Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Результатом освоения дисциплины «Ювенальное право» является соответствующий требованиям ФГОС-3 по направлению «030900.62 – Юриспруденция» уровень развития указанных ОК и ПК.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основные положения ювенального права;
- понятия и категории ювенального права;
-положения и рекомендации, выработанные судебными и правоприменительными органами;
- основные теоретические концепции, сложившиеся в области ювенологии, в том числе и, прежде всего, ювенальной юстиции;
- психологические и педагогические особенности правового обучения и воспитания несовершеннолетних;
- основные российские и международные нормативно – правовые акты и документы, касающиеся правового регулирования образования несовершеннолетних, предупреждения правонарушений с их стороны, правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальной юстиции), несения несовершеннолетними юридической ответственности;
- основные подзаконные акты, в том числе и акты правоохранительных органов, регламентирующих их деятельность в ювенально – правовой области и, прежде всего, в области ювенальной юстиции;
- принципы, формы, способы, механизмы обеспечения защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в поле профессионального внимания правоохранительных органов.
уметь:
- правильно применять нормативные правовые акты, толковать ювенальное законодательство различных уровней;
- проводить сравнительно – правовые анализы действующего российского и международного ювенального законодательства;
- на практике применять знания, полученные в ходе изучения курса в профессиональной деятельности, в освоении других учебных предметов по учебному плану по направлению подготовки.
владеть:
- научной терминологией;
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы: 108 часов, из них
- по очной форме обучения: 54 часов аудиторной работы (включая сдачу дифференцированного зачета), 18 часа самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы), 36 часа на экзамен.
- по заочной форме обучения (на базе ВПО): 10 часов аудиторной работы (включая сдачу дифференцированного зачета), 98 часов самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы);
- по заочной форме обучения (на базе СПО): 10 часов аудиторной работы (включая сдачу дифференцированного зачета), 98 часов самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы);
- по заочной форме обучения (на базе СПОО): 12 часов аудиторной работы, 60 часов самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы), 36 часа на экзамен.
4.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
ЗЕТ/ общее кол-во часов
| семестр
| Количество часов
| контрольная работа
| курсовая работа
| форма промежуточного контроля
| Аудиторная работа
| самостоятельная работа
| экзамен
| всего
| лекции
| семинары (практ.)
| лабораторные работы/ в т.ч. интерактивно
| Очная форма обучения
| 3/108
|
|
|
|
| -
|
|
|
| -
| Экз.
| Заочная форма обучения (СПО)
| 3/108
|
|
|
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| -
| Диф. з.
| Заочная форма обучения (ВПО)
| 3/108
|
|
|
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| -
| Диф. з.
| Заочная форма обучения (СПОО)
| 3/108
|
|
|
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
|
|
| -
|
| -
|
|
| -
| -
| Экз.
|
4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| МОДУЛЬ 1. Общие положения ювенального права
|
| Общее понятие ювенального права как научной и учебной дисциплины. Источники ювенального права.
| Общее понятие ювенального права как научной и учебной дисциплины. Ювенальное право, ювентология, правовая ювеналистика. Ювенальное право и ювенальная юстиция. Ювенальная криминология и ювенальная виктимология.
Значение изучения ювенального права для профессиональной подготовки, будущих юристов. Структура учебной дисциплины «Ювенальное право». Ювенальное право как комплексный институт права. Предмет ювенального права. Задачи ювенального права: правовые (регулятивные, охранительные, правовоспитательные), в том числе международно-правовые, нравственные, политические, образовательные. Разработка и осуществление эффективных юридических гарантий прав несовершеннолетних как центральная задача ювенального права и практической ювеналистики.
Методология ювенального права как научной дисциплины: понятие, содержание, значение. Общенаучные, специальные и частнонаучне методы исследования в области ювенального права. Теория ювенального права и практика правовой ювеналистики. Система источников ювенального права. Конституция Российской Федерации о правовом регулировании положения несовершеннолетних, предупреждение правонарушений с их стороны, правосудия в отношении несовершеннолетних. Законодательные акты РФ, субъектов РФ, подзаконные акты РФ, субъектов РФ, по вопросам правового регулирования положения несовершеннолетних. Юридическая практика в области ювеналистики (практическая ювеналистика) как источник ювенального права. Международные акты и документы в области ювеналистики как источник российского ювенального права.
|
| Международно-правовые стандарты в области ювенального права.
| Международно-правовые стандарты в области ювеналистики во Всеобщей Декларации прав человека, Европейской конвенции по защите прав ребенка.
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.
Проблемы имплементации международно-правовых стандартов в области ювеналистики в российском ювенальном законодательстве и практической ювеналистики.
|
| Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
| Понятие, состав (структура) и виды правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.
Понятие и элементы системы защиты прав несовершеннолетних.
Понятие и разновидности юридических гарантий прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Критерии и факторы эффективности юридических гарантий.
Нормативно-правовые гарантии: конституционные, законодательные (федеральные и на уровне субъектов Российской Федерации), международно-правовые, подзаконные, муниципальные, локально-правовые.
Прокурорский надзор и деятельность адвокатуры как гарантии прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.
Деятельность специализированных служб и подразделений государственных органов и органов местного самоуправления, органов внутренних дел по обеспечению решения задач, стоящих перед ювенальным правом. Опыт деятельности ювенальных омбудсманов в субъектах Российской Федерации.
| МОДУЛЬ 2. Особенности гражданско-правового статуса несовершеннолетнего и предупреждение их нарушения.
|
| Гражданско -правовой статус несовершеннолетних и гарантии его осуществления.
| Несовершеннолетний как субъект гражданско-правовых отношений: общая характеристика. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Имущественные права ребенка. Личные неимущественные права несовершеннолетнего. Имя, честь и достоинство ребенка. Эмансипация несовершеннолетних.
Формы и способы нарушения гражданских прав несовершеннолетних. Субъекты гражданско-правовых деликтов в отношении несовершеннолетних.
Система гарантий гражданских прав и свобод ребенка. Юридические гарантии.
Профилактика нарушений гражданских прав и свобод несовершеннолетних. Опека и попечительство. Деятельность специализированных государственных и негосударственных органов, организаций по профилактике нарушений гражданских прав и свобод несовершеннолетних. Самозащита несовершеннолетних.
Правовой статус несовершеннолетнего как субъекта семейного права. Права детей по семейному законодательству. Основные вопросы профилактики нарушений прав детей в семье (социально-правовые программы и меры).
Критерии и факторы эффективности профилактики насилия в семье. Основные особенности специального предупреждения насилия над детьми со стороны административных, образовательных, воспитательных, судебных органов и общественных организаций.
|
| Несовершеннолетний как субъект трудовых, жилищных и административно – правовых отношений.
| Несовершеннолетний как субъект трудового права, его права и обязанности. Особенности трудовых правоотношений с участием несовершеннолетнего. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность несовершеннолетнего по трудовому законодательству. Формы и способы нарушения трудовых прав несовершеннолетних. Субъекты трудовых деликтов в отношении несовершеннолетних. Система гарантий и трудовых прав несовершеннолетних. Юридические гарантии. Несовершеннолетний как субъект жилищного права. Его жилищные права и обязанности. Особенности жилищных правоотношений с участием несовершеннолетнего. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность несовершеннолетнего по жилищному законодательству. Формы и способы нарушения жилищных прав несовершеннолетних. Субъекты жилищных деликтов в отношении несовершеннолетних. Система гарантий жилищных прав несовершеннолетних. Юридические гарантии. Несовершеннолетний как субъект административного права. Особенности административных правоотношений с участием несовершеннолетнего. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность несовершеннолетнего по действующему российскому законодательству об административных правонарушениях.
Несовершеннолетний как субъект административного правонарушения. Административная ответственность несовершеннолетних.
Субъекты, формы и способы нарушения прав несовершеннолетних при привлечении его к административной ответственности.
Система гарантий прав несовершеннолетних в сфере административной юстиции. Юридические гарантии.
| МОДУЛЬ 3. Ювенальная юстиция.
|
| Задачи, генезис и проблема ювенальной юстиции современной России
| Предпосылки и история возникновения ювенальной юстиции за рубежом и в России. Принципы ювенальной юстиции. Суд по делам несовершеннолетних – центральный элемент системы действующей ювенальной юстиции. Судебная власть и ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция, гражданское общество и правовое государство.
Первый суд для несовершеннолетних. Исторический и современный американский, английский, французский и германский опыты создания и функционирования системы ювенальной юстиции.
Становление и развитие ювенальной юстиции в России. Состояние и перспективы развития ювенальной юстиции в современной России на Федеральном уровне, в субъектах РФ и на уровне муниципальных образований. Правотворчество в сфере ювенальной юстиции. Опыт субъектов РФ в сфере ювенальной юстиции.
Ювенальные технологии.
|
| Несовершеннолетний как субъект уголовно-правовых отношений.
| Несовершеннолетний как субъект уголовного права. Особенности уголовно-правовых отношений с участием несовершеннолетнего. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность несовершеннолетнего по действующему Российскому уголовному законодательству. Несовершеннолетний как субъект преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Общая характеристика состояния и причин преступности среди несовершеннолетних. Психологический портрет личности несовершеннолетнего преступника. Формы и способы участия несовершеннолетних в преступной деятельности, использование взрослыми детей в качестве орудия преступной деятельности. Задачи, содержание ювенальной криминологии и ювенальной виктимологии. Несовершеннолетний как субъект уголовно-исполнительного права. Правовой статус несовершеннолетнего осужденного. Особенности режима и содержания несовершеннолетних осужденных. Юридические гарантии прав несовершеннолетнего осужденного.
|
| Судопроизводство в отношении несовершеннолетних
| Несовершеннолетний как субъект уголовно-процессуального права. Права несовершеннолетнего как участника уголовного процесса. Особенности уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетнего. Предмет доказывания по делам несовершеннолетних.
Формы и способы нарушения прав несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве. Роль и значение защитника в делах с участием несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве.
Профилактика нарушений прав несовершеннолетнего при отправлении правосудия. Прокурорские органы, адвокатура, средства массовой информации, правозащитные организации как субъекты профилактики нарушений прав несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве. Самозащита несовершеннолетнего.
|
4.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№
| Содержание дисциплины
| Количество часов
| Заочная форма обучения (на базе СПО)
| Заочная форма обучения (на базе ВПО)
| Заочная форма обучения (на базе СПОО)
| Очная форма обучения
| лекции
| практ. занят.
| сам. работа
| лекции
| практ. занят.
| сам. работа
| лекции
| практ. занят.
| сам. работа
| лекции
| практ. занят.
| сам. работа
| МОДУЛЬ 1. Общие положения ювенального права
| 1.
| Тема 1. Общее понятие ювенального права как научной и учебной дисциплины. Источники ювенального права.
| 0, 5
| -
|
| 0, 5
| -
|
| 0, 5
| 0, 5
|
|
|
|
| 2.
| Тема 2. Международно-правовые стандарты в области ювенального права.
| -
| -
|
| -
| -
|
| -
| -
|
|
|
|
| 3.
| Тема 3. Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
| 0, 5
| -
|
| 0, 5
| -
|
| 0, 5
| 0, 5
|
|
|
|
| МОДУЛЬ 2. Особенности гражданско-правового статуса несовершеннолетнего и предупреждение их нарушения.
| 4.
| Тема 4. Гражданско-правовой статус совершеннолетних и гарантии его осуществлении
| 0, 5
|
|
| 0, 5
|
|
| 0, 5
|
|
|
|
|
| 5.
| Тема 5.
Несовершеннолетний как субъект трудовых, жилищных и административно-правовых отношений
| -
|
|
| -
|
|
| -
|
|
|
|
|
| МОДУЛЬ 3. Ювенальная юстиция.
| 6.
| Тема 6. Задачи, генезис и проблема ювенальной юстиции современной России
| 0, 5
| -
|
| 0, 5
| -
|
| 0, 5
|
|
|
|
|
| 7.
| Тема 7.
Несовершеннолетний как субъект уголовно-правовых отношений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Тема 8.
Судопроизводство в отношении несовершеннолетних
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студента по дисциплине «Ювенальное право» предусмотрена учебным планом и составляет 54 часа по очной форме обучения и по заочной форме: 98 часов (на базе ВПО), 98 часов (на базе СПО), 96 часов на базе СПОО).
Студенты очной формы обучения выполняют следующие виды вариативных самостоятельных заданий:
- выполнение практических заданий;
- подготовка доклада (сообщения);
- подготовка к участию в деловой игре и дискуссии;
- самоконтроль студента с помощью тестов;
- выполнение научно-исследовательской работы (по выбору студента), подготовка к участию в предметной олимпиаде, конкурсе студенческих работ;
- конспектирование источников.
Студенты заочной формы обучения выполняют следующие виды вариативных самостоятельных заданий:
- подготовка доклада (сообщения);
- подготовка к участию в деловой игре и дискуссии;
- самоконтроль студента с помощью тестов;
- самостоятельное изучение темы.
|