Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ 11 страница






Современная этика, социальная психология и педагогика убедительно показали, что, будучи важнейшей составной частью единого процесса духовного формирования личности, нравственный аспект воспитания пронизывает все его стороны, отражает особенности социальной среды, обществен­ных отношений, образа жизни. Его невозможно отделить от политичес­кого воздействия или процесса формирования творческого отношения к труду, оно органически включается в любую форму социально-культурной деятельности, пронизывает деловое и нерегламентированное общение.

Нравственное воспитание носит всеобъемлющий характер. Утвер­ждать гуманистическую, активную, деятельную мораль невозможно посредством отдельного, эпизодического мероприя­тия. Эффективность нравственного воспитания средствами социально-куль­турной деятельности находится в прямой зависимости от того, на­сколько она пронизывает и содержание, и стиль, и атмосферу всей системы общественной жизни разных групп населения. Но наличие нравственных начал в любой сфере духовной жизни не исключает, а предполагает осуществление системы пропаганды принципов нравствен­ности, органически дополняемой и углубляемой включением различных групп населения в деятельность, в процессе которой знание нравственных категорий преобразуются в убеждения, становятся нормой поведения.

Первым принципом морали, выражающим ее основную сущность и составляющим сердцевину нравственного воспитания, является преданность Отечеству, любовь к своей стране, независимо от того, пере­живает ли она период процветания или испытывает кризисные процессы.

Нравственность синтезирует и отражает социальный опыт личности, ее мировоззренческие позиции, идейные убеждения, деловые и неформальные отношения. Как важнейший компонент единой системы воспитания нравственное вос­питание представляет совокупность целенаправленных и планомерных воздействий на сознание и поведение человека, которые наряду с само­воспитанием формируют осознанные этические понятия, нравственные убеж­дения, склонности, чувства и черты характера.

Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение и организацию опыта нравственной деятельности, однако практика показы­вает, что фактически нет элементов жизнедеятельности, которые бы в той или иной мере не влияли на нравственное формирование личности. Нрав­ственность воспитывается всеми компонентами окружающей человека микросреды. Но это не снижает значимости массовых мероприятий, рас­крывающих сущность человеческой морали и организации соответствую­щего опыта нравственной деятельности.

Первым компонентом системы формирования морали средствами со­циально-культурной деятельности выступает нравственное просвещение, которое концентрируется на раскрытии:

сущности общечеловеческой морали и роли нравственных начал жизни общества;

основных морально-волевых качеств личности, сфер и форм их проявления;

особенностей отношения человека к труду, познанию и выполнению гражданских и общественных обязанностей, норм взаимоотношений между людьми.

Пропагандируя с помощью лекций, докладов, устных журналов и других методов просвещения принципы морали, каждый из которых сос­тавляет основу соответствующего направления нравственного воспита­ния, нельзя не учитывать, что идеи патриотизма, интернационализма, гуманизма, коллективизма, творческого отношения к труду и неприми­римости ко всему, что мешает общественному благу, утверждаются не только и не столько беседами или тематическими вечерами, сколько методами формирования общественного поведения и организации соот­ветствующего опыта нравственной деятельности.

Одним из важнейших принципов морали является забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния. Это связано с воспи­танием отношения к труду как к фактору физического, нравственного и интеллектуального развития, как к средству утверждения подлинно гуманистических и коллективистских черт, как к форме проявления со­циально оправданной активной жизненной позиции.

Второй компонент системы нравственного воспитания проявляется в использовании специфических педагогических приемов, способству­ющих формированию у разных групп населения необходимых моральных качеств. Реализуя принцип индивидуализации идейно-нравственного воздействия, организатор социально-культурной деятельности призван, опираясь на известные положительные черты характера воспитуемого, включать индивида в социально и нравственно значимые формы творчества, ут­верждая тем самым нравственные нормы как черты личности.

Третьим компонентом нравственного воспитания средствами и ме­тодами социально-культурной деятельности является воздействие на личность силой положительного примера.

Наконец, четвертым компонентом системы нравственного воспита­ния в семье, учебном заведении, трудовом коллективе или любой другой ячейке общества выступает моральный климат.

Формирование нравственной атмосферы, как правило, не планиру­ется, ибо это не самоцель, а педагогическое условие, без реализа­ции которого нет единого воспитательного процесса. И это еще раз предопределяет необходимость видеть нравственные аспекты любой социально-культурной акции, рассматривать любую сферу жизнедеятель­ности как комплексный институт формирования личности.

В системе нравственного воспитания проявляется единство двух его сторон: объективной, отражающей нравственные требования, которые предъявляет к личности общество, и субъективной, в которой преломляется собственное отношение конкретного человека к обществу, труду, людям, духовным и материальным ценностям. Важнейшая зада­ча социально-культурной деятельности, равно как и всего вос­питания, состоит в том, чтобы объективное нравственное требование стало субъективной нормой поведения личности, то есть объектив­ные и субъективные начала воспитания практически совместились.

Решение этой задачи предполагает систему, в процессе которой формируются:

нравственные убеждения;

нравственные чувства;

нравственные поступки, поведение.

Будучи основой нравственного самосознания, убеждения отражают глубоко усвоенные знания, в истинности и бесспорности которых нет сомнений и которые человек готов отстаивать при любых обстоятельствах.

В условиях неинституциональной социально-культурной деятель­ности нравственная убежденность наиболее ярко проявляется в том, что, не ощущая в свободное время факторы служебного или иного юриди­чески зафиксированного контроля, люди с исключительным упорством и последовательностью трудятся над созданием новых духовных и материальных ценностей, отдают свой досуг благородному делу про­паганды искусства. В сфере свободного времени моральная убежденность раскрывается в нравственном иммунитете, в неприятии любых чуждых общечеловеческой морали влияний.

Формирование идейно-нравственной убежденности органически связано с развитием нравственных чувств. " Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, – писал К.Д.Ушинский, – не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле" [100].

Опираясь на единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, социально-культурная деятельность может эффективно стимулировать утверждение и развитие чувств энтузиазма, воодушевления, любви к Родине, чувства гордости за принадлежность к народу, выработавшему непреходящие традиции гуманизма, духовнос­ти, патриотизма и коллективизма. Сама природа этой деятельности требует единства рационального и эмоционального воздействия, не допуская моральных назиданий или порицания, которые, по образному замечанию К. Д. Ушинского, " едва ли даже не хуже наказаний", ибо, не будучи прочувствованными, толкают к лицемерию и ханжеству[101].

Участие в социально-культурной деятельности стимулирует рост духовных запросов, тягу к знаниям. В этой деятельности человек ос­вобождается от пут индивидуализма, проникается сознанием необходи­мости действовать в интересах общества, во имя достижения общественных идеалов, вырабатывая при этом высокие моральные и духовные качества, привычку бескорыстного выполнения общественных обязан­ностей, чувство ответственности перед коллективом, потребность в товарищеской взаимопомощи.

Становление нравственных качеств неотделимо от последователь­ного формирования гражданского самосознания, гражданской позиции, гражданского поведения, взаимодействие которых составляет граждан­скую культуру личности как универсальную характеристику действую­щих в обществе технологий общественно-личных отношений.

Гражданская культура – это совокупность ценностей, стандар­тов, норм и стереотипов, регулирующих отношения индивида или соци­альной группы с обществом и властью. С одной стороны, эти отношения предопределяются конституцией, кодексами и иными принятыми в госу­дарстве законодательными актами, с другой – такими неотъемлемыми атрибутами психологии человека и социума, как стереотипы индивидуаль­ного и общественного сознания.

Первый элемент гражданской культуры – гражданское сознание, основным компонентом которого является самоидентификация личности.

Принятие определенной социальной роли, идентификация себя с конкретным " другим" (личностью, группой, обществом) детерминирует принятие соответствующих данной социальной роли установок, стерео­типов, поведенческих моделей и естественное следование им в повседневной практике. По З.Фрейду, самоидентификация является базовым фактором развития личности, основанным на сопоставлении " я" и " другого". В психологии идентификация представлена как процесс самоотождествления с другим человеком, группой, образцом. Граждан­ская самоидентификация как основной компонент гражданского самосоз­нания непосредственно связана с осознанием себя как члена общества. Это глубоко личное качество, формирующееся в детстве и отрочестве и впоследствии становящееся психологической доминантой личности. На формирование гражданской самоидентификации особое влияние оказы­вают такие факторы, как ближайшая социальная среда – семья, род, на­циональная общность, социальный слой, и это является частью соци­ально-педагогического процесса, результатом которого становится индивидуальное сознание, испытывающее потребность и проявляющее способность идентифицировать себя с чем-то вне себя.

Осознавая себя членом общества, человек выделяет из многооб­разия его признаков какой-то наиболее важный для себя и соотносит себя как личность именно с ним, часто проецируя свойства близкой соци­альной среды на все общество. Социальная группа, представляя собой пример коллективного сознания, особо нуждается в самоидентификации и самопрезентации, ибо только через это она становится референ­тной. К примеру, человек может идентифицировать себя с определенной нацией, ориентируясь на такие признаки принадлежности к ней, как язык, традиции, культура; с понятием " гражданин России", мысля масштабами страны и относя себя именно к ней; может увидеть в себе космопо­лита, будучи психологически независимым от того общества, в котором живет и членом которого является лишь юридически. Референтная социальная группа может осознавать себя " коммунистами" " интеллигенцией", " шестидесятниками" и т. д. При этом механизм самоидентификации будет включать в себя стереотипизацию того объекта, с которым чело­век или социальная группа себя отождествляют.

Гражданская самоидентификация является психологическим механиз­мом, формирующим гражданское самосознание, поскольку усвоение опре­деленной социальной роли детерминирует принятие соответствующих пси­хологических и поведенческих стереотипов и установок. Сфера граждан­ского в человеческом сознании весьма динамична. Развивающееся сознание неизбежно ведет внутреннюю полемику, рефлексирует, под влиянием внешних обстоятельств и условий оценивает и переоценивает принятые ранее стереотипы.

Эволюция личности, ее активная интеллектуальная деятельность часто приводят к переоценке ценностей, сложившихся на том или ином этапе жизни, что может вызвать другое, негативное отношение к " своей" социальной группе, потребность в смене идентичности, внутрен­ний конфликт. Так произошло с теми советскими гражданами, кто сжег свои партийные билеты в эпоху перемен, будучи до этого убежденными коммунистами. Рефлексия, размышления, приведшие к осознанию прошлого как ошибки происходили настолько интенсивно, им придавалось столь большое нравственное значение, что результатом стала смена граждан­ской самоидентификации и соответствующих ей стереотипов.

Если гражданское самосознание – это построение модели отношений личности или социальной группы с обществом и властью, базирующееся на идентификации себя как члена общества, то понятие " граж­данская позиция" ассоциируется с нравственными качествами как субъ­ективными свойствами личности.

Каждый индивид в обществе, хочет он того или нет, самой систе­мой социальных связей вынужден каким-то образом относиться к власти, какой бы системой управления она ни была представлена. При этом отношения индивида с властью существуют непремен­но в виде взаимодействия, где оба субъекта являются активными эле­ментами. И индивид, и власть выступают одновременно и субъектами, и объектами этого взаимодействия. В демократических государствах, например, индивид формирует состав власти, выбирая парламент и президента, и тогда он выступает в качестве субъекта, а власть в качестве объ­екта, в то же время власть, начав функционировать в новом составе, принимает какие-либо значимые решения, которые в той или иной степени касаются каждого гражданина, и тогда их роли меняются.

Гражданская позиция – это совокупность характеристик отношений индивида с обществом и властью, заданных как объективно, независимо от него, так и субъективно, им самим. Однако ни одна из характеристик не яв­ляется окончательной. Все они подвержены изменениям в той же степени, что и само общество, равно как и каждая личность. Ак­тивная позиция может смениться пассивной в результате разочарования, усталости либо смены жизненных ценностей, а объективно заданная неспособность влиять на общественное устройство может смениться большим потенциалом воздействия на власть у каждого гражданина, как произошло в постперестроечной России. При этом огромная роль здесь принадлежит социально-педагогическим механизмам, посредством которых фор­мируется тот или иной тип гражданской позиции.

Гражданская позиция – это лишь предпосылка гражданского пове­дения индивида или социальной группы, она его предопределяет и фор­мирует, но не подменяет и не тождественна ему. Гражданское пове­дение – это реализация гражданской позиции в повседневной социально-культурной деятельности. Гражданская позиция нуждается в выражении, которое проявляется в повседневном социальном поведении и деятельности индивида.

Личность всегда каким-либо образом выражает свою гражданскую позицию. В высокой степени политизированный человек с активной граж­данской позицией реализует ее принятыми в обществе и подходящими ему по темпераменту и характеру способами: это разговоры о политике в кругу друзей, внимание к этим вопросам в прессе, митинги, демонстра­ции, участие в пикетах, забастовках, профсоюзная деятельность, пуб­ликации в периодической печати, участие в выборах, самовыдвижение в политические структуры и т. д., а его антипод сторонится всего этого, переключая программы телевидения, если речь заходит о политике или общественной проблематике, игнорируя выборы, акции протеста и не под­писываясь ни под какими призывами, ни протестного, ни ортодоксаль­ного толка. В разном поведении людей проявляются их различные гражданские позиции. А этим подчеркивается то, что гражданская позиция неотделима от гражданского поведения. Они существуют в неразрывном диалектическом единстве. При этом гражданское поведение личности или социальной группы в зависимости от различных обстоятельств эволюционирует таким же образом, как и их гражданская позиция.

Изучение гражданского поведения позволяет диагности­ровать состояние гражданской культуры в обществе, выделить ее основные типы.

Обобщение сложившихся в конце XX века концепций позволяет утверждать, что гражданская культура – дискретное явление, воплощающееся в многообразных по форме и содержанию типах: системах норм, ценностей, целей, стандартов, обычаев, образцов, технологий, регу­лирующих взаимоотношения индивида или социальной группы с обществом и властью и зафиксированных в виде социально-психо­логических стерео­типов. Носителем определенного типа гражданской культуры, соответст­венно, может являться и личность, и социальная группа, и социум в целом. Сфера гражданского ограничивается общественно-личными отношениями, в которых важнейшая роль отводится взаимоотношениям носителя и власти, осуществляющимися в соответствии с политическим устройством данного общества. Структуру гражданской культуры составляют граждан­ское самосознание, гражданская позиция и гражданское поведение, рас­полагающиеся по вертикали причинно-следственных связей: гражданское самосознание определяет гражданскую позицию, гражданская позиция – гражданское поведение. Процесс изменения содержания этих элементов в индивидуальном и массовом сознании является частью происходящего в обществе процесса социально-культурных изменений.

Формирование культуры – явление многогранное. Оно решает широ­чайший круг задач – от приучения новорожденного к основам человеческо­го поведения и владения речью до формирования эстетического отношения к действительности и умения жить по законам красоты. Но сердцевину этого процесса составляет процесс формирования мировоззрения как совокупности философских, экономических, социально-политических, этических и других взглядов и представлений, выражающих общие сторо­ны явлений действительности и определяющих общий подход к их истол­кованию.

Важнейшей производной мировоззренческой позиции, детерминирующей гражданские качества личности, выступает политическая культура как синтез идейных убеждений, политических знаний и организаторских умений и навыков, которые обеспечивают возможность эффективно выпол­нять социально-политические функции.

Значимость политической культуры и настоятельная необходимость ее формирования с исключительной наглядностью проявилась в российском обществе в 90-е годы XX века, когда из-за недостатка этой культуры огромное число руководителей – от депутатов Государственной думы Федерального собрания до членов региональных, муниципальных и иных органов власти – оказались неспособными выполнять свои функции, до­пустили непоправимые ошибки, дискредитировали власть в глазах наро­да, не только не устранили, но и усугубили возникший в стране эконо­мический, политический и духовный кризис.

Политическая культура предполагает единство взглядов, убеждений и действий, а это, в свою очередь, детерминирует органичную взаимосвязь информационно-просветительного воздействия, обеспечивающего формиро­вание глубоких и осознанных политических знаний, с вовлечением людей в систему социально-культурной и социально-политической деятельности, в процессе которой знания преобразуются в убеждения, в нормы и принципы поведения. Исходя из этого, включение личности в мир политической культуры должно носить актуальный характер, удовлетворять требовани­ям системного подхода, учитывать специфику аналогичной деятельности других социальных институтов, способствовать проявлению и дальней­шему развитию политической активности разных групп населения.

Опыт работы передовых учреждений социально-культурной сферы опровергает бытующее мнение о том, что здесь нельзя реализовать систему знаний, что их информация носит фрагментарный характер, а восприятие аудиторией теоретических положений представляется неэффективным в силу того, что в условиях свободного времени невозможно добиться произвольного внимания.

Поведение людей во внерабочее время нельзя детерминировать чувством профессионального долга или служебной субординацией, но именно в свободное время проявляется особый эффект восприятия ин­формации, основанный на осознании того, что она никем не навязана, что это результат свободного, индивидуального выбора, главное в ко­тором –удовлетворение и дальнейшее развитие интересов и духов­ных потребностей личности.

Политическое просвещение средствами социально-культурной деятель­ности строится на органичном соединении информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, на использовании выразитель­ных средств литературы и искусства. Все эти факторы способствуют повышению качества информации, созданию психолого-пе­дагогических условий формирования в сознании людей четких представ­лений о закономерностях общественного развития.

Разносторонняя социально-культурная деятельность по формированию политической культуры личности дает основание сделать вывод, что в современных условиях, когда комплексный подход к организации ду­ховной жизни вышел за пределы собственно педагогической сферы и стал методологической основой культурной политики, она может и должна рассматриваться как неотъемлемая часть единой сис­темы развития культуры, эффективность которой находится в прямой зависимости от того, насколько:

органично она взаимосвязана с другими компонентами идейно-эмоционального воздействия на человека, сохраняя при этом не­повторимость специфических средств и методов прикладной культурологии;

дифференцировано, систематично и последовательно пропаганда социально-политических знаний дополняется включением личности в различные виды общественно-творческой деятельности, в процессе которой эти знания преобразуются в политические убеждения, в нормы и принципы повседневной деятельности;

эта работа дополняет, обновляет и углубляет знания, умения и навыки, приобретенные в ученических, студенческих и производственных коллективах, семье, общественных организациях; спо­собствует синтезированию и правильному пониманию фрагментарной информации, почерпнутой из различных источников массовой коммуника­ции;

она расширяет объективные возможности социального самоутверждения, стимулирует развитие общественно-политической и трудовой активности, помогает человеку осознать и проявить себя субъектом культуры и социального творчества.

Становление того или иного вида культуры всегда детерминировано определенным уровнем общественного развития, актуализируется осо­бенностями социально-куль­турной ситуации и диктуемыми ею требованиями. В современных условиях перехода к рыночным отношениям и экономике, основанной на многообразии видов собственности, принципиальное значение приобретает экономическая культура как совокупность знаний, умений и навыков в области теории и практики, позволяющих правильно оценивать экономические явления и процессы и эффективно осуществлять экономическую деятельность.

Условиями эффективного функционирования рыночного механизма в настоящее время являются: свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов и их ответствен­ность за итоги своей деятельности; свободное ценообразование, основывающееся на сбалансированности спроса и предложений; конку­ренция товаропроизводителей; минимальное прямое участие государства в хозяйственной деятельности; учет национальными производителями достижений и требований сложившейся системы мировой экономики. Но главным и непреложным условием, которое может обеспечить формиро­вание и функционирование цивилизованного рынка, внедрение менеджмента в разных областях производства и потребления, осуществление маркетинговой стратегии и реализацию принципов разумного хозяйствования во всех сферах жизнедеятельности, должна стать экономическая куль­тура каждого гражданина, каждого члена общества, независимо от то­го, руководит ли он предприятием, фирмой, учреждением, или потребляет товарные цен­ности.

Рынок – это не только свобода производственной и коммерческой деятельности в сочетании с рациональной налоговой системой, но и умение предпринимателей и потребителей экономически грамотно и психологически верно включиться в рыночные отношения. А это умение достигается начинающимся в детстве и длящимся практически всю жизнь постижением основ экономической культуры.

Методика экономического воспитания по сути идентична методике формирования любого другого вида культуры. Она включает в себя информа­ционно-просветительное воздействие, обеспечивающее раскрытие ос­новных категорий и принципов современной экономики, и систему вовлечения индивида в социально-экономическую практику, способствую­щую преобразованию экономических знаний в соответствующие убеждения. Однако сложность, многообразие и динамичность экономической жизни диктуют необходимость дифференцировать этот процесс, вычленить понятия, доступные пониманию детей и подростков; определить содержа­ние экономического всеобуча, которым должны быть охвачены все граж­дане страны; наконец, обосновать тот объем экономической теории и методики, который обязаны освоить лица, решающие проблемы экономики на профессиональном уровне.

Для Российской Федерации, строящей правовое государство, сегод­ня чрезвычайно важно преодолеть правовой нигилизм и правовую малограмотность большинства ее населения. Решение этой задачи связано с разработкой и принятием законодательных актов, которые детерминировали бы юридический базис социально-экономических реформ и защиту прав человека как высшей ценности общества. Но не менее важно привести образ жизни людей в соответствие с этими требования­ми, а это, в свою очередь, диктует необходимость сформировать в каждом гражданине правовую культуру как уровень правосознания и за­конопослушности, предопределяющий осознанность правовых отношений и эффективность реализации человеком своих гражданских прав и обязанностей.

Не менее актуальна и задача привития людям экологи­ческой культуры как совокупности знаний, умений и навыков, обус­лавливающих способность человека или социальной общности обеспечи­вать оптимальные отношения с природой, сохранение культурной среды и культурного наследия. С экологической культурой тесно переплетается такое комплексное понятие, как психологическая культура, которое включает в себя знания человека об основных факторах и законах развития его внутреннего мира, способах и приемах саморегуляции, лежащих в ос­нове психического здоровья личности.

В широком спектре отношений человека с природной и культурной средой существенное значение приобретает культура быта, т. е. уклад повседневной жизни, предопределенный нравственно-эстетическими и эколого-гигие­ническими принципами удов­летворения материальных потребностей (пища, одежда, жилище, под­держание здоровья) и потребностей в освоении духовных благ (обще­ние, информация, отдых, развлечение, физкультура, спорт и другие формы досуга). Однако особую, в полной мере исключительную роль в личности как субъекте культуры играет эстетическая культура, отражающая потребность и способность индивида строить труд, быт, досуг, деловые и межличностные отношения по законам красоты.

И наука, и социально-культурная практика свидетельствуют, что утверждение эстетического отношения к действительности прони­зывает всю человеческую жизнь. Оно не может быть ограничено рабочим, учебным или свободным временем, оно, наконец, не может быть преро­гативой только семьи, только учебного заведения, только трудового коллектива или иной сферы жизнедеятельности.

Характер эстетического воспитания наиболее адекватен принци­пам комплексного подхода ко всему делу воспитания, который, в свою очередь, диктует необходимость добиться единства действий всех общественных институтов в распространении конструктивного педаго­гического влияния на сферу труда, познания, общественно-политической жизни, быта и досуга людей.

С особой актуальностью сегодня встала проблема эстетического воспитания подрастающего поколения, и в первую очередь подростков, что обусловлено рядом объективных факторов, среди которых важную роль играет проявляющееся в последней трети XX века нарушение единства формирования различных компонентов личности.

Сегодня дети к 12 – 13 годам достигают основ физиологической зрелости, уже в 1-ом классе способны успешно осваивать обобщенные алгебраические понятия, однако общество не смогло еще выработать методы одновременного ускорения социального самоутверждения и, что особенно важно, нравственно-эстетического освоения мира.

Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, вку­сов, а также навыков эстетической деятельности детей происходит в семье, школе, учреждениях культуры, а значит, успех всего дела эстетического воспитания находится в прямой зависимости от единства действий всех этих социальных институтов, от способности каждого из них найти свое неповторимое место в единой системе воспитания. Однако в современной практике можно констатировать рассогласование деятельности семьи, школы и учреждений культуры в рамках внешколь­ного эстетического воспитания подростков и острую потребность преодолеть это противоречие.

Фундаментом внешкольного воспитания детей является школа, определяющая содержание и основные направления деятельности всех других звеньев внешкольного воспитания, в том числе и эстетического. Типичная ошибка многих теоретиков и особенно практиков социально-культурной деятельности состоит в том, что они подчас не видят этого фундамента, генетической связи учреждений культуры и школы, что сказывается на сужении сферы воспитательного влияния домов творчества юных, парков культуры и отдыха, театров, концертно-зрелищных учреждений, библиотек, кинотеатров, музеев, домов и дворцов культуры на учащуюся молодежь. В то же время многие педагоги не используют возможности дополнения школьных форм воспи­тания внешкольными, в первую очередь культурно-просветительными.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал