Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема субъекта соц-гум познания.






Проблема взаимодействия субъекта и объекта - центр. пробл теории познания. Познание осущ-ся субъектом. В переводе с латинского этот термин означ. «лежащий в основании». Теория познания строит-ся как теория отношений субъекта к объекту, обеспеч-х получение истинного знания. Классич. концепции субъект-объектных отношений в познании сложились только в 17-18 вв. Под субъектом позн-я имеется в виду тот активн. деятель, к-й совершает процесс познания и получ. истины. Для Гегеля этот субъект трансцендентен. Им яв-ся абсолютн. разум. Для Маркса и социологов он социален. Это общ-во. Только общ-во в целом со всеми выработанными им способами познания изучает мир и самого себя. В итоге под субъектом познания сегодня понимается как эмпирический субъект – ученый или научн. сообщ-во, так и общ-во в качестве конечного субъекта познания. Ответ-сть субъекта познания состоит в получении достоверного знания. Но в наст. время сдвигаются рамки взаимотнош. науки и практики, поэтому часто субъект познания взаимодейств. с субъектами его преобразования или сам станов-ся таким. Это расширяет область ответств-ти субъекта познания. При расширении роли науки в общ-ве и ее взаимодейств. с практикой, учете антропологических, экзистенциальных характеристик, обращении к повседневности субъект познания предстает как целостный чел-к, но конечным субъектом ост-ся общ-во. Наука не может сделать больше, чем ей позволяют выработанные общ-вом познавательные ср-ва и владеющий ими субъект. Особенностью соц-гум. наук явл-ся то, что здесь субъект представлен дважды - как познающий субъект и как часть объекта познания, ибо в общ-ве действует наделенный разумом и волей чел-к.Это усилив. значимость культурценристских методологий, понимания, герменевтики в познании субъектом познания субъекта деятельности.

Классич теория познания орентир на того субъекта, в жилах кот течет не настоящая кровь, а жидкий сон разума в виде мыслит деят-ти (Дильтей). Научн познание предполагает, что все, что связано с субъектом из науч познания должно исчезнуть.

Субъект воспитывается на опред традиции, живет в опред время, имеет полит пристрастия, семейные ценности, соц принадлежность и т.д. В ест науках характеристикой субъекта можно пренебречь, а в гум – нет.

В гум познании существует на уровне абстрактного понятие идеального субъекта – это некий научн мир, играющий важную роль (он лишен пристрастий, убеждений, установок). Он способен посмотреть на ту или иную ситуацию как бы со стороны.

В отличие от идеального субъекта, реальный субъект гум познания несет в себе целый комплекс всевозможных установок, предрассудков, кот становятся фундаментом его познават активности. Можно выделить неск уровней установок субъекта: интерсубъективные (определяются историч эпохой, в кот сущ-ет субъект, опред культ традициями, языковыми традициями, и также связаны с включением эксперта в опред науч позицию); субъективно-личностные (предполагают этические принципы исследователя, его личную пристрастность, внутр мотивацию познават деят-ти)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал