Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нельзя оставаться наедине с той женщиной, на которой есть намерение жениться 3 страница






[1] Шейх аль-Мубаракфури комментируя хадис, который привел имам ат-Тирмизи, сказал: «То есть они соответствуют четырем рак’атам фаджра: (двум рак’атам) сунны и (двум рак’атам) обязательной молитвы …». См. «Тухфатуль-ахвази» 8/96.

[2] Шейх, имам, аскет, мухаддис, Абу Синан Са’ид ибн Синан аль-Бурджуми, аш-Шайбани, шейх Куфы. Поселился в Раййе и совершал хаджж каждый год. Он передавал хадисы от ад-Даххака, Тауса, аш-Ша’би, ‘Амра ибн Мурра и других. От него передавали Исхакъ ибн Сулейман, Абу Дауд ат-Таялиси, Абу Ахмад аз-Зубайри, Зайд ибн Хубаб, Я’ля ибн ‘Убайд, Бакр ибн Баккар, Абу Ну’айм и другие. Абу Хатим считал его надежным. Абу Дауд сказал: «Заслуживающий доверия, из числа знатных людей». Ибн Хиббан сказал: «Он был поклоняющимся (Аллаху) и достойным человеком». Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Праведник, но был не точным в передаче хадисов». Абу Ахмад аль-Хаким сказал: «За множеством его хадисов не следуют». Ибрахим ибн Са’ид аль-Джаухари сказал: «Я слышал, как Ибн ‘Уейна говорил: “Кто Абу Синан? ”, имея в виду Са’ида ибн Синана. “Если бы у меня была над ним власть, то я непременно посадил бы его в тюрьму и наказал”». Ибн С’ад сказал: «Куфиеец, который поселился в Раййе. У него был дурной нрав, и он каждый год совершал хаджж». Аль-Хатыб и другие сказали: «Он также жил в Къизвине». См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 6/406. -

883 (ص ح ي ح)

أ ر ْ ب َ ع ٌ ف ي أ م َ ّ ت ِ ي م ِ ن ْ أ م ْ ر ِ ا ل ج َ ا ه ِ ل ِ ي َ ّ ة ِ ل ا ي َ ت ْ ر ُ ك ُ و ه ُ ن َ ّ ا ل ف َ خ ْ ر ُ ف ي ا ل أ َ ح ْ س ا ب ِ و ا ل ط َ ّ ع ْ ن ُ ف ي ا ل أ َ ن ْ س ا ب ِ و ا ل ا س ْ ت ِ س ق ا ء ُ ب ا ل ن ُ ّ ج ُ و م ِ و ا ل ن ِ ّ ي ا ح َ ة ُ

(م) ع ن أ ب ي م ا ل ك ا ل أ ش ع ر ي.

883 - Передают со слов Абу Малика аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Члены моей общины не отказались от четырех дел, которые совершались во времена джахилийи: от (обыкновения) гордиться своим происхождением, порочить происхождение (других), обращаться к звёздам с мольбами о ниспослании дождя и причитать по покойным». Этот хадис передали Муслим 934 и аль-Байхакъи 4/63. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 883, «Сильсиля ас-сахиха» 734, «Ахкамуль-джанаиз» стр. 27.

_______________________________________________________

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал, что этими четырьмя качествами будет обладать часть его общины, зная, что это запрещено, либо по невежеству. Всё, что осталось от грязи в эпоху джахилиййи, порицается и запрещается в Исламе. Гордость знатным происхождением относится к величайшим проявлениям невежества, ибо нет большего благочестия, чем богобоязненность. Всевышний сказал: «Поистине, самые благочестивые из вас пред Аллахом — самые богобоязненные…» (Комнаты, 13). Опорочивание рода также относится к поступкам, оставшимся от джахилиййи, иудаизма и христианства. Если же мусульманин всё-таки допускает это, то это не означает, что он обязательно является неверным или грешником. Это подробно разъяснил шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа. В отличие от этого, убеждение в том, что звёзды либо их расположение влияют на выпадение дождя, является неверием и ширком, подобно убеждению в том, что мольба, обращённая к умершему или отсутствующему, принесёт пользу или защитит от зла и т.п. Это — ширк, с которым боролся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал: «И сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение, и пока вся религия не будет принадлежать Аллаху…» (Добыча, 39). «Искушение» здесь: ширк. Оплакивание покойников — имеется в виду рыдание громким голосом, чрезмерные крики и вопли — является одним из смертных грехов, который требует покаяния, так как совершающий это негодует на предопределение Аллаха. Скорбь, грусть и даже негромкий плач допустимы в Шариате, поскольку являются проявлением человеческого милосердия и сострадания. См. Абд ар-Рахман ибн Хасан, «Фатх аль-Маджид» («Озарение от Славного»).

-

884 (ح س ن)

أ ر ْ ب َ ع ٌ ف ي أ م َ ّ ت ِ ي م ِ ن ْ أ م ْ ر ِ ا ل ج ا ه ِ ل ِ ي َ ّ ة ِ ل َ م ْ ي َ د َ ع ْ ه ُ ن َ ّ ا ل ن َ ّ ا س ُ: ا ل ط َ ّ ع ْ ن ُ ف ي ا ل أ ن ْ س ا ب ِ و ا ل ن ِ ّ ي ا ح َ ة ُ ع ل ى ا ل م َ ي ِ ّ ت ِ و ا ل أ َ ن ْ و ا ء ُ م ُ ط ِ ر ْ ن ا ب ِ ن َ و ْ ء ِ ك ذ ا و ك ذ ا و ا ل إ ِ ع ْ د ا ء ُ ج َ ر ِ ب َ ب َ ع ِ ي ر ٌ ف أ ج ْ ر َ ب َ م ا ئ َ ة َ ب َ ع ِ ي ر ٍ ف َ م َ ن ْ أ ج ْ ر َ ب َ ا ل ب َ ع ِ ي ر َ ا ل أ َ و َ ّ ل َ ؟!

(ح م ت) ع ن أ ب ي ه ر ي ر ة.

884 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Люди из моей общины не оставили четыре дела, которые совершались во времена джахилийи: порочение происхождения (других), причитание по покойным, гадание по звёздам (говоря): “Дождь выпал благодаря такой-то и такой-то звезде”; и (веру в) заразу, (а это то, что) паршивый верблюд может заразить сотню других[1]. А кто же заразил первого?!» Этот хадис передали Ахмад 2/291, 414, 455, 526, 531, ат-Тирмизи 1001, ат-Тахави 2/378, ат-Таялиси 2395, аль-Баззар в «Кашф аль-астар» 800.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 884, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 735.

_______________________________________

См. хадис № 875.

[1] Имеется в виду, что зараза переходит от одного верблюда к другому сама по себе, а не по воле Аллаха. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием ни полёт) птиц, ни сова, и не (сулит ничего дурного месяц) сафар, и убегай от прокажённого, как убегают ото льва». аль-Бухари 5705
В другой версии (этого хадиса, также передаваемой со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что, услышав слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) один бедуин спросил: «О посланник Аллаха, а что ты скажешь о моих верблюдах? Они подобны оленям на песке, но когда среди них появляется паршивый верблюд, все они начинают болеть паршой!» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «А кто же заразил первого?» аль-Бухари 5717.

-

885 (ح س ن)

أ ر ْ ب َ ع ٌ ق َ ب ْ ل َ ا ل ظ ُ ّ ه ْ ر ِ ل َ ي ْ س َ ف ي ه ِ ن َ ّ ت َ س ْ ل ِ ي م ٌ ت ُ ف ْ ت َ ح ُ ل َ ه ُ ن َ ّ أ ب ْ و ا ب ُ ا ل س َ ّ م ا ء ِ

(د ا ل ت ر م ذ ي ف ي ا ل ش م ا ئ ل ا ب ن خ ز ي م ة) ع ن أ ب ي أ ي و ب.

885 - Передают со слов Абу Аййюба о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Четырем рак’атам (молитвы, которые человек совершает) до (обязательной) полуденной молитвы не произнося между ними слова приветствия[1]/таслим/, открываются врата небесные[2]». Этот хадис передали Абу Дауд 1270, ат-Тирмизи в «аш-Шамаиль» 293, Ибн Маджах 1157, Ибн Хузайма 1148. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 885, «Мишкат аль-масабих» 1168, «Сахих Сунан Абу Дауд» 1153.

____________________________________________________________

Как разъяснил аль-Гъазали, эти четыре рак’ата называются “суннату-з-заваль”/«молитва, совершаемая после прохождения солнцем зенита»/, а не те, что относятся к сунне перед полуденной молитвой. Об этом сказал аль-Мунави. См. «‘Аун аль-ма’буд» 1/635.

[1] То есть после двух рак’атов.

[2] То есть благодаря тому, что он совершит эту молитву, откроются небесные врата и его поклонение поднимется на небеса. См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд» 5/162.

-

886 (ص ح ي ح)

أ ر ْ ب َ ع ٌ ل ا ي َ ج ْ ز ِ ي ن َ ف ي ا ل أ َ ض ا ح ِ ي ا ل ع َ و ْ ر ا ء ُ ا ل ب َ ي ّ ن ُ ع َ و َ ر ُ ه ا و ا ل م َ ر ِ ي ض َ ة ُ ا ل ب َ ي ِ ّ ن ُ م َ ر َ ض ُ ه ا و ا ل ع َ ر ْ ج ا ء ُ ا ل ب َ ي ِ ّ ن ُ ظ َ ل ْ ع ُ ه ا و ا ل ع َ ج ْ ف ا ء ُ ا ل َ ّ ت ِ ي ل ا ت ُ ن ْ ق ِ ي

(م ا ل ك ح م 4 ح ب ك ه ق) ع ن ا ل ب ر ا ء.

886 - Передают со слов аль-Бары ибн Азиба о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Четыре (типа животных) не годятся для жертвоприношения: одноглазое животное, изъян которого очевиден, больное животное, болезнь которого очевидна, хромое животное, хромота которого очевидна, и истощенное животное, в костях которого нет костного мозга». Этот хадис передали Малик 1024, Ахмад 4/284, Абу Дауд 2802, ат-Тирмизи 1497, ан-Насаи 7/215, Ибн Маджах 3144, ад-Дарими 1950, ат-Тахави 2/296, Ибн Хиббан 5919, Ибн аль-Джаруд 907, аль-Байхакъи 9/274, ат-Таялиси 740, аль-Хаким 1/640. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан и аль-Хаким подтвердили достоверность хадиса. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 886, «Ирвауль-гъалиль» 1148.

___________________________________________________________

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Относительно этих четырех дефектов все ученые единогласны, и я не знаю никаких разногласий относительно этого. Также известно, что все, входящее в подобный смысл, тоже имеет к этому отношение. Если не дозволено одноглазое животное, то слепое не дозволено тем более. Или если не дозволено хромое, то безногое тем более. Все это ясно и известно, и нет относительно этого разногласий». См. «Фатхуль-Малик» 7/16. Имам Ибн Къудама сказал: «Положение ‘акыкъи в отношении возраста жертвенного животного подобно удхия/жертвоприношения/». См. «аль-Мугъни» 9/369. Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики сказал: «Положение ‘акыкъи в отношении возраста животного и отсутствии недостатков подобно удхия». См. «аль-Мадхаль» 3/277. Что же касается возраста жертвенных животных, то известно, что минимальный возраст для верблюда – от пяти лет, для быка и коровы – от двух лет, а для козла и овцы – от одного года. См. «аль-Мудаввана» 2/12, «аль-Мабсут» 9/12, «аль-Мугъни» 9/348, «аль-Хави» 19/29. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Ученые единогласны, кроме тех, кто от них отклонился, и чье разногласие не берется в счет, что в ‘акыкъе не дозволенно приносить в жертву кроме восьми пар животных». См. «аль-Истизкар» 15/383. Восемь пар животных, это: верблюд-верблюдица, бык-корова, баран-овца, козел-коза. Таким образом, условия для ‘акыкъи полностью подобным условиям для удхия, кроме того, что в удхия могут принимать участие в закалывании крупнорогатого скота семь человек. Имам аль-Мардави упомянув о том, что ‘акыкъа по положению подобна удхия, сказал: «Однако исключением является то, что в ‘акыкъе нельзя принимать совместное участие в закалывании верблюда или коровы». См. «аль-Инсаф» 4/113. То же самое говорил и шейх Ибн аль-Къаййим, что одно животное должно приносится в жертву за одного ребенка. См. «Тухфатуль-маудуд» 64. -

887 (ص ح ي ح)

أ ر ْ ب َ ع ٌ م ِ ن ْ ا ل س َ ّ ع ا د َ ة ِ ا ل م َ ر أ ة ُ ا ل ص َ ّ ا ل ِ ح َ ة ُ و ا ل م َ س ْ ك َ ن ُ ا ل و ا س ِ ع ُ و ا ل ج ا ر ُ ا ل ص َ ّ ا ل ِ ح ُ و ا ل م َ ر ْ ك َ ب ُ ا ل ه َ ن ي ء ُ و أ ر ْ ب َ ع ٌ م ِ ن َ ا ل ش َ ّ ق ا ء ِ ا ل م ر أ ة ُ ا ل س ُ ّ و ء ُ و ا ل ج ا ر ُ ا ل س ُ ّ و ء ُ و ا ل م َ ر ك َ ب ُ ا ل س ُ ّ و ء ُ و ا ل م َ س ْ ك َ ن ُ ا ل ض َ ّ ي ِ ّ ق ُ

(ك ح ل ه ب) ع ن س ع د.

887 - Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Счастье заключается в четырех вещах: праведной жене, обширном жилище, праведном соседе и удобном средстве передвижения. Несчастье также заключается в четырех вещах: плохой жене, плохом соседе, плохом средстве передвижения и тесном жилище». Этот хадис передали аль-Хаким, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 8/388 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 9556 со слов Са’да. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 887, «Сильсиля ас-сахиха» 282. _____________________________________________________________

Шейх Ибн ‘Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: «Иногда могут встречаться дома, машины или жены, которые являются злополучными, и Аллах по Своей мудрости сделал так, что находящийся с ними испытывают потери или боль и т.д. В этом случае, нет ничего неправильного в том, чтобы продать этот дом, и переехать в другой, и возможно Аллах заложит благо в тот дом, в который вы переедете. Передано от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Злополучие бывает в трех: доме, женщине и лошади”. (аль-Бухари 5094) Некоторые машины могут быть злополучными, некоторые жены могут быть злополучными, и некоторые дома также могут быть злополучными. Если человек видит это, то ему следует понять, что это по причине предопределения Великого и Всемогущего Аллаха и Всевышний Аллах по Своей мудрости предопределил, чтобы этот человек переехал в другое место. Аллаху же известно лучше!» См. «Фатава аль-‘Акъида», стр. 303. -

888 (ح س ن)

أ ر ْ ب ع ٌ م ِ ن ْ ع َ م َ ل ِ ا ل أ َ ح ي ا ء ِ ت َ ج ْ ر ِ ي ل ِ ل أ َ م ْ و ا ت ِ: ر َ ج ُ ل ٌ ت َ ر َ ك َ ع َ ق ِ ب ا ً ص ا ل ِ ح ا ً ي َ د ْ ع ُ و ل َ ه ُ ي ن ْ ف َ ع ُ ه ُ د ُ ع ا ؤ ه ُ م ْ و َ ر َ ج ُ ل ٌ ت َ ص َ د َ ّ ق َ ب ِ ص َ د َ ق َ ة ٍ ج ا ر ِ ي َ ة ٍ م ِ ن ْ ب ع ْ د ِ ه ِ ل َ ه ُ أ ج ْ ر ُ ه ا م ا ج َ ر َ ت ْ ب ع د َ ه ُ و ر َ ج ُ ل ٌ ع َ ل َ ّ م َ ع ِ ل ْ م ا ً ف َ ع ُ م ِ ل َ ب ِ ه ِ م ِ ن ْ ب َ ع ْ د ِ ه ِ ل ه ُ م ِ ث ْ ل ُ أ ج ْ ر ِ م َ ن ْ ع َ م ِ ل َ ب ِ ه ِ م ِ ن ْ غ َ ي ْ ر ِ أ ن ْ ي َ ن ْ ق ُ ص َ م ِ ن ْ أ ج ْ ر ِ م َ ن ْ ي َ ع ْ م َ ل ُ ب ِ ه ِ ش َ ي ء ٌ

(ط ب) ع ن س ل م ا ن.

888 - Передают со слов Салмана, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Четыре (вида) деяний, которые совершают живые, продолжают (приносить вознаграждение от Аллаха) умершим: человек оставивший после себя праведных (детей), которые обращаются с мольбами за него — их мольбы приносят ему пользу; человек, который раздавал в качестве непрерывной милостыни/садакъа джария/[1], и который будет получать вознаграждение от этого после смерти, пока она продолжается; и человек, который обучал (других) знаниям и они поступали в соответствии с этими (знаниями) после его смерти. Он получит такое же вознаграждение, какое получит тот, кто поступал в соответствии с ними, а с вознаграждения тех, кто поступал в соответствии с ними, не убавится ничего». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 6181. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 888. См. также хадис № 793 данного сборника. ________________________________________________________________ Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни[2], знания, которым могут пользоваться (другие люди)[3], или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Этот хадис передали Ахмад 2/372, аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 38, Муслим 1631, Абу Дауд 2880, ат-Тирмизи 1376, ан-Насаи 2/129 и 6/281. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 793. Имам ан-Навави, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Ученые сказали: смысл этого хадиса в том, что дела умершего заканчиваются с его смертью, перестают записываться его хорошие дела, кроме этих трех вещей, так как он является их причиной: ребенка, которого он взрастил, знание, которое он оставил после себя и так же постоянная милостыня – а это вакъф». См. «Шарх Сахих Муслим» 11/85. Спросили Шейха Ибн ‘Усаймина, да смилуется над ним Аллах: «В словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди) …”, в них идет речь о религиозных знаниях или мирских?» Шейх ответил: «Как видно, хадис имеет общий смысл, посему любое знание, от которого получают пользу, будет вознаграждено. Однако конечно во главе всех знаний тут стоят религиозные знания. Но предположим, что какой-то человек умер, но при жизни, он научил другого какому-нибудь дозволенному ремеслу и этот человек извлек из этого пользу, то естественно научивший его будет вознагражден за это». См. «Ликъаъ аль-бабуль-мафтух» 16/117.

[1] «Садакъа джария», которая продолжается после смерти человека, это, как, например, рытье колодцев, строительство мечетей, мостов, дорог, печатание книг, поддержка кружков по заучиванию наизусть Священного Корана, благотворительные вакъуфные пожертвования для помощи бедным и т.д.

[2] - Здесь имеется в виду то, что покойный завещал раздавать бедным после своей смерти, или же имущество, завещанное им в качестве вакъфа на благотворительные цели. То есть, та милостыня, которой люди пользуются изо дня в день, из года в год, как например, дом построенный им для бедных, дерево, посаженное для того, чтобы люди могли отдохнуть под его тенью или насладиться его плодами, скамейка, поставленная у дороги, вода, проложенная туда, где ее нет и т. д.

[3] - Имеются в виду в виду книги, которые написал или завещал покойный, знание, которое он передал другим в качестве наставника и т.д. -

889 (ص ح ي ح)

أ ر ْ ب َ ع ٌ م َ ن ْ ك ُ ن َ ّ ف ي ه ك ا ن َ م ُ ن ا ف ق ا ً خ ا ل ِ ص ا ً و م َ ن ْ ك ا ن َ ت ْ ف ي ه خ َ ص ْ ل َ ة ٌ م ِ ن ْ ه ُ ن َ ّ ك ا ن َ ت ْ ف ي ه خ َ ص ْ ل َ ة ٌ م ِ ن َ ا ل ن ِ ّ ف ا ق ِ ح َ ت َ ّ ى ي َ د َ ع َ ه ا: إ ذ ا ا ئ ت ُ م ِ ن َ خ ا ن َ و إ ذ ا ح َ د َ ّ ث َ ك َ ذ َ ب َ و إ ذ ا ع ا ه َ د َ غ َ د َ ر َ و إ ذ ا خ ا ص َ م َ ف َ ج َ ر َ

(ق) ع ن ا ب ن ع م ر.

889 - Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)».[1] См. также хадисы №№ 2459 и 3178. Этот хадис передали Ахмад 2/189, аль-Бухари 34, Муслим 58, Абу Дауд 4688, ат-Тирмизи 2632, ан-Насаи 8/116, Ибн Хиббан 254. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 889. __________________________________________________________________________ Имам ат-Тирмизи говорил: «Обладающие знанием говорят, что в хадисе речь идет о лицемерии, проявляющемся в делах. А что касается лицемерия в сердце, то о таком (лицемерии) было известно только во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует». См. «аль-Джами’ ат-Тирмизи» 2632. Т.е. о лицемерии в душе можно было узнать только на основании откровения от Аллаха. Имам Ибн Аби Заманин сказал: «Эти, хадисы, в которых упоминается о лицемерии, не указывают на то, что если человек совершил одно из этих деяний, он становится таким же лицемером, как тот, кто явно исповедует Ислам, а в душе у него куфр! Смысл этих хадисов заключается в том, что эти поступки являются из деяний и качеств лицемеров!» См. «Усуль ас-Сунна» 67. Имам ан-Навави сказал: «Проявление этих качеств может встречаться и у праведных мусульман. Ученые единогласны в том, что тот, кто является правдивым в сердце и на языке, но совершает что-либо из этих качеств, то о нем не говорят, что он впал в неверие, или что он лицемер, который вечно пребудет в Огне. И поистине, все эти качества проявились в братьях пророка Юсуфа!» См. «Шарх Сахих Муслим» 1/235. Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Признанные ученые относительно этого хадиса говорили, что лицемерие означает: “проявление блага и сокрытие его противоположного”, и в шариате лицемерие делится на два вида. Первый вид – это большое лицемерие, когда человек проявляет веру в Аллаха, ангелов, Писание, пророков и Судный день, а внутри отрицает все это или же часть этого. Это — то лицемерие, которое было во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно которого ниспосылались аяты и подобные люди считались неверными, которые будут в самом нижнем слое Ада. Второй вид лицемерия – это малое лицемерие, лицемерие в делах. И основа этого лицемерия возвращается к качествам, упомянутым в этих хадисах». См. «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам» 436. Поэтому мусульманину, в котором проявляются подобные качества, следует сказать, что это проявление лицемерия, а не говорить: «Ты лицемер!», так как он из-за слабого имана мог еще не полностью избавиться от этих скверных качеств. Хузайфа, который, единственный и знал имена лицемеров, говорил: «Поистине, лицемерие было во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а что касается сегодняшнего дня, то есть только неверие после веры!» аль-Бухари 7114. Смысл его слов в том, что о большом лицемерии в людях можно было знать только на основании откровения от Аллаха во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И в этих словах Хузайфы нет довода убеждению мурджиитов, которые говорят, что лицемерия уже нет вовсе. Лицемерие было, есть и будет, однако невозможно узнать о большом лицемерии после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда прекратились ниспосылаться откровения. Къады ‘Ийяд говоря о лицемерах сказал: «На них в мире этом распространяется хукм (положение) мусульман за их открытое произнесение шахады языком. И не сделал Аллах так, что человек может узнать сокровенные вещи (т.е. о лицемерии в сердце), и не велено им расследовать это, более того пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил это и сказал (тому, кто убил произнесшего шахаду): “Разве ты рассек его сердце?! ” (чтобы узнать искренне он произнес шахаду или нет)». См. «аш-Шифа» 2/17. Имам аль-Мунави привел сообщение, в котором сообщалось, что однажды один человек из Басры пришел к ‘Ата ибн Аби Раббаху и сказал: «Я слышал, как аль-Хасан аль-Басри говорил: “В ком проявились три качества, то я не затруднюсь сказать, что он лицемер! ”» ‘Атаъ сказал ему: «Когда вернешься к аль-Хасану, скажи ему: “‘Атаъ передает тебе салам и спрашивает: “Что ты скажешь о братьях пророка Юсуфа, которые лгали, не сдержали обещание и поступили вероломно?! Являлись ли они лицемерами?! ”» Когда же тот человек передал это аль-Хасану аль-Басри, он сказал: «Да воздаст Аллах благом ‘Ате!» См. «Файдуль-Къадир» 1/194. Спросили имама Ахмада: «Что сказать о том, кто не боится для себя лицемерия?» Он ответил: «Разве кто-то может быть защищен в отношении себя от лицемерия?!» См. «Масаиль Ибн Хани» 2/176. Хасан аль-Басри говорил: «Клянусь Аллахом, не застал дня и не застал ночи верующий на поверхности земли, чтобы он не боялся лицемерия для себя! И никто не считает лишенным себя лицемерия, кроме истинного лицемера!» аль-Фирьяби в «Сыфатуль-мунафикъ» 87.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал