Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба за власть в Израиле (I –IV).






Итак, около 1010 г. до Р. Х. царь Саул погибает, а израильское государство находится под угрозой полного подчинения филистимлянам. В это время Давид все еще находился в Секелаге в ожидании известий об исходе вторжения филистимлян в Северный Израиль. Узнав о гибели Саула, Давид понимает, что пришла пора активных действий. Но прежде, чем идти в Иудею, он вопрошает Господа или же, другими словами, просит Авиафара обратиться к священному ефоду. Следует учитывать, что филистимляне могли воспрепятствовать уходу Давида, да и в Израиле сторонники Саула могли встретить его враждебно. Поэтому Давид узнает волю Бога и, когда Господь отвечает ему утвердительно, отправляется в Иудею и поселяется в Хевроне.

В II, 4 говорится об избрании Давида «мужами Иудиными». Конечно, это событие явилось исполнением воли Божией о Давиде, так как Господь давно еще Самуилу указал на Давида как на Своего избранника. Однако иудеи вряд ли знали о тайном помазании Давида, которое произошло в присутствии только лишь его братьев. Поэтому толкователи пытаются выявить и политические причины, подтолкнувшие иудеев к избранию Давида своим царем. Таких причин 4:

1) Давид имел репутацию прославленного воина;

2) он защищал Иудею от кочевников;

3) у него были дружеские отношения с филистимлянами, и потому он мог договориться с ними.

4) Давид был из колена Иудина.

Кроме того, колено Иуды жило обособленно от остальных колен и потому могло в этой обстановке политической неразберихи избрать собственного царя, не считаясь с мнением других колен. Филистимляне не препятствовали воцарению Давида, так как считали его своим союзником.

Обратим внимание на важную составляющую политики Давида на данном этапе, которая, в конечном счете, способствует повышению его популярности. Давид доводит до предела свою абсолютную верность дому Саула, которую подтверждает тремя актами (поступками):

1) Давид казнит амаликитянина, который сообщает ему, что убил Саула;

2) Он благодарит жителей Иависа Галаадского за те почести, которые они оказали телу Саула;

3) Казнит убийц Иевосфея, затем торжественно хоронит его голову.

Во всех этих поступках Давид искренен; он не лицемерит, не играет роль, а продолжает поступать так, как он вел себя ранее по отношению к Саулу как избраннику Яхве. Но в то же время этими тремя актами верности дому Саула Давид завоевывает любовь народа. Теперь подробнее проанализируем некоторые действия Давида.

Во 1-х, он, узнав о гибели Саула, казнит вестника амаликитянина. Мы видим, что этот человек излагает иную версию гибели Саула, чем та, которая представлена в XXXI главе. Возможно, он лжет Давиду, надеясь получить награду. Полагают, что он грабил трупы и, взяв венец и запястье Саула, решил использовать эти находки в корыстных целях. Однако не исключено, что Саул мог умереть не сразу, а амаликитянин добил его. Так или иначе, Давид казнит амаликитянина на основании его собственных показаний, так как тот убил царя Израиля, поднял руку на того, кого почитал Давид как помазанника Господа. Кроме того, если бы Давид признал, что убив Саула, амаликитянин оказал ему услугу, на него могло бы пасть подозрение, что сам Давид нанял этого человека.

II, 5-7. Выражая жителям Иависа Галаадского благодарность и уважение за их верноподданнические чувства к Саулу, Давид вместе с тем дает понять израильтянам за пределами колена Иудина, что он считает себя истинным наследником царского престола и имеет власть над всем Израилем.

II, 8 – IV, 12. Гражданская война в Израиле. После гибели Саула Израиль пять лет находился в состоянии хаоса и анархии. Гива, столица Саула, была в руках филистимлян, которые контролировали всю территорию Израиля к западу от Иордана. Лишь спустя 5 лет (Давид правил в Хевроне 7 лет, а сын Саула Иевосфей был царем Израиля 2 года (II, 10)) за Иорданом израильтяне пытаются восстановить государственность. Авенир (впервые упомянутый в 1 Цар XIV, 50), военачальник Саула, возводит на престол в городе Маханаим оставшегося в живых сына Саула – Иевосфея. Хотя Авенир сам был близким родственником Саула (двоюродный брат), однако он не претендовал на престол, а постарался обеспечить поддержку Иевосфею. Таким образом, Иевосфей номинально стал царем над всем Израилем (II, 9), однако в реальности он контролировал только восточный берег реки Иордан. Но все же северные колена, находившиеся под игом филистимлян, формально признавали его царем.

Филистимляне не стали препятствовать ни Иевосфею, ни Давиду и не стали вмешиваться в их взаимоотношения. Это была их тактическая ошибка. Они, видимо, рассчитывали, что гражданская война измотает обе стороны и в целом еще более ослабит разделенный Израиль. Однако в итоге Господь устроил так, что Давиду не пришлось вести войну на 2 фронта: сначала он подчинил северный Израиль, а затем разгромил филистимлян.

Неясно, кто был инициатором гражданской войны, но мы видим, что войска встречаются у Гаваона (этот город отделял северный Израиль от Иудеи). Толкователи расходятся в оценке того, что произошло между войсками Авенира и Иоава при Гаваоне:

1) намечалось большое сражение и стороны, пытаясь избежать кровопролития, организовали поединок между борцами, чтобы узнать, к кому благоволит Господь;

2) Авенир не хотел войны, но намеревался вступить в переговоры с Давидом. Естественно, он явился в сопровождении воинов, но и Давид выслал навстречу отряд. Здесь Авенир и Иоав решили устроить гладиаторские бои для развлечения.

Так или иначе, поединок перерастает в большое сражение, в котором Авенир терпит поражение. Однако в процессе бегства Авенир убивает Асаила, брата Иоава, из самообороны. Иоав, когда узнал об этом, затаил желание отомстить Авениру.

Дальнейший ход войны не описывается, но говорится кратко о том, что Давид одержал несколько побед, его позиции усиливались. О последнем свидетельствует тот факт, что Давид имел много жен и сыновей, тогда как бездетный Иевосфей был обречен.

К тому же Иевосфей вскоре серьезно поссорился с Авениром. Авенир переспал с наложницей Саула (скорее всего, по личным мотивам), но Иевосфей расценил этот акт как притязание на престол (престолонаследники иногда брали в жены наложниц своих предшественников; характерны примеры Авессалома и Адонии). Видимо, именно поэтому Иевосфей выразил протест, Авенир же воспринял его слова как оскорбление. После ссоры с Иевосфеем Авенир решил перейти на сторону Давида, надеясь на высокий пост при новом царе. В результате переговоров стороны заключили соглашение: Авенир обязался привести под власть Давида все северные колена. Вместе с Авениром при заключении договора присутствовали 20 человек. Видимо, это были начальники кланов, израильская знать.

Однако Иоав из мести убивает Авенира и чуть было не ставит под угрозу все политические достижения Давида. В народе могло возникнуть подозрение, что Давид заманил в ловушку Авенира и приказал его убить. Кроме того, Авенир был родственником Саула, и убийство его могли расценивать как начало уничтожения всех потомков Саула. В этих условиях Давид находит блестящий выход из трудного положения: он решительно отмежевывается от поступка Иоава и проклинает его, а затем всенародно оплакивает Авенира, оказав все необходимые почести. Он отказывается от еды и тем самым подчеркивает, что здесь имеет место не простая формальность. В стихе III, 37 сказано, что весь народ убедился в невиновности Давида.

В III, 39 объясняется, почему Давид не мог наказать Иоава: Иоав и его брат Авесса были слишком влиятельными людьми, так что попытка привлечь их к суду могла вызвать новую междоусобицу. Кроме того, Иоав был племянником Давида (1 Пар. II, 13-16). Вообще, на протяжении всего правления Давида Иоав, хотя и был верен царю, однако проводил во многом независимую политику (отметим убийство Авессалома вопреки воле Давида).

Гибель Авенира окончательно подорвала позиции Иевосфея, и он был убит своими же подданными. Давид же предал казни убийц и тем доказал свою непричастность к убийству Иевосфея и почтение к памяти царя Саула. Однако убийство Иевосфея проложило Давиду путь к воцарению над всем Израилем.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал