Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение 16
Методологический аппарат педагогического исследования
№
| Компоненты
| Сущность
| Методические рекомендации
| Вид НИРС
| 1.
| Акту-альность
| Почему данную проблему необходимо изучать?
| · Обоснование актуальности направления (показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения);
· Обоснование теоретической и практической актуальности темы исследования (показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты).
| курс. работа, ВКР
| 2.
| Проблема
| Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
| Высвечивание недостатков в обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить, недостатков в педагогическом процессе, влекущих за собой данные проблемы. Указание на противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения, границу между знанием и незнанием в науке и практике работы школы.
| курс. работа, ВКР
| 3.
| Тема
| Как это назвать?
| Проблема должна найти отражение в теме исследования, т.е. необходимо представление точной формулировки темы исследования в кавычках в соответствии с ее наименованием на титульном листе.
| курс. работа, ВКР
| 4.
| Объект
| Что рассматривается?
| Объектом обычно выступают:
· учебно-воспитательный процесс,
· управленческий процесс,
· процесс развития личности в целом и отдельных ее сторон и пр.
| курс. работа, ВКР
| 5.
| Предмет
| Какой аспект объекта рассматривается?
| Предметом педагогического исследования могут выступать:
· пути, способы, изучения и развития указанных в объекте процессов,
· условия и факторы разрешения проблематики исследования,
· особенности педагогического взаимодействия и деятельности.
| курс. работа, ВКР
| 6.
| Цель
| Какой результат планируется получить?
| Формулируется четко и конкретно исходя из проблемы, темы и предмета исследования. Обычно формулировка цели начинается с глаголов: изучить, обосновать, описать, выявить, создать, разработать и т.д.
| курс. работа, ВКР
| 7.
| Задачи
| Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
| Обычно формулируют 3-4 задачи:
· теоретического характера: произвести изучение литературы по проблематике исследования, раскрыть сущность понятия, сравнить, сопоставить, проанализировать специфические особенности и пр.
· практического характера: описать опыт эффективной педагогической деятельности, представить собственные наработки, разработать рекомендации.
· опытно-экспериментального характера: исследовать, апробировать, провести экспериментальную работу и пр.
| курс. работа, ВКР
| 8.
| Гипотеза
| Как можно разрешить проблему исследования?
| Гипотеза – это предположение о возможных способах или условиях достижения результата. В ходе исследования она может быть подтверждена или опровергнута. Различают следующие виды:
· сложная: содержит утверждение, предположение, научное обоснование.
Например: учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать следующее, потому что существуют данные педагогические закономерности: во-первых …, во-вторых …, в-третьих...
· простая: содержит утверждение и предположение.
Например: - это будет эффективным, если во-первых …, во-вторых …, в-третьих …;
| ВКР
| 9.
| Методы
| Какими способами возможно достижение целей исследования?
| · эмпирические: наблюдение, самонаблюдение, сравнение, измерение, изучение педагогического опыта, продуктов деятельности школьников, эксперимент.
· теоретические: метод теоретического анализа педагогических идей, изучение информационных источников, документации, исторический, библиографический методы, моделирование и т.д.
· социально-педагогические: беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, рейтинг, независимые характеристики, социометрия и пр.
· обработки и интерпретации результатов исследования: методы математической статистики, корреляционного, сравнительного анализа, графического представления статистического материала.
| курс. работа, ВКР
| 10.
| База
| Где происходит исследование?
| указание наименования учебного заведения, классов, учебных групп, в которых проводилось практическая, научно-исследовательская часть исследования
| курс. работа, ВКР
|
Данная страница нарушает авторские права?
|