Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.






В соответствии с действующим законодательством прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Однако осуществлять надзор может не каждый прокурор, а только специ­ально назначенный Генеральным прокурором Республики Беларусь, про­курором области и к ним приравненным прокурорам.

Это объясняется следующим:

а) прокурор, осуществляющий надзор, сам должен хорошо знать специ­фику ОРД и быть к ней подготовленным;

б) утечка информации может помешать работе органов, осуществляю­щих ОРД, а также поставить под угрозу жизнь и здоровье как сотруд­ников, осуществляющих ОРД, так и лиц, которые оказывают содей­ствие в ее проведении.

Специфика ОРД, в первую очередь ее конспиративный характер, обусловливают необходимость ведомственного нормативного регулирования широкого спектра вопросов применения оперативно-розыскных сил, средств, методов и форм. Конкретные аспекты организации ОРД, тактика применения ее сил, средств и форм регламентированы секретными нор­мативными актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Организация, методы и формы осуществления прокурорами надзора за исполнением законодательства об ОРД регламентированы соответствующими приказами Генерального прокурора, которые также являются секретными.

Приказом Генерального прокурора как в центральном аппарате, так и в подчиненных прокуратурах персонально определяется узкий круг лиц из числа должностных лиц - прокуроров соответствующего органа прокуратуры, на которых возлагается данная функция, что влечет за собой офор­мление соответствующего допуска к работе с секретными и совершенно секретными документами.

При проведении проверок согласно требованиям Генерального прокурора уполномоченные прокуроры должны обращать внимание:

- на законность и обоснованность решений о производстве или пре­кращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использо­вания результатов ОРД;

- обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;

- соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам ОРД, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

- наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД;

- возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен законом;

- наличие оснований для проведения оперативно-розыскных меро­приятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;

- соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- своевременность уведомления судей органами, осуществляющими ОРД, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих от­лагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступле­ния, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ог­раничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообще­ний, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;

- законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиден­циальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими ОРД.

Прокурорам, используя предоставленные им полномочия, необходи­мо пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юриди­ческих лиц при проведении ОРД, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований - привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

Методы прокурорского надзора в зависимости от конкретного направления ОРД имеют свою специфику.

Наиболее характерным основанием для проведения уполномоченными прокурорами проверок исполнения законов в процессе ОРД по предупреждению и обнаружению преступлений являются сведения о нарушени­ях законности, выявленные при рассмотрении жалоб.

Проводя соответствующую проверку, прокурору необходимо:

- выяснить по установленной регистрации в органе, осуществляющем ОРД, проводятся ли в отношении данного гражданина оперативно­-розыскные мероприятия;

- если будет установлено, что мероприятия проводятся, - проверить своевременность и обоснованность заведения соответствующего оперативного дела, наличие законных оснований проведения мероприятий;

- проверить, какие меры приняты по предупреждению преступления;

- выяснить, какие меры приняты по сведениям о других преступлениях, их полноту и законность;

- проверить соблюдение сроков и законность принимаемых решений по материалам;

- решить вопрос о необходимости реагирования и его форме.

При проведении проверок прокуроры должны обращать внимание на следующие обстоятельства:

- проведены ли проверки по учетам задержанных и арестованных, медицинских учреждений, вытрезвителей, приемников-распределите­лей, спецприемников и других учреждений;

- использовались ли криминалистические учеты, современные методи­ки и средства автоматизированных сравнительных исследований, про­верки и сопоставления по неопознанным трупам. При этом нужно иметь в виду, что работники органов внутренних дел при розыске без вести пропавших должны в необходимых случаях использовать воз­можности автоматизированных информационно-поисковых систем оперативного назначения, функционирующих в ГИЦ МВД;

- ориентированы ли по приметам наряды патрульно-постовой и других служб органов внутренних дел;

- опрошены ли все лица, могущие сообщить представляющие интерес сведения по обстоятельствам безвестного исчезновения (члены семьи, знакомые, соседи, сослуживцы; граждане, с которыми без вести пропав­ший имел контакты в день исчезновения или незадолго до этого, и т.д.);

- полно ли выяснены при опросах обстоятельства исчезновения; имел ли исчезнувший при себе документы, ценности, деньги; какая одежда была на нем и т.д.;

- осмотрено ли жилище или место последнего пребывания пропавшего без вести;

- произведен ли тщательный осмотр этих объектов, присутствовали ли при этом понятые, участвовали ли в нем нужные специалисты, приме­нялись ли необходимые технические средства;

- направлены ли соответствующие поручения, ориентировки и т.д. в другие

территориальные, транспортные органы внутренних дел;

- объявлен ли розыск при наличии имеющихся оснований;

- как выполняются поручения других органов о проведении необходи­мых мероприятий по розыску без вести пропавших граждан;

- приняты ли решения по заявлениям и сообщениям о без вести пропав­ших;

- соблюден ли срок принятия решений;

- соответствуют ли принятые решения об отказе в возбуждении уголов­ного дела материалам проверки;

- заведены ли розыскные дела;

- соблюден ли срок заведения розыскного дела;

- проведены ли необходимые оперативно-розыскные мероприятия, на­личие оснований для их проведения и предусмотренного порядка;

- обоснованно ли прекращен розыск.

При осуществлении надзора за исполнением законов при раскрытии преступлений особого внимания заслуживают следующие вопросы: законность заведения и прекращения дел оперативного учета, соблюдение сро­ков для заведения этих дел и их ведения, законность проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, их полнота, выполнение пору­чений следователей.

При проверке законности оперативно-розыскных мероприятий по поручениям следователя прокурору необходимо обращать внимание, во-первых, на полноту выполнения поручения; во-вторых, на использова­ние всех предусмотренных законом средств; в-третьих, на своевремен­ность выполнения поручения и направления информации следователю.

В случаях нарушения органом или должностным лицом, осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц прокуроры обязаны принять меры к восстановлению нарушенных прав и ущемленных законных интересов. Если при этом причинен материальный ущерб, органы обязаны принять меры к его возмещению.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал