязательны, стоят очень дорого. Строго определен порядок тостов (за королеву, принца, палаты, армию, флот и т.д. За дам, если присутствуют, после тоста за героя дня. Если выпили за дам, то все разъезжаются). Аристократы по духу - объединения известных ученых, художников, литераторов. Принадлежность к клубу - принадлежность к избранному обществу. Рабочие и политические клубы. С возникновением рабочего класса стали возникать объединения рабочих. Возникали местные организации ремесленников, гильдии. До 18 века фактически находились на нелегальном положении. Объединения поддерживали безработных рабочих, оказывали материальную поддержку. Известны профессиональные союзы ткачей Нориджа, организовавших в 1754 г. забастовку, портных - подмастерьев Лондона с 1721 г. Парламентский закон 1726 года запрещал эти организации. Роберт Оуэн - владелец и социалист создал для рабочих библиотеки и способствовал созданию рабочих клубов в 1840 году была создана Национальная чартистская ассоциация, открывались нелегальные политические клубы. В 1862 году возникла специальная организация - “Союз рабочих клубов”, объединивший 1500 клубов. Но основным элементом этих клубов был буфет со спиртными напитками. “Сверху” клубы стала создавать консервативная партия. Факт признания юридической правоспособности клубов принят в 1872 году, в 1898 году уже насчитывалось 267 раб. клубов численностью 1.644.591 чел. Политические клубы имели огромное влияние на принятие решений. “Карльтон клуб” - оплот тори и “Рефорт клуб” оплот либералов. На заседания приглашались видные деятели, ученые, литераторы. В Х1Х века политические клубы входят в политическую систему страны, имеют огромное влияние на формирование общественного мнения, расширяются формы их деятельности, распространяют политические знания. Параллельно развиваются женские клубы. В 1883 году была основана тори “Лига подснежника”. Цель - поддержка религии, государства, королевской фамилии. Дамы - аристократки устраивали чаепития, концерты. Вместе с тем необходимо учитывать, что роль женщины в английском обществе в те времена была весьма значительна, и женщина реально пользовалась многими свободами. Свободно передвигалась без сопровождения, могла путешествовать в сопровождении молодых людей, посещала различные пикники и вечеринки. Богатые аристократки организовывали клубы для женщин из бедных слоев общества, работающих женщин с целью дать им возможность отдохнуть. Организовывалось обучение девушек рукоделию, наукам, гимнастике, проводились просветительные мероприятия. К концу века возник “Союз клубов для молодых девушек” объединивший 35 клубов, в которые вход мужчинам был воспрещен. Женские клубы прочно вошли в систему английского общества. Главное - приобщение англичан к культурным ценностям своей Среды. Действовали также и деревенские клубы носившие, как правило, названия своего населенного пункта. Кроме этого в каждом учебном заведении создавались свои спортивные, дискуссионные и иные клубы. Французкие клубы. История возникновения французских клубов впрямую связана с просветительством и их ролью в революционном движении 18 века. Главные элемент - политизация философии. Общество создано для пользы всех его членов. Французские салоны становятся центрами политического просвещения общества - салон госпожи Кондорсе, салон Жюм Тальма, откуда Наполеон отправился на переворот 18 брюмера, госпожи Граммон, игравший роль тайного политического комитета; госпожи Рошфор. В салоне Самюэля Бернара собиралась финансовая знать; салон Неккер и впоследствии их дочери госпожи де Сталь. Он стал самым знаменитым салоном времен директории. В 1789 году в Версале был основан Бретонский клуб, затем перенес свои заседания в Париж и изменил название на клуб “Друзей конституции”. Вскоре к нему примкнули такие депутаты как Сиейс, Мирабо, Робеспьер и др. Влияние стало быстро расти. Наняли помещение в монастыре якобинских монахов Доминиканского ордена, что дало повод роялистам называть их якобинцами. Так клуб вошел в историю как “Якобинский клуб”. Число членов - более 1200 чел., в основном интеллигенция. Очень велик был по тем временам вступительный и членские взносы, поэтому был не по карману рабочим. В клубе был избираемый на месяц председатель, заместитель, четыре секретаря, двенадцать инспекторов, четыре цензора, пять комитетов. Заседал сначала три раза в неделю, затем ежедневно. Входили и женщины, но без права голоса, допускались на заседания и граждане Парижа. Отделения были созданы по всей Франции. Лейтенант Бонапарт был членом филиала Якобинского клуба. Главное в клубе - обсуждение проблем и агитация, особенно на борьбу с “врагами народа”, после победы якобинцев ста органом и цензором Национального Конвента, руководил судебными, военными, административными делами. Финансировался уже государством. После казни Робеспьера клуб сломали и на его месте устроили рынок. Попытки его возродить, впоследствии не удались. Клуб “Кордельеров” состоял в основном из малообразованных людей. Придерживался либеральных ориентаций. Интересна история “Клуба 89”, основанного умеренными членами “Общества друзей конституции”. Сиейс, Мирабо, Лафайет, Бальи, бывшие и членами якобинского клуба. Был более аристократичен, занимал помещение в Пале - Рояле. Устраивал банкеты, но распался в 1791 году. На его месте был создан “клуб Фельянов” (от монастыря, где проходили его заседания). Членами были Дюма (дед), Пасторэ, Воблан, затем Лафайет, Ларошфуко. Политический идеал - демократическая монархия. Противодействовали монархии и революционным “бредням”. “Фельянами” впоследствии стали называть аристократов. Существовали также клубы: “Беспристрастных”, основанный депутатом из Нанси Лафаром и объединивший состоятельных людей, “Друзей монархической конституции”, распределяли деньги, одежду, хлеб среди бедных. Эмблемой клуба были весы с символами богини Свободы и богини Франции; клуб “Пантеон”, объединявший ультра - радикалов. Учредительное собрание, пока клубы поддерживали его, поощряло их деятельность, но уже в 1791 году издается декрет, запрещавший деятельность революционных клубов. Второй мощный подъем политических клубов во Франции связан с Парижской Коммуной 1891 года. Волна новообразованных клубов захлестнула страну, но такой роли они уже не сыграли. Образовывались из уличных народных сходок. Сходки преобразовывались в политические собрания. Получали названия от залов, кафе, где происходили собрания. Клуб “Фоли Бержер” на Монмартре, клуб “Двора Чудес” и др. Особенностью явились клубы - церкви, заседавшие в церковных помещениях. Коммунальный клуб, Центральный клуб, клуб Социальной революции и др. Главное - защита прав народа, борьба с врагами революции. Активна роль женщин. Было более 500 женских клубов в эпоху революции. Наиболее известен клуб “Революционных гражданок”. Главное в деятельности французских клубов то, что они явились своеобразной лабораторией социального переустройства общества, сыграли неоценимую роль в пропаганде революционных идей, активизации на социальные действия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА. Вопросы: 1. Содержание понятия эффективности в СКТ. 2. Проблема выбора критериев оценки художественной самодеятельности. 3. Оценка ХС как явления искусства. 4. Оценка ХС как социально – педагогического явления. 5. Социально – культурные условия работы коллектива. 6. Показатели и критерии оценки руководства самодеятельным коллективом.
Содержание понятия эффективности. 2 подхода к оценке эффективности: 1. Оценка результатов с точки зрения достижения поставленных задач. Достигнуты – значит система функционировала эффективно. 2. Эффективность характеризуется степенью реализации потенциала управляемого объекта. Э. – мера целенаправленного, сознательного и целесообразного использования потенциальных возможностей СКД. Предмет оценки эффективности. В зависимости от того, кто выступает субъектом требований эффективности выделяется 3 группы показателей: 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ т.е. эффективность по отношению к отдельной личности (влияние деятельности на ее всестороннее развитие, повышение общей культуры, социальной активности и т.д.). 2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ (социально – психологические) Э по отношению к коллективу в целом (стабильность, устойчивость, сопротивляемость вн. Воздействиям, динамичность целей и задач, творческий рост). 3. СОЦИАЛЬНЫЕ. Э по отношению к обществу (экономический, идеологический, правовой, политический Э и т.д.) Эффективность чего – ОБЪЕКТ ТРЕБОВАНИЙ – социальная роль, явление или социальный институт которые должны обеспечить максимальную эффективность. Э деятельности работников (оптимизация процесса в коллективе, совершенствование воспитания и самореализации; степень соответствия руководства) Э самой СКД – замер Э коллектива в целом. Задачи оценки эффективности. Информация различных уровней определяется в зависимости от объекта и субъекта требований. Критерий Э руководства (вернее основное назначение оценки) не в констатации результатов а в получении информации необходимой для решения педагогических задач. Задачи оценки эффективности – исследовательская, педагогическая, методическая – итоговые характеристики СКТ – воспитание и самореализация личности. Показатели эффективности работы руководителя: 1. Функция воспитания; 2. Функция самореализации. Показатель эффективности воспитательного процесса – система отношений человека – установить соответствие целей воспитания конкретным результатам. Показатели эффективности самореализационного аспекта: 1.Удовлетворенность участника; 2.Продуктивность каждого участника; 3.Сверхнормативная активность (стремление увеличить свой вклад в решение коллективной задачи, самостоятельные проявления в общественной, художественной, познавательной, дискуссионной деятельности не детерминированной извне). Определяющим показателем является удовлетворенность участников содержанием деятельности и отношениями в коллективе (Раскрыты далее в 4 блоке). Восстребованность.??? Если какое – то качество или что – то не восстребуется, то оно отмирает.
КО являются мощным стимулом развития самодеятельности. Естественно зависят от жанрово – видовой структуры самодеятельного творчества. Проявили необходимость введения системы таких оценок и критериев фестивали художественной самодеятельности 1975 – 1977 годов – 1-й, 1987 г. 2 – й. Смотры – это восстребованность. В момент проведения фестиваля все жанры имели тенденцию к увеличению, после - к уменьшению. Так в 1-й фестиваль количество кружков и коллективов возросло на 7%, число участников на 8%, в среднем рост на одно учреждение составил 3, 7 – 3, 8%; среднее число участников ХС на одно учреждение составило 44, 1 – 46, 2%. Затем резко сократились все виды исполнительской самодеятельности – театральные, хоровые и др. 2-й фестиваль вместо 1979-81 гг. проводили в 1987 г. но уже в новых условиях. Существовало опасение вообще потерять самодеятельность. Одна из причин – критерии оценки. Составы жюри, как правило, подбирались из профессионалов и управленцев и оценивали только художественный результат, как в профессиональных коллективах (фактически одна система номинаций). Считали, что к самодеятельности нельзя подходить с другими критериями. Рошаль: " В искусстве не может быть скидок на самодеятельность" и т.д. В результате – отрицательный социально – культурный эффект. Возникла необходимость выстроить систему показателей. Работал НИИ культуры, но ответа не дал. Не произошло изменений и на втором фестивале. Аналогичная ситуация складывается и сегодня. Ответ возможен в плоскости понимания сущности самодеятельного творчества. С одной стороны это явление в сфере производства художественного продукта и тогда должно оцениваться по показателям мастерства, как и явления искусства. С другой выступает довольно сложным социально – педагогическим явлением. На перекрестке этих функций и выражается специфика самодеятельного творчества. Стратегия введения критериев направлена не на суть явления. В 60-е годы развернулась любопытная дискуссия. Суть сводилась к тому, что в будущем профессионального искусства не будет, а будет только самодеятельное но на высокопрофессиональном уровне. Уровень мастерства и массовость в таком случае выступали как явления конфронтации. Полагали, что стимулируя мастерство, мы обеспечим массовость. Но к сожалению, массовость не обеспечивает мастерство. Две группы стимулов. Одна система критериев не должна блокировать другую. 1 БЛОК. Оценка художественной самодеятельности как явления искусства. Точка отсчета – профессиональное искусство. 1. Уровень исполнительского мастерства. Исполнительская, авторская, любительская. Для авторской уровень исполнительского мастерства очень трудно определяемый. 2. Выбор репертуара в соответствии с определенными требованиями: А/ соответствие взятого произведения возможностям и жанрам коллектива – нельзя взять Гамлета на второй день образования коллектива; Б/ художественное содержание; (м.б. романтическая приподнятость, частное до уровня всеобщего) В/ соответствие условиям конкурса (автор сам разрабатывает идеальное в человеческой жизни). 3. Уровень сценической культуры. Внешний вид, соответствие аттрибутики специфике жанра, художественного образа. Народный хор в галстуках и смокингах – нонсенс. 4. Индивидуальность, самобытность исполнителя. Часто то, что он представляет не имеет аналога в профессиональном искусстве. Работает на индивидуальность носителя. Подражательность воспринимается, как правило, со знаком минус, самобытность – принимается (непосредственность, свежесть, оригинальность). 5. Общее художественное впечатление (от автора и т.д.) как совокупный результат от первых четырех. Как работают на художественную самодеятельность эти показатели? – обращение к профессиональной сфере. 2 БЛОК. Оценка самодеятельности как социально – педагогического явления. 1. Стабильность работы коллектива. · Ритмичность встреч, занятий; · Текучесть состава – если высокая, свидетельствует об отсутствии прочного интереса, содержание деятельности не удовлетворяет участников; · Вовлеченность участников в самоуправление (паспорт); · Наличие традиций. 2. Масштаб деятельности коллектива – вклад в регион, пропаганда идеалов и ценностей (эколого – культурных и др.) 3. Разнообразие форм деятельности коллектива. Один из главных. Концертные варианты выхода на зрителя сложны – (деревня) Не концертные формы выхода на зрителя (бенефисы, творческие вечера. Косвенное свидетельство – липовое ли объединение. 4. Творческий рост коллектива. Динамика развития коллектива и личности. 5. Личные качества участников (заслуги трудовые, общественные, нравственные – " Я" в искусстве или искусство во мне.
3 БЛОК. Социально – культурные условия работы коллектива. 1. Местные социальные условия (город, село, удаленность от центров, качество методической помощи, наличие квалифицированного руководства); 2. Обстоятельства, связанные с социальной принадлежностью (профессия – хор доярок или преподавателей музыкальных школ – т.е. энергетический вклад личности – от профессии); 3. Местные культурно – художественные традиции. Фольклор. Хор – Эстония – интонируют на ¼ тона, и РНХ – многоголосие. 4. Обстоятельства связанные с особенностями жизни и личности (хор ветеранов войны или труда – не нужны показатели, или матери – героини).
ВЫВОДЫ: 1. Уточнить задачи смотра. На всех уровнях, жанрах – например школьная театральная самодеятельность – здесь доминирует массовость, а сцены, естественно, другие. Многообразие видов деятельности – участие в самоуправлении, организация внутригруппового обучения, организация творческих встреч с родственными коллективами, активное участие в планировании работы, участие в разработке устава коллектива, участие в учебно – репетиционной работе. 2. Отдельно оценивать художественный продукт деятельности и оценка коллектива по социально – педагогическим показателям. Нужны две группы экспертов – одни – профессионалы, другие управленцы – педагоги. Но разделить на группы необходимо предварительно, в зависимости от условий работы, чтобы оценивали объективно, без скидок и протеже. 3. Поощрительные призы должны быть равными. На уровне региона и выше – заключительные концерты. Участие по показателям 1 го блока для СО не обязательно. Система критериев внутри коллектива, как правило, не срабатывает, но влияет.
4 БЛОК. Показатели и критерии оценки руководства самодеятельным коллективом. В положение о смотре конкурсе не закладываются, но важны как показатели эффективности руководства объединением. К сожалению, очень медленно внедряются в практику. Оцениваются следующие направления деятельности и функции руководства: · Аналитическая функция – собрать максимум возможной информации. · Педагогическая – ориентировать руководителя на сущностное содержание, главное – развитие личности. Воспитательная деятельность – это, по существу, формирование отношений личности. · Методическая – как работать с человеком, как действовать, как обеспечить перевод общественных норм, ценностей в контекст личностных идеалов. Куда идет корабль? Показатели: САМОРЕАЛИЗАЦИИ. Выявление ее степени. · Удовлетворенность участников коллектива. На производстве критерий не работает, в самодеятельности добровольность, но не самодостаточный показатель. Бывают лентяи в коллективе. · Продуктивность каждого – что может и делает. · Сверхнормативная активность – окончим занятия на 2 часа позже. Решили перевести 2 страницы – перевел 30 (Чуковский). Может позволить выявить паспорт – многие необязательные виды деятельности. · Мотивы. Мотивы прихода, мотивы закрепления, мотивы удовлетворенности.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ. Вопросы: Научные подходы в понимании и оценке природы ОД. Истоки социальной активности. Условия возникновения движений. Признаки, Типология, Функции ОД. Генезис и динамика ОД, Ресурсы ОД. Коллективные действия ОД. Результативность ОД. Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. - СПб.: Наука, 1993. - 172 с. 1. Дж. Локк и Т. Гоббс - общество состоит из автономных субъектов, объединяющихся по собственной воле в коллективы - общество результат общественного договора и взаимодействия субъектов. Американская школа развивает индивидуалистическую традицию. 2. Интеллектуальная традиция - А. Смит, Дж. С. Милль - общество система социальных институтов и организационных структур - основа - организационные единицы, организующие общество. Парадигма “Новых общественных движений - Европейская социология - Ю Хабермас, А Гидденс, А. Турен. Общество - структуры, социальные силы, долгосрочные процессы и перспективы, страдает этноцентризмом т.к. различные политические системы - президентская власть, парламент, двух или многопартийная система. Политико - культурный контекст. США. Открытая система политической организации общества. Общество - статичная структура относительно гомогенных элит и недифференцированных масс - внутри политической системы и вне ее. Общественные движения - аутсайдеры политики, пытаются встроиться в рамки политических структур - цели, идеалы, требования - не противоречат принципам американской демократии. Антиинституционализм в США относителен. Европа - стремятся преобразовать политические структуры. Радикалы. Мобилизация и акционистские методы: Положительная идентификация - Р Айрман, А Джинисон - социолог может принять роли: идеолога движения, социолога - консультанта, организатора-активиста. Может быть представитель движения в сфере академической науки.
|