Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеалы и ценности белорусского общества, ценностные основания идеологии белорусского государства.






В белорусском обществе происходят сложные изменения в духовной сфере. С одной стороны многие из господствовавших более 70 лет советской эпохи идеалов и ценностей утрачивают свое значение, а с другой стороны – проявляются и усиливают свое влияние новые для нашего общества представления о ценностях, жизненном успехе, благополучии.

Прежняя единая идеологическая система, основанная на принципе марксизма-ленинизма, подверглась разрушительному воздействию. В массовом сознании получили распространение социал-демократические, либеральные, консервативные, религиозные и идеологические доктрины. Распространяемые ими идеи и ценности, наслаиваясь на социально-экономическую дифферентацию идеалов, создают чрезвычайно пеструю картину почти безбрежной плюрализации имеющих хождение в обществе мнений, предпочтений и социальных ожиданий.

Понятие «ценность» относится к числу категорий, посредством котрорых отображаются различные грани социальной реальности, в своей совокупности формирующих ценностную картину состояния общества на каждом данном этапе его развития. В собственном значении термины «ценности», «социальные ценности» обозначают исторически сложившиеся общепринятые представления и убеждения людей обо всем том, что очевидным образом гарантирует или способно гарантировать благополучное существование и развитие человека и общества. Среди них важную роль играют политические ценности. Политические ценности – это исторически сложившиеся, устойчивые и глубоко укорененные в общественном сознании представления о значимости политических институтов и явлений с точки зрения их способности удовлетворять потребности человека, общества и государства. Системообразующим элементом мира политических ценностей являются оценочные суждения народа обо всех атрибутах государства и политической системе общества в целом.

«Среда обитания» социальных ценностей – это все пространство духовного мира людей, истории их обществ, искусства, религий, морали и т.п. Здесь любые ценности, как достояние сознания человека, могут обрести статус политических в том случае, если их существование и воспроизводство станет непосредственно зависимым от политической власти. Что же касается собственно политических ценностей (представлений о значимости и свойствах политических явлений), то они находят свое концентрированное, надындивидуальное выражение в идеологических доктринах, Конституциях, программах политических партий, т.е. во всем, что идейно организует, регулирует и движет политических процесс. Здесь политические ценности существуют как отдельные и различные системы, представляющие собой подвижную иерархию, в которой ценности располагаются по возрастающей значимости. Так, например, Конституция Республики Беларусь, подтверждая от имени народа «приверженность общечеловеческим ценностям», в качестве высшей ценности общества и государства провозглашает человека, его права, свободы и гарантии их реализации. Доминирование этой ценности в качестве высшей цели определяет тип и структуру системы политических ценностей белорусского общества и государства. Только в служении человеку, его правам и свободе все другие политические явления и принципы (право на самоопределение, белорусская государственность, гражданское согласие, суверенитет, независимость, территориальная целостность, законность и правопорядок, демократия, политическая воля граждан, самоуправление и сама Конституция) приобретают значение ценностей и основу нравственного оправдания.

В любом обществе есть ценностные системы, существенно отличающиеся друг от друга. Они могут находиться в состоянии борьбы или сосуществовать, практически, не пересекаясь, но для всех них характерна тождественность базисных ценностей, присущих данному обществу. Разумеется, что огромное значение имеют и те ценности, по поводу которых консенсус в обществе не сложился. Они также существуют в общественном сознании, хотя и не занимают ведущего места, не реализуют своих потенциальных интегративных или деструктивных качеств.

Именно господство в силу своих экономических, коммуникативных, пропагандистских и иных возможностей сознательно и целенаправленно осуществляет идеологическую деятельность, внедряя те ценности, которые адекватны общественным интересам и блокируя те, которые потенциально опасны для государства и общества.

Любое государства настаивает на адекватности своих базисных ценностей интересам граждан. Но только тогда, когда эта степень соответствия действительно велика, идеологическая деятельность государства реально способствует консолидации общества.

 

В качестве ценностных оснований идеологии белорусского государства должны быть положены:

 

во-первых, общественно-политические ценности развитого гражданского общества, покоящегося на гуманистических основаниях;

во-вторых, фундаментальные ценности социальной и культурной жизни белорусского народа (патриотизм, отечество, семья, язык, культура);

и, в-третьих, общечеловеческие нравственные нормы, рожденные в русле христианской традиции, а также принципы народной трудовой этики.

 

Чем определяется специфика ценностей идеологии белорусского государства:

1. во-первых, национальными традициям. Белорусскому народу свойственно этатистское т.е. доверие к государственной власти, ожидание от нее защиты от неурядиц и конфликтов.

2. Религиозными традициями.

Для белорусского менталитета характерна вера в высшую справедливость, уважение к другим людям.

3. Особенностями национальной истории. Уважительное, бережное отношение к своему историческому достоянию, своей культуре. Патриотизм.

4. В идеологии государства должны быть представлены и те ценности, которые отражают потребности народа, рожденные новыми условиями и реалиями: новая Конституция, обновленные государственные символы, государственное двуязычие и т.д.

5. В-четвертых, составной компонент идеологии государства – это те программные установки, на которые оно ориентирует свою деятельность: создание эффективной экономики, обеспечение устойчивого развития, защита окружающей среды, социальная поддержка незащищенных слоев населения, создание эффективного государства.

Важнейшими слагаемыми национальной идеологии являются чувство национального достоинства и национальной гордости.

Им противостоит комплекс национальной неполноценности. Его составляют укорененные в общественном сознании страхи (фобии) и опасения перед другими народами и государствами. Комплекс национальной неполноценности проявляется в неверии в государственно-конструктивные способности своего народа, в состоятельность собственной национальной государственности.

Можно определить следующие важнейшие задачи идеологической работы по изживанию комплекса национальной неполноценности:

1. Воспитание убежденности в неисчерпаемых возможностях своего народа.

2. Формирование неповторимого образа и символов народа, страны и государства.

3. Культивирование своего образа жизни, истории, традиции, духовных ценностей, языка.

4. Недопущение вульгарной политизации, примитивного обытовления культурных и духовных традиций белорусского народа.

5. Утверждение их в качестве высшего национально-государственного достояния.

6. Утверждение в общественном сознании идеи независимости, суверенности народа и государства, его самобытности и уникальности, его места в семье других народов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал