Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия прокурора по осуществлению надзора. Средства прокурорского реагирования.






 

В соответствии с Законом о прокуратуре при осуществлении надзора за законностью в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции:

1) в любое время посещает места, органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждения, исполняющие принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей;

2) знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, административному аресту, предварительному заключе­нию под стражу, а также отбыванию наказания в виде лишения свобо­ды и иным мерам наказания или подвергнуты мерам принудительного характера, производит опрос этих лиц;

3) немедленно своим постановлением освобождает незаконно содержа­щихся в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры принудительного характера, либо в на­рушение закона подвергнутых задержанию, предварительному за­ключению под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев применения этих мер судебными органами;

4)проверяет соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательно­го характера, законодательству, регулирующему порядок и условия содержания лиц в этих учреждениях и исполнения наказаний, приос­танавливает исполнение таких актов, опротестовывает их в случае противоречия закону, требует объяснения от представителей админи­страции;

5)проверяет исполнение требований закона о праве лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному заключе­нию под стражу, осужденных к лишению свободы, а также лиц, под­вергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного харак­тера, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные орга­ны, общественные объединения, к должностным лицам и об обязан­ности администрации направлять жалобы и заявления по принадлеж­ности в установленном порядке, принимает предусмотренные зако­нодательством меры в случае нарушения администрацией этих требо­ваний закона (ст. 34 Закона о прокуратуре).

В этой связи Закон о прокуратуре и Закон об ОРД дают право прокурору знакомиться также с оперативными материалами.

Законом от 16 июня 2003 г. дается определение мест содержания под стражей. Места содержания под стражей - следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, следственные изоляторы органов государственной безопас­ности Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - следственные изоляторы), изоляторы временного содержания органов внутренних дел, изоляторы временного содержания пограничных войск Республики Бела­русь (далее, если не указано иное, - изоляторы временного содержания), гарнизонные гауптвахты Вооруженных Сил Республики Беларусь, гаупт­вахты пограничных войск Республики Беларусь (далее - гауптвахты).

В случаях, предусмотренных указанным Законом, местами содержа­ния под стражей могут являться исправительные учреждения, арестные дома.

Лица, содержащиеся под стражей, в случае назначения им судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы по основаниям, предусмотренным УПК, а также в случае оказания им медицинской помо­щи помещаются в государственные медицинские учреждения в соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав, свобод и законных интересов лиц, содержа­щихся под стражей, исполнение ими своих обязанностей, охрану и надзор за ними, изоляцию, раздельное размещение в камерах, безопасность их и сотрудников мест содержания под стражей, других лиц, а также выполнение задач, установленных УПК. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел, Комитетом го­сударственной безопасности, Министерством обороны, Государственным комитетом пограничных войск по согласованию с Генеральным прокуро­ром принимаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания лиц под стражей (далее - Правила внутреннего распорядка) (ст. 9 Закона от 16 июня 2003 г.).

Правила внутреннего распорядка устанавливают порядок:

- приема лиц, содержащихся под стражей, и размещения их по камерам;

- проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирова­ния, а также досмотра вещей лиц, содержащихся под стражей;

- изъятия у лиц, содержащихся под стражей, предметов, веществ, за­прещенных к хранению и использованию;

- материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся под стражей;

- приобретения лицами, содержащимися под стражей, продуктов пита­ния, а также предметов первой необходимости и других промышлен­ных товаров;

- приема и выдачи посылок, передач;

- получения и отправления лицами, содержащимися под стражей, телеграмм, писем, денежных переводов;

- направления лицами, содержащимися под стражей, ходатайств, предложений, заявлений и жалоб;

- отправления лицами, содержащимися под стражей, религиозных куль­тов, ритуалов и обрядов;

- организации труда лиц, содержащихся под стражей;

- осуществления прав, вытекающих из брачных и семейных отношений;

- осуществления гражданско-правовых сделок;

- проведения подписки на газеты и журналы;

- оказания медицинской помощи и санитарно-эпидемиологического обеспечения;

- про ведения ежедневных прогулок;

- проведения свиданий, общения с защитником;

- обеспечения участия лиц, содержащихся под стражей, в следственных действиях и судебных заседаниях;

- личного приема лиц, содержащихся под стражей, руководителем администрации места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;

- выдачи тел лиц, умерших в местах со­держания под стражей.

В соответствии со ст. 10 Закона от 16 июня 2003 г. лица, содержащиеся

под стражей, имеют право:

- получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, порядке подачи ходатайств, предложений, заяв­лений и жалоб;

- на личную безопасность в местах содержания под стражей;

- на гуманное обращение и уважение их человеческого достоинства;

- обращаться с ходатайствами, предложениями, заявлениями и жалоба­ми, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их прав и законных интересов;

- обращаться с просьбой о личном приеме руководителем администра­ции места содержания под стражей и уполномоченными им лицами, а также лицом, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;

- на условия содержания под стражей, определенные законом;

- получать бесплатное питание, медицинскую помощь, санитарно-эпидемиологическое и материально-бытовое обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;

- хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации их прав и законных интересов, за исключением документов и записей, содержащих государственные секреты. Документы и записи, содержащие государственные секреты, хранятся у администрации места содержания под стражей в соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь. Пользование ими осу­ществляется в специально оборудованных для этих целей помещениях;

- получать посылки, передачи;

- получать и отправлять денежные переводы;

- на переписку;

- на самообразование и пользование литературой, изданиями периодической печати и письменными принaдлежностями;

- отправлять религиозные культы, ритуалы, обряды в помещениях мес­та содержания под стражей, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа при условии соблюдения Правил вну­треннего распорядка и прав иных лиц, содержащихся под стражей;

- на дополнительное материально-бытовое обеспечение;

- заключать и расторгать брак, пользоваться иными правами, вытекаю­щими из брачных и семейных отношений, участвовать в гражданско-правовых сделках в порядке, установленном законодательством Рес­публики Беларусь, если иное не определено Уголовно-процессуаль­ным кодексом Республики Беларусь и Законом от 16 июня 2003 г.;

- на освобождение из-под стражи в случаях и порядке, предусмотрен­ных законодательством Республики Беларусь.

Основаниями для освобождения лиц из-под стражи являются:

- постановление (определение) суда, приговор суда;

- постановление органа уголовного преследования;

- постановление руководителя администрации места содержания под стражей или лица, исполняющего его обязанности, либо прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законодательства Республики Беларусь в местах содержания под стражей, об освобождении лица, содержащегося под стражей, в связи с истечением срока его содержания под стражей (ст. 21 Закона от 16 июня 2003 г.).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал