Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели динамики развития в западной философии науки (Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд)
Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т. п., от незнания к знанию, от неглубокого к более глубокому знанию и т. д. Особенно активно проблему роста (развития, изменения) знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX столетия сторонники постпозитивизма — К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд Можно выделить ряд этапов динамики науч познания: · Позитивизм – взаимоотношение науки и фил-ии. Подлинное знание м.б. получено только спец науками. · Эмпириокритицизм – критика опыта, философия д.б. теорией познания · Логический позитивизм – в центре проблема эипирич осмысленности науч утверждений. Науч выводы, не подтв опытом – явл некорректными · Постпозитивизм – смесь логич позитивизма и позитивизма. Концепция роста знания К. Поппера. Рассматривает знание не только как готовую систему, но и как систему развивающуюся. Понимает, что выдвижение на первый план роста научного знания может противоречить распространенному идеалу науки как систематизированной дедуктивной системы. Но недопустимо элиминировать такую черту науки как эволюция. Но не всякая эволюция означает рост знания. Рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, «дарвиновский отбор». Рост знаний - не накопление наблюдений, а их замена лучшими теориями. Таким образом, рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития: рост научного знания рассматривается как частный случай общих мировых эволюционных процессов. Рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок, это способ выбора теории в определенной проблемной ситуации – это делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. 3 основных требования к росту знания: 1. новая теория должна исходить из простой, новой и объединяющей идеи. 2. она должна быть независимо проверяемой, т. е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. 3. хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки. Т. Кун Общая схема историко-научного процесса включает в себя два основных этапа. Это «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и «научная революция» — распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки». Переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Кризис парадигмы есть вместе с тем и кризис присущих ей «методологических предписаний». В ходе научной революции происходит такой процесс как смена «понятийной сетки», через которую ученые рассматривали мир. И. Лакатос «Доказательства и опровержения» Вводит понятие научного направления, которое имеет твердое ядро (законы, которые ученые защищают любым образом). Тв ядро окружено переферийным поясом гипотез. Эвристика (выдвижение новых идей): · Позитивная – спасает ТВ ядро и развивает науку · Негативная – спасает ядро, но не развивает наук. Объект философско-методологического анализа - не отдельная гипотеза или теория, а серия сменяющих друг друга во времени теорий, т. е. некоторый тип развития. Рассматривает рост развитой науки как смену ряда непрерывно связанных теорий — притом не отдельных, а серии (совокупности) теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Основными этапами в развитии науки являются прогресс и регресс, граница этих стадий — «пункт насыщения». Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция. П. Фейерабенд существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания. Считает недостаточным абстрактно-рациональный подход к анализу роста, развития знания. Ограниченность этого подхода он видит в том, что он по сути отрывает науку от того культурно-исторического контекста, в котором она развивается. Ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие — социальный.
|