Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы спортивной тренировки
В тренировочном процессе действуют различные закономерности, которые следует учитывать и использовать (биологические, педагогические, психические, логико-познавательные и др.). Отсюда и формируются определенные принципы спортивной тренировки. Принципы нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Ведь принципы распространяются на все стороны и задачи тренировочного процесса, они определяют содержание, средства, методы и организацию. Для тренера выполнение принципов тренировки - это обязательное руководство к действию, поскольку они относятся к сознательному и комплексному использованию закономерностей единого процесса образования и воспитания. В них обобщен опыт передовой практики. Рассмотрим принципы более подробно. Принцип возрастания нагрузки. Согласно этому принципу нагрузка должна всегда находиться в определенной зависимости от уровня работоспособности спортсмена, его способности переносить ее. Стандартные нагрузки постепенно теряют свой тренировочный эффект, пока совеем не перестают способствовать развитию физических кондиций спортсмена и его работоспособности. Застой в нагрузке приводит к застою в развитии работоспособности. Это действительно не только для начинающих, но и дня спортсменов опытных, высокого класса. В видах спорта с преимущественным проявлением технико-тактических качеств нагрузку повышают, предъявляя более высокие требования к координации движений (изменение темпа движений, внешних условий, комбинаций различных элементов упражнения, разучивание более сложных движений и в целом упражнений). Для направленного развития выносливости, силы, быстроты и комплексных физических способностей необходимо изменять определенные компоненты нагрузки: повышать частоту тренировок, доведя их по возможности до ежедневных, а в некоторых случаях при подготовке к достижениям высоких результатов - и до двух раз в день; повышать объем нагрузки в тренировочных занятиях при одинаковой плотности их; повышать плотность нагрузки и др. Все это не удастся осуществить одновременно. Сначала надо стремиться к достижению оптимальной частоты тренировок, а затем решать следующие задачи. Принцип круглогодичности (непрерывности) тренировки. Этот принцип требует от спортсмена, чтобы он тренировался без перерывов в течение круглого года, всегда стремился к достижению оптимального выполнения нагрузки, обеспечивая непрерывное развитие тренированности. В основе этого требования лежат закономерные связи между нагрузкой и адаптацией организма к ее воздействию (закон единства окружающей среды и организма). Исходным пунктом для построения круглогодичной тренировки служат известные закономерности развития тренированности. Первостепенную роль в них играют два последующих положения: 1. Высокие результаты в избранном виде спорта могут быть достигнуты лишь в том случае, если повышается общий уровень тренированности, включая все компоненты, определяющие достижение высоких результатов. 2. В свою очередь, повышение уровня отдельных компонентов тренированности ведет уже у начинающего спортсмена к более высокие результатам в избранном виде спорта. Но для дальнейшего его роста этого будет недостаточно. Необходимо связать отдельные компоненты тренированности в единый комплекс с учетом требований соревнований. Для этого используют специфические тренировочные и соревновательные нагрузки при подготовке спортсменов высокого класса. Однако если такие нагрузки применять в больших объемах, то они могут относительно быстро привести к исчерпанию физических и нервных возможностей спортсмена. Принцип периодизации и цикличности. Тренировочный цикл, как правило, планируется на год или на полугодие и включает в себя взаимосвязанные между собой подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Подготовительный период подразделяется в основном на два этапа. Втечение более длительного первого этапа повышается способность спортсмена переносить нагрузки за счет постепенного повышения объема тренировки при относительно невысокой интенсивности, которая ниже, чем на последующих этапах. Это позволяет создать необходимую базу и, следовательно, подвести спортсмена к выполнению более высоких по интенсивности нагрузок на последующих этапах. На втором этапе подготовительного периода, непосредственно переходящего в соревновательный период, необходимо гармонически сочетать отдельные компоненты состояния тренированности и таким путем гарантировать достижение более высоких результатов на соревнованиях. Тренировка приобретает более специфический характер. Сокращается объем общеразвивающих упражнений в пользу специально-вспомогательных, повышается роль специфической соревновательной нагрузки. В то время как общий объем нагрузки приблизительно сохраняется, интенсивность ее специальных и соревновательных упражнений нарастает значительно быстрее, чем на первом этапе цикла. Нужно ориентировать спортсмена, чтобы он к концу второго этапа подготовительного периода сумел достичь более высокого уровня результатов л соревновательных упражнениях уже к началу соревновательного периода. Так, подрастающим спортсменам - более высоких результатов по сравнению с прошлым спортивным сезоном, а ведущим - но меньшей мере свои лучшие результаты прошлого сезона. При этом выполнение объемов и интенсивности нагрузок должно гарантировать возможность дальнейшего повышения достижений путем увеличения интенсивности в соревновательных упражнениях и особенно участия в соревнованиях. Соревновательный период. Главной задачей этого периода является оптимальное развитие и стабилизация достижений спортсмена, повышение его способности к достижению своих лучших результатов в условиях соревнований. Соревновательные нагрузки получают ведущую роль в дальнейшем развитии и стабилизации достижений спортсмена, повышение его способности к достижению своих лучших результатов в условиях соревнований. Соревновательные нагрузки получают ведущую роль в дальнейшем развитии и стабилизации достижений. Нагрузка при этом интенсифицируется, а ее общий объем значительно сокращается. Однако в видах спорта на выносливость это снижение не должно быть существенным. Общеразвивающие упражнения в этом периоде предназначаются преимущественно для активного отдыха. Переходный период. Значительный расход физических и психических сил приводит к тому, что после окончания соревновательного периода нельзя сразу же переходить к подготовительному, так как ему должен предшествовать активный отдых - переходный период. Он относительно короток (не более 4-х недель). Его главная задача заключается, в первую очередь, в полном физическом и психическом постановлении спортсмена. Это важнейшая необходимая предпосылка для дальнейшего перехода в новом подготовительном периоде к более высоким тренировочным нагрузкам. Принцип сознательности. В этом принципе заложены свои корни и закономерности рациональной ступени познания: " Чем глубже и шире сознание, тем успешнее практические действии" (Х. Опитц, 1966). Принцип сознательности исходит из того, что творческая инициатива и самостоятельность спортсменов является единство ведущей роли тренера и сознательного сотрудничества спортсменов, а также их собственной ответственности в действиях. Основные правила, вытекающие из данного принципа: 1. Планируй тренировочный процесс и особенно ее нагрузку совместно со спортсменом. При этом спортсмену должно стать известно не только то, чего он может достигнуть в ближайшем будущем, но и то, какой от него потребуется " вклад" для достижения поставленной цели и в перспективе. 2. Привлекай спортсмена к анализу и оценке тренировки. 3. Регулярно проводи контрольно-проверочные испытания. 4. Воспитывай у спортсмена способность к совместному обдумыванию и самоконтролю. 5. Задавай практические и теоретические задания на решение дома. Принцип систематичности. Под систематичностью в тренировочном процессе понимается логически последовательное развитие тренированности с учетом закономерностей функционирования организма, распределение всех мероприятий с целью эффективного достижения результатов в избранном виде спорта. Проводить тренировку в соответствии с принципом систематичности - это значит выбирать более экономные пути достижения цели тренировки, выбирая оптимальные методики, приобретать современные знания и умения в области спорта и их упрочивать. Практически воплощать правила систематичности достаточно просто: 1. Уделяй самое пристальное внимание порядку распределения тренировочных упражнений с учетом закономерностей развития физических качеств (координация, быстрота, сила и затем выносливость). 2. В каждом тренировочном занятии следует ставить основную задачу и готовить спортсмена на ее выполнение. 3. Необходимо непрерывно следить за развитием тренированности спортсмена и вовремя вносить необходимые коррективы. 4. Строить тренировку нужно так, чтобы у спортсмена была четкость в ее восприятии. Принцип наглядности. Этот принцип нацеливает на конкретное и ясное восприятия явлений и па создание необходимых для двигательных действий представлений. Осуществление этого принципа в тренировочном процессе требует функционального восприятия возможно большего числа органов чувств - " комплексный двигательный анализатор" (А.Ц. Пуни). Такой подход к реализации принципа наглядности предполагает применение разнообразных средств наглядного воздействия, которые способствуют созданию полных и хорошо воспроизводимых представлений об изучаемых движениях и тактических действиях, а также о существенных компонентах тренировки. Предлагаются следующие правила применения принципа наглядности в практической работе тренера: Создавай правильное представление о структуре изучаемого движения. Применяй различные средства наглядности. При планировании и оценке i рокировки применяй графические изображения. Воспитательные задачи решим с наглядными примерами. Обеспечивай наглядность с учетом возрастных особенностей. Шире применяй современные средства наглядности при обсуждении результатов соревнований и тренировки. Принцип доступности. Принцип доступности исходит из того, что человек развивается и благодаря ей, любая деятельность человека, в том числе и его двигательная деятельность, может выполняться только через мобилизацию резервов организма, т.е. ценой значительных физических и нервных напряжений. Отсюда принцип доступности означает необходимость обеспечения правильного соотношения между способностью организма и его готовностью к выполнению двигательных действий, с одной стороны, и педагогическими требованиями - с другой. При решении задач тренировки следует применять Правила практического воплощения принципа доступности: 1. Основательно анализируй уровень работоспособности и развитие личности спортсмена. Вот несколько фактов, влияющих на индивидуальную нагрузку: календарный, паспортный и тренировочный возраст спортсмена, способность к достижению и перенесению нагрузок, состояние здоровья и уровень тренированности, общая нагрузка и отдых от нее, тип конституции и нервной деятельности, специфические и половые различия. 2. Приспособляй внешнюю нагрузку к индивидуальной работоспособности спортсменов, не существует неизменных норм, тренировочных нагрузок ни в смысле максимума, ни в смысле минимума. Система нагрузок зависит также и от новейших сведений о способности человека переносить нагрузки, полученные в экспериментальных и естественных условиях. 3. Учитывай особенности женского организма. Принцип прочности. Осуществлять данный принцип в тренировочном процессе - это значит тренировать атлета так, чтобы приобретенные им способности, навыки и знания стали стабильными, что обеспечит быстрый рост результатов без ущерба для здоровья спортсмена. Правила практического воплощения принципа прочности: 1. Избегай перерыва в тренировке. 2. Обращай внимание на степень закрепленности усвоенного материала. 3. Постоянно наблюдай за воздействием нагрузок на спортсменов. Регулярно закрепляй и проверяй знания, и умения. Повторения и проверки, еслиони проходят систематично, служат не только стабилизации, но и углублению знаний, одновременно являясь основой для выявления новых аспектов совершенствования. Поэтому рекомендуется повторно включать в тренировку самые разнообразные упражнения из программы базовой подготовки по данному виду спорта.
4 семестр: Тема 1. Лекция 1-2. ФИЗИЧЕСКая культура в системе ВОСПИТАНИя ДЕТЕЙ раннего и ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4 часа). содержание
1. Особенности развития морфо-функциональных систем организма дошкольников 2. Задачи и содержание физического воспитания детей и дошкольного возраста 3. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста 4. Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста 5. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста 6. Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
|