обучения».
1. реализация основных компонентов предметного образования и повышение его качества в условиях дифференциации обучения и индивидуализации обучения путем построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
2. совершенствование профессионального мастерства педагогов: овладение ими эффективными методами и методиками (технологиями) преподавания на базовом и повышенном уровнях;
3. распространение эффективных образовательных практик преподавания на базовом и повышенном уровнях изучения;
4. организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниево-деятельностным компонентом в соответствии с образовательными стандартами, обновленными учебными программами, основными ключевыми компетенциями в условиях перехода на профильное обучение учащихся;
5. обеспечение качества допрофильной подготовки учащихся
№
п/п
| Содержание деятельности
| Сроки
| Ответственные
|
Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса
|
1.
| Разработка и утверждение плана работы на 2015/2016 учебный год
| Июнь-август
| Руководитель МО
|
2.
| Корректировка тем самообразования
| Август
| Члены МО
|
3.
| Подготовка учебных кабинетов к новому учебному году: корректировка плана и графика работы, пополнение кабинетов учебно-методической литературой
| Август
| Ответственные за учебные кабинеты
|
4.
| Оформление информационных стендов в учебных кабинетах
| Август
| Учителя предметов гуманитарного цикла
|
5.
| Составление/корректировка банка нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов
| Август
| Учителя предметов гуманитарного цикла
|
7.
| Корректировка календарно-тематического планирования
| Август
| Члены МО
|
8.
| Составление графика факультативов, стимулирующих и поддерживающих занятий
| Сентябрь/ январь
| Члены МО
|
9.
| Реализация преемственности организации обучения между І и ІІ, ІІ и ІІІ ступенями общего среднего образования
| Сентябрь-ноябрь
| Члены МО
|
10.
| Взаимопроверка ученических тетрадей
| Ноябрь/февраль
| Члены МО
|
11.
| Пополнение банка ЭСО, УМК
| Постоянно
| Члены МО
|
12.
| Разработка дидактических материалов для поурочного и тематического контроля
| Постоянно
| Члены МО
|
13.
| Разработка заданий для школьной олимпиады по учебным предметам
| Постоянно
| Члены МО
|
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
|
1.
| Изучение нормативных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса и преподавания учебных предметов
| Август-сентябрь
| Зам.директора, рук-ль МО
|
2.
| Информирование членов МО о новинках методической литературы, методических и профессиональных конкурсах, дистанционных курсах, курсах на хозрасчетной основе
| В течение года
| Зам.директора, руководитель МО
|
3.
| Информационная работа с родителями учащихся 3-11 классов: родительские собрания, консультации
| В течение года
| Члены МО
|
Информационно-методическое сопровождение непрерывного образования педагогов
|
1.
| Участие в работе МО и других школьных мероприятиях методического характера (семинарах, мастер-классах и т.д)
| В течение года
| Члены МО
|
2.
| Участие в работе городских методических формирований учителей предметников
| Согласно плану УМК
| Члены МО
|
4.
| Дистанционное обучение в режиме самообразования и повышения квалификации
| В течение года
| Члены МО
|
5.
| Повышение квалификации
| Согласно отд.плану
| Члены МО
|
6.
| Организация работы по аттестации учителей:
уточнение списка аттестуемых учителей;
оказание методической помощи аттестуемым учителям.
| В течение года
| Зам.директора, рук-ль МО
|
7.
| Составление и реализация планов самообразования на текущий учебный год
| Сентябрь-июнь
| Члены МО
|
8.
| Пополнение и систематизация материалов самообразования
| В течение года
| Члены МО
|
9.
| Взаимопосещение учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий
| В течение года
| Члены МО
|
10.
| Проведение открытых учебных и факультативных занятий, их анализ
| Согласно графику
| Члены МО
|
11.
| Самоанализ педагогической деятельности и подготовка творческих отчетов по самообразованию
| Май
| Члены МО
|
12.
| Обеспечение педагогического сопровождения профессионального становления молодых педагогов
| В течение года
| Наставники
|
13.
| Выявление и формирование опыта работы педагогов
| В течение года
| Руководитель МО
|
Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности
|
1.
| Освоение педагогами современных педагогических технологий и методик (ИКТинформационно-коммуникационные технологии, сервисы WEB 2.0, сетевые сообщества)
| В течение года
| Члены МО
|
2.
| Информирование учителей о предстоящих обучающих семинарах, дистанционных курсах
| В течение года
| Зам.директора, рук-ль МО
|
3.
| Творческие отчеты педагогов по итогам повышения квалификации
| По факту посещения ПК
| Члены МО
|
Работа с талантливыми и одаренными учащимися
|
1.
| Организация занятий по работе с талантливыми и одаренными учащимися
| В течение года
| Члены МО
|
2.
| Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для талантливых и одаренных учащихся
| Сентябрь/
январь
| Члены МО
|
3.
| Проведение факультативных и стимулирующих занятий
| В течение года
| Члены МО
|
4.
| Индивидуальные занятия, консультации для учащихся
| В течение года
| Члены МО
|
5.
| Организация участия школьников в работе городских тренерских клубов
| В течение года
| Члены МО
|
6.
| Руководство исследовательской деятельностью учащихся: выбор тем, составление плана исследования
| В течение года
| Члены МО
|
7.
| Обеспечение участия школьников в этапах республиканской олимпиады по учебным предметам
| В течение года
| Члены МО
|
8.
| Организация участия в дистанционных интеллектуальных конкурсах «Журавлик», «Буслік», «Лингвистёнок»
| Согласно графику
| Ответственные члены МО
|
9.
| Организация участия школьников в конкурсах, онлайн-олимпиадах, дистанционных интеллектуальных турнирах и играх
| В течение года
| Ответственные члены МО
|
Внеклассная работа
|
1.
| Предметная декада
| Февраль
| Члены МО
|
2.
| Организация и проведение школьного этапа олимпиады по учебным предметам
| Октябрь
| Члены МО
|
3.
| Традиционный праздник «С Рождеством»
| Декабрь-январь
| Члены МО
|
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности МО
|
1.
| Анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся
| Октябрь, декабрь, март, май
| Члены МО
|
2.
| Мониторинг результативности участия школьников в олимпиадном движении и исследовательской деятельности
| Ноябрь, декабрь, январь, апрель
| Члены МО
|
3.
| Анализ результатов ЦТ по учебным предметам
| Август-сент.
| Члены МО
|
4.
| Самоанализ результатов педагогической деятельности
| Май-июнь
| Члены МО
|
5.
| Творческие отчеты по самообразованию
| Май-июнь
| Члены МО
|
6.
| Диагностика педагогических затруднений
| Апрель-май
| Члены МО
|
7.
| Диагностика эффективности работы МО
| Апрель-май
| Члены МО
|
8.
| Анализ предметной декады
| Апрель
|
|
9.
| Анализ эффективности деятельности МО за учебный год
| Июнь
|
|
Научно-методическое обеспечение образовательного процесса
|
Заседание № 1
| Август
|
|
Тема
| Нормативное правовое обеспечение образовательного процесса по предметам гуманитарного цикла в 2015/2016 учебном году
|
Цель
| Изучение нормативной правовой и инструктивно-методической документации по организации преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература», «Беларуская мова» і «Беларуская літаратура», «Всемирная история» и «История Беларуси», «Обществоведение», «Иностранный язык»
|
Задачи
| изучить рекомендации Министерства образования РБ на новый учебный год по организации образовательного процесса по учебным предметам гуманитарного цикла;
познакомить с новыми программами для V, XI классов, учебниками, УМК факультативных занятий, электронными УМК по учебным предметам;
проанализировать примерное КТП для базового и повышенного уровня, V класса;
провести анализ результатов педагогической деятельности за прошлый учебный год;
ознакомиться с планом работы, внести, при необходимости, коррективы.
|
Форма проведения
| Инструктивно-методическое совещание
|
Вопросы для обсуждения
| Научно-методический блок: нормативное и правовое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам гуманитарного цикла в 2015/2016 учебном году
|
|
| 1. О нормативном правовом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам гуманитарного цикла в 2015/2016 учебном году
| Гаева В.С., руководитель МО
|
| 2. Об организации преподавания учебных предметов гуманитарного цикла и факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году в соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь
| Гаева В.С., учитель русского языка и литературы; Шевчук Г.Н., учитель белорусского языка и литературы; Тиханкова А.С., учитель истории; Хритонова А.А., учитель английского языка
|
| 3. О научно-методическом и учебно-методическом обеспечении преподавания учебных предметов гуманитарного цикла (стандарты, концепции, учебные программы, УМК)
| Гаева В.С., учитель русского языка и литературы; Шевчук Г.Н., учитель белорусского языка и литературы; Тиханкова А.С., учитель истории; Хритонова А.А., учитель английского языка
|
| Учебно-методический блок: организация методического сопровождения преподавания учебных предметов гуманитарного цикла в 2015/2016 учебном году
|
|
| О результатах работы МО за 2014/2015 учебный год, основных проблемах, актуальных направлениях деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов и планированию работы на 2015/2016 учебный год
| Гаева В.С., руководитель МО
|
| Практический блок: организация работы в между заседаниями
| Гаева В.С., руководитель МО
|
| 1. Об утверждении тем по самообразованию учителей МО
| Члены МО
|
| 2. О согласовании тем исследовательских работ
| Члены МО
|
| 3. О проведении школьного этапа республиканской олимпиады
| Гаева В.С., руководитель МО
|
| 4. Об организации участия школьников в дистанционных конкурсах, онлайн-турнирах, олимпиадах и т.д.
| Гаева В.С., руководитель МО
|
| 5. Об использовании возможностей социальных сетей для формирования информационно-предметной среды
| Гаева В.С., руководитель МО
|
Заседание № 2
|
Октябрь
|
|
Тема
| Пути реализации компетентностного подхода в обучении предметам гуманитарного цикла
|
Цель
| Изучение теоретических и практических оснований компетентностного подхода в обучении, формировании ключевых компетенций
|
Задачи
| обозначить сущность компетентностного подхода в обучении, структуру и номенклатуру ключевых компетенций;
определить наиболее эффективные технологии, методы и приемы формирования общеучебных умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями обновленных учебных программ;
разработать проект (технологическую карту) урока, построенного на основе компетентностного подхода, подготовить памятку для педагогов «Структура и номенклатура ключевых компетенций учащихся»
|
Форма проведения
| Обучающий семинар
|
Вопросы для обсуждения
| Научно-методический блок: изучение теоретических оснований компетентностного подхода в обучении, формировании ключевых компетенций
|
|
| 1. О сущности компетентностного подхода в обучении
| Карташова М.И., учитель английского языка
|
| 2. О структуре и номенклатуре ключевых компетенций учащихся
| Гаева В.С., учитель русского языка и литературы
|
| Учебно-методический блок: определение критериев эффективности урока, построенного на основе компетентностного подхода
|
|
| 1. О путях оптимизации современного урока и факультативного занятия на основе компетентностного подхода
| Бересневич Л.В., учитель белорусского языка и литературы
|
| 2. Урок как деятельностная система взаимодействия «учитель-ученик» (виды деятельности, методы и приемы взаимодействия)
| Шевчук Г.Н., учитель белорусского языка и литературы
|
| Практический блок: работа в малых группах (проектирование урока)
|
|
| 1. Разработка проектов уроков (технологических карт) на основе компетентностного подхода
| Члены МО
|
| 2. Представление и обсуждение представленных проектов (технологических карт).
| Члены МО
|
| 3. Анализ школьного этапа олимпиады по учебным предметам
| Гаева В.С., руководитель МО
|
Заседание № 3
| ЯНВАРЬ
|
|
Тема
| Интенсификация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов с целью повышения качества образования
|
Цель
| Осмысление педагогами роли и места информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
|
Задачи
| Рассмотреть теоретические аспекты формирования информационных компетенций учащихся;
осмыслить место и роль информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе;
презентовать продуктивный опыт использования ИКТ на учебных и факультативных занятиях;
оценить эффективность предлагаемой практики в ходе интерактивной игры (мастер-класса)
|
Форма проведения
| Семинар-практикум
|
Вопросы для обсуждения
| Научно-методический блок: изучение теоретических аспектов формирования информационных компетенций учащихся
|
|
| 1. О современных информационно-коммуникационных технологиях как средстве формирования информационных компетенций учащихся, их месте и роли в образовательном процессе
| Гаева В.С., учитель русского языка и литературы
|
| 2. О методах активизации познавательной деятельности учащихся с
помощью информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект).
| Трусов А.В., учитель английского языка
|
| Учебно-методический блок: обмен опытом использования ИКТ в образовательном процессе
|
|
| Презентация из опыта работы по использованию ИКТ в образовательном процессе
| Хритонова А., А., учитель английского языка
|
| Практический блок: интерактивная игра (мастер-класс)
|
|
| Реализация эффективных методов и приемов использования ИКТ в образовательном процессе (подготовка и проведение уроков на повышенном уровне в Х классе)
| Тиханкова А.С., учитель истории
|
| Анализ результатов второго этапа республиканской олимпиады по учебным предметам
| Гаева В.С., руководитель МО
|
Заседание № 4
| МАРТ
|
Тема
| Эффективная образовательная практика реализации предметного содержания на базовом и повышенном уровнях в соответствии с обновленными учебными программами
|
Цель
| Осмысление педагогами сути обновленного содержания образования, различных подходов в организации преподавания на базовом и повышенном уровнях
|
Задачи
| изучить теоретические аспекты реализации предметного содержания современного урока;
рассмотреть на конкретных примерах особенности организации образовательного процесса на базовом и повышенном уровне в Х классе, в соответствии с обновленными учебными программами в V классе;
организовать формирование банка личностно-ориентированных заданий.
|
Форма проведения
| Педагогический марафон
|
Вопросы для обсуждения
| Научно-методический блок: изучение теоретических аспектов реализации предметного содержания современного урока
|
|
| 1 Индивидуальные особенности учащихся как психолого-педагогическая основа дифференцированного обучения
| Никитко Т.Н., педагог-психолог
|
| 2.. О создании благоприятных условий для развития интересов и творческой активности учащихся средствами учебных предметов
| Гаева В.С., учитель русского языка и литературы
|
| Учебно-методический блок: представление опыта изучения отдельных тем на базовом и повышенном уровне в Х классе, в соответствии с обновленными учебными программами в V классе
|
|
| 1. Об особенностях подготовки и проведения урока на базовом и повышенном уровнях в Х классе
| Хритонова А.А., учитель английского языка
|
| 2.. Об особенностях организации факультативных занятий для учащихся IХ классов по допрофильной подготовке
| Шешелко Н.А., учитель русского языка и литературы
|
| 3. О мотивации профессионального самоопределения учащихся средством учебных и факультативных занятий
| Шевчук Г.Н., учитель белорусского языка и литературы
|
| Практический блок: формирование банка личностно-ориентированных заданий
| Члены МО
|
Заседание № 5
| МАЙ
|
|
Тема
| Анализ результативности работы МО, определение перспектив на 2015/2016 учебный год
|
Цель
| Формирование рефлексивной культуры педагогов на основе самоанализа и самодиагностики
|
Задачи
| проанализировать деятельность членов МО по обеспечению качества образования в 2015/2016 учебном году;
организовать обмен эффективным педагогическим опытом;
определить перспективы развития МО на 2015/2016 учебный год.
|
Форма проведения
| Творческий полилог
|
Вопросы для обсуждения
| Учебно-методический блок: представление опыта изучения отдельных тем на базовом и повышенном уровне в Х классе, в соответствии с обновленными учебными программами в V классе
|
|
| 1. О самоанализе педагогической деятельности членов методического объединения за истекший учебный год.
| Члены МО
|
| 2. О предоставлении творческих отчетов по самообразованию
| Члены МО
|
| 3. Об итогах деятельности методического объединения за истекший учебный год, путях повышения качества образования
| Гаева В.С., руководитель МО
|