Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть II. Тема: стилистический аспект культуры речи
Цель: получение системного представления о функциональных стилях речи и их особенностях. Вопросы для понимания: 1. Разговорная речь в системе функциональных стилей. 2.Научный стиль. 3. Публицистический стиль. 4. Официально-деловой стиль. Контрольные вопросы и задания (письменно): №1. Составьте резюме на предполагаемое вами место работы (желаемая вакансия). Не забывайте, что резюме - жанр официально-делового стиля. Составляйте так, чтобы резюме можно было использовать в действительности.
№2. Отметьте предложения, предпочтительные для научного стиля. Выбор обоснуйте. · а) Когда я исследовал..., то обнаружил. б) При исследовании... было обнаружено. · а) Автор этой работы думает, что... б) Автор этой работы полагает, что · а) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150-200 и больше. Дуб развивает мощную крону. Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. б) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата, дуб с обломанными давно, видимо, суками и обломанной кроной, заросшею старыми болячками. №3. Оформите в виде аналитической таблицы вопрос о научном стиле речи, охарактеризовав указанный стиль по следующим параметрам:
№4. Определите, к какому стилю принадлежат тексты. Варианты ответов: 1.официально-деловой, 2. разговорный, 3. публицистический, 4.научный.5.художественный.
Текст А. Не всем понравилось, что религии поделены на традиционные и нетрадиционные. А также что вводился пятнадцатый ценз на регистрации тех конфессий, которые как грибы возникают на территории России. В России сегодня действует огромное количество зарубежных церквей, приходов и сект, деятельность многих из которых носит тоталитарный и деструктивный характер. Они применяют методики зомбирования и гипноза. Прибегают к помощи психотропных средств. Таким образом подавляется личность. Пользуясь нашими трудностями, они покупают души русских людей путем раздачи бесплатной литературы, приглашений за границу. Активно проникают в учебные заведения. (Из интервью с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым. Профиль, 1997. №35) Текст Б. Курс «Русский язык и культура речи» своей главной задачей имеет повышение культуры языковой личности студента. Безбоязненное, уверенное владение средствами родного языка и навыками общения способствует повышению уровня не только языковой и коммуникативной компетенции студентов, но и их профессиональной компетенции (для этого совсем необязательно ждать окончания института). Обращение к реальной языковой действительности (в частности, письменный контекст города) позволяет студенту анализировать чужие и свои собственные языковые навыки, что помогает понять выгодность и полезность языковой грамотности (Объяснительная записка к рабочей программе по курсу «Культура речи современного города»). Базовые учебники: · Введенская Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика: для высших и сред. учеб. завед. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. С. 8-44, 107-111. · Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / О.М. Казарцева. - 5-е изд. - М.: Флинта; Наука, 2003. С. 330-383. · Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студ. вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2003. С. 166-177. · Русский язык и культура речи: учеб. для студ. вузов / ред. Максимов В.И. - М.: Гардарики, 2008. С. 73-92, 148-208.
|