Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипопротекция потворствующая и доминирующая.






· Гипопротекция потворствующая Ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, заняты собой. Это приводит к отставанию в развитии, появлению неадекватных реакций у ребенка, часто это приводит к отклоняющемуся поведению.

· Гипопротекция доминирующая. За ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле родители ребенком не интересуются. Изредка встречается семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода – необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству. На эту ситуацию дети реагируют по-разному. Одни замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Другие погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаясь разрешить свои проблемы хотя бы в сказочной форме. Некоторые дети пытаются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами – истериками, грубостью, агрессией.

3. Повышенная моральная ответственность. Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери.

Например, он нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! У ребёнка формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.

4. Эмоциональное отвержение. Это воспитание по типу «Золушки». Нежелательный ребенок, например. Ребенок в такой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей.

Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у ребенка.

5. Жестокое обращение. На первый план выходит эмоциональное отвержение. Родители злоупотребляют наказаниями, избивают ребенка, лишают его удовольствий, не удовлетворяют его потребности.

6. Воспитание в культе болезни. Фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании, родители формируют образ «больного», проявляют особую заботу. В результате ребенок делает вывод: «Меня любят тогда, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

7. Противоречивое воспитание. Резкая смена приемов воспитания.

Например, резкий переход от строгого стиля воспитания к либеральному – и наоборот.

Подобное отношение родителей содействует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

8. Нескоординированное воспитание. Это беспорядочные, нескоординированные, но достаточно сильные позиции по отношению к ребенку у разных членов семьи. Это могут быть властная строгая мать, формально относящийся к своему ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная мать.

Все это может привести к воспитательной конфронтации внутри семьи. Разногласия членов семьи по вопросам воспитания, несомненно, отразятся на внутреннем состоянии ребенка. Когда каждый член семьи отстаивает свою позицию, руководствуется только своими методами и средствами воспитания, а порой настраивает ребенка против других членов семьи, ребенок просто теряется. Он не знает, кого слушать, с кого брать пример, как правильно поступать в той или иной ситуации, так как все значимые окружающие его взрослые по-разному оценивают его слова, поступки, действия. Ребенок не может понять, кто действительно желает ему добра, кто его искренне любит и ценит.

Итак, тип воспитания влияет на формирование определенных черт характера.

Например,

- Воспитание, характеризующееся теплыми отношениями при сильном ограничении свободы поведения формирует у ребенка такие черты личности, как зависимость, подчиняемость;

- Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия ребенка формирует застенчивость, слабое принятие роли взрослого:

- Неприятие и предоставляемая свобода ведут к формированию асоциальных типов поведения.

И только теплые отношения в сочетании с достаточной свободой обусловливают активность, социальную адекватность, дружелюбие, облегчают принятие роли взрослого. Мы видим, что существует тесная связь между неадекватными формами взаимодействия в семье и развитием психологических и эмоциональных расстройств у ребенка.

Задача специалистов, работающих с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, состоит в раскрытии последствий негармоничного воспитания на личность ребенка и оказании помощи родителям по его оптимизации.

 

 

Вопросы для самопроверки

Ø Назовите проблемы изучения личности в социальной психологии.

Ø Перечислите основные социальные роли, которые человек осваивает в течение жизни.

Ø Охарактеризуйте сферы в которых осуществляется процесс социализации человека.

Ø Перечислите стадии процесса социализации.

Ø Какие институты социализации Вы знаете?

Ø В течение какого времени продолжается социализация человека?

Ø Где дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, нормы и ценности? Приведите примеры.

Ø Дайте определение Я-концепции.

Ø Как называют описательную составляющую Я-концепции, с чем она связана?

Ø Что влияет на формирование Я-концепции?

Ø Охарактеризуйте основные функции Я-концепции.

Ø Дайте определение понятиям установка, убеждения, стереотип, предрассудки.

Ø Какие составляющие имеет социальная установка личности?

Ø В чём кроется основная причина формирования предрассудков?

Ø Что означает понятие стереотипное мышление?

Ø При каких действиях медсестры стереотипное мышление будет ей мешать и наоборот? Приведите примеры.

Ø Охарактеризуйте роль семьи как института социализации.

Ø Какие факторы семьи, как социально-психологического феномена, оказывают влияние на формирование «Я-образа» ребёнка?

Ø Назовите типы неадекватного семейного воспитания. Какое влияние на формирование личности ребёнка они оказывают?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал