Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности сценарного творчества
Что нужно сделать для того, чтобы наше искусство было со- звучным и необходимым своей эпохе? Как найти тот кратчайший путь, который приведёт нас к сердцу и разуму современников? Эти вопросы всегда волновали и волнуют сценаристов, режиссёров, художников, тех, кому не безразлична судьба людей, для которых они создают свои произведения. Ответы на эти вопросы ищут те, у кого есть что сказать своим современникам, своим потомкам; те, кто не может не говорить о волнующих их проблемах, о том со- кровенном и наболевшем, что волнует многих; те, у кого есть чем поделиться с другими. И каждый ищет свой путь, свои тропинки к сердцам и разуму читателей, зрителей, аудитории. Но важно по- мнить о том, предостерегает нас известный режиссёр-практик, один из наиболее глубоких теоретиков режиссуры Г.А. Товстоногов, что «зритель сегодня становится интеллигентнее. И на него надо ра- ботать, на этого зрителя. Не на неуча, не на невежду, а на челове- ка, живущего чувством сопричастности всему, что происходит в мире. Время диктует новую формулу: сколько будет режиссеров- художников, столько будет и театров! То есть художественных орга- низмов, достойных этого имени» (66, 31). В связи с этим Г.А. Тов- стоногов обращает наше внимание на то, что сегодня сценическое искусство, основной целью которого является формирование ду- ховного мира современников, обязано быть не только человечным, но и умным. И если режиссёр в своём творчестве идёт верным путём, то он не должен бояться оказаться непонятым, так как к нему пришёл умный зритель. «Мы можем спорить с ним, расхо- диться во взглядах и вкусах, идти к признанию разными и неожи- данными дорогами. Но есть одна великая истина и великая загад- ка: все вкусы сходятся, все симпатии объединяются перед лицом большого искусства» (66, 17). Эти высказывания великого теат- рального режиссёра Г.А. Товстоногова сегодня особенно современ- ны. И несмотря на то, что не все разновидности современных те- атрализованных действ, в силу своей специфичности, требуют создания целостного художественного образа праздничного собы- тия, сценаристу, работая над созданием театрализованного пред- ставления или праздника, необходимо помнить об этом и стремить- ся в своих помыслах к высокому, прекрасному и великому. А для этого необходимо познать путь к великому искусству, выявить и понять закономерности художественного творчества. Однако что же такое искусство? Каковы его сущность и назна- чение? Исходя из толкований данного понятия такими известны- ми мыслителями, как Аристотель, Гегель, Белинский, Чернышев- ский и др., искусство - это прежде всего особая форма познания, осмысления, оценки и интерпретации окружающего мира. Соглас- но данной трактовке, главным смыслом искусства является вос- произведение тех или иных сторон окружающей нас действитель- ности, чтобы лучше понять их с целью постижения истины. Глав- ное отличие искусства от других сфер общественного познания и деятельности в том, что оно «удовлетворяет универсальной по- требности человека - восприятию окружающей действительнос- ти в развитых формах человеческой чувственности» (81, 118). Л.И. Новикова, сопоставляя искусство с другими видами эсте- тической практики, пришла к выводу, что значение искусства со- стоит, прежде всего, «в познании, интерпретации и эстетической оценке действительности путём её художественно-образного вос- произведения, в развитии на этой основе эстетических потребно- стей и способностей. Поэтому, как продукт искусства художествен- ное произведение имеет самостоятельную идейно-художествен- ную ценность» (43, 14). Таким образом, мы видим, что процесс творчества, с одной стороны, находится в прямой зависимости от социальной действительности, нарушение законов которой при- водит к невосполнимым потерям. С другой же стороны, в основе этого процесса находится субъект - художник, осуществляющий субъективный поиск. Поэтому искусство, как утверждал Г.А. Товстоногов - беско- нечный процесс и всегда поиск, движение. Создание очередного художественного произведения для художника, сценариста, режис- сёра это всегда открытие чего-то нового, до сих пор неизвестного, что удивляет и волнует не только самого художника, но и тех, для кого это предназначено, что заставляет думать, размышлять, де- лать выводы. Искусство—это творчество, а творчество- это всегда тайна, которая существует, но которую никто не может разгадать, так как это процесс сугубо личностный, индивидуальный. Вместе с тем, Л.А. Дмитриев в своей книге «Тайны творче- ства» изложил все законы драматургического творчества одной фразой: «Чтобы написать полноценное драматическое произведение, нужны свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, напряжённый конфликт, чёткая фабула, острый сюжет, яркие ха- рактеры, ёмкий диалог, чистота жанра, точная композиция, автор- ское кредо и художественный образ». И это не подлежит сомне- нию. Однако решить эти задачи не просто. По утверждению док- тора филологии, профессора РАТИ, академика и одного из осно- вателей Независимой академии эстетики и свободных искусств Марка Яковлевича Полякова, «художественное произведение - сложное эстетическое образование, состоящее из трех основных планов: 1) определенной материальной системы (звуков, слов, кра- П сок, в зависимости от рода искусства); 2) реализуемого этой сис- темой сложного содержательного (семантического) поля; 3) идей- но-эмоциональной системы (т.е. цепи идей, порождающих опре- деленную надтекстовую «модель жизни»)» (50, 62). И все эти три основных пласта эстетической информации, по его мнению, и тво- рят единство объективного и субъективного, сливаясь в органи- ческую целостность конкретного художественного произведения. В теории искусства творческий процесс делится на три этапа: — познание и творческая переработка впечатлений и знаний действительности; - возникновение художественного замысла; - реализация замысла, его воплощение в произведение искус- ства; Все эти этапы составляют творческий процесс создания сце- нариев различных театрализованных представлений и массовых праздников, так как сценарное творчество, как и творчество ху- дожника любого направления, представляет собой специфический тип художественного мышления. Художественный тип мышления определяют следующие ка- чества: - мировоззрение, мироощущение, мировосприятие; — художественные способности; — природная одарённость с её чувственно-эстетическим вос- приятием мира. Быть творческой личностью — значит иметь определённые ду- ховные данные, особую, эмоциональную восприимчивость, наблю- дательность, воображение, фантазию. Истинный художник от дру- гих людей отличается, прежде всего, умением видеть. Видеть то, чего не замечают другие, уметь из каждой ситуации выносить са- мое существенное, её зерно, её атмосферу. «Не все люди внима- тельны к цвету, хотя все окружающее нас имеет цвет; не все вни- мательны к звуку, хотя каждый окружен звуками; не все внима- тельны и к слову, хотя все пользуются им; не все интересуются действием, хотя не существует бездействующих. Для потребителя «материал искусства» сам по себе никакой цены не представляет - на то он и материал. Его ценит и изучает специалист, потому что 12 он ему нужен - из него он создает то, что может быть оценено и другими» (27, 287). Истинный художник воспринимает и оцени- вает окружающий его мир по-своему, видит в частных явлениях общечеловеческий смысл. Так, по Р. Гамзатову, «в одной капле дождя спит потоп», по О. Хайяму - «в зерне — вся жатва», по деви- зу на шекспировском театре «Глобус» - «весь мир играет коме- дию...» Такое уменье видеть обусловлено соответствующей потреб- ностью и надлежащей вооружённостью, а единый зародыш того и другого называют способностями, дарованием, талантом» (27, 550), - утверждает П.М. Ершов в своей книге «Искусство толкования», рассуждая о режиссёрском творчестве. Вместе с тем, возможность реализации дарования определяет лишь труд, так как способности, не помноженные на труд, бес- плодны. Итолько труд даёт общественную ценность любому при- родному дарованию. Поэтому не нужно надеяться на пословицу, которая гласит о том, что поэтами родятся. Она верна лишь отчас- ти, так как человек, родившийся поэтом, ещё должен им стать. А это немыслимо без упорного каждодневного труда. Поэтому бу- дущему сценаристу необходимо воспитать в себе потребность постоянной работы над собой. И лишь когда читать, наблюдать, анализировать, сочинять станет для него обычным занятием, жиз- ненной необходимостью, а сознание и сердце ежеминутно будут радоваться познанному, увиденному и придуманному им, резуль- тат не заставит себя долго ждать. При этом нужно помнить, что художественное произведение представляет собой сложное эсте- тическое идейно-художественное явление. И понять, что перед нами художественное произведение, - это, прежде всего, значит понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице. Рассматривая драму в системе художественной коммуникации, член Союза писателей и Союза театральных деятелей М.Я. Поля- ков говорит о том, что «система взаимоотношений между художе- ственным произведением и действительностью мотивирована субъективной позицией писателя и внутренними законами худо- жественного творчества....Произведение как некий идейно-худо- жественный комплекс, как сообщение, осуществленное при по- средстве языкового материала, во-первых, охватывает определен- ные явления действительности (объективный момент) и, во-вто- рых, выражает отношение к ней писателя (субъективный момент)» (50, 61). Поэтому рассуждая об искусстве театра, К.С. Станислав- ский, утверждал, что театр, отражая жизнь, не механически копи- рует её, а даёт художественный синтез жизненных процессов и явлений. Однако чтобы это произошло, «у художника должна быть собственная позиция, своя точка зрения, но всегда социально зна- чимая, философская, этическая, эстетическая, глубина которой рождена его идейностью. Поэтому надо видеть мир с высоты со- циально-этического идеала. Вот высота, с которой художник смот- рит на явления действительности. Чем значительнее этот идеал, тем большее общечеловеческое значение приобретает творчество художника» (54, 59). Таким образом, мы видим, что истинный художник должен иметь нравственное здоровье и отзывчивое сердце, так как истин- ное искусство возникает лишь на прочной основе нравственных этических убеждений и ценностей. Его цель - утверждение доб- ра, утверждение гуманизма. В своё время Лев Толстой писал: «Люди, мало чуткие к искусству, думают, что художественное про- изведение составляет одно целое, потому что все построено на одной завязке или описывается жизнь одного человека. Это не- справедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдате- лю: цемент, который связывает всякое художественное произведе- ние в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нрав- ственного отношения автора к предмету» (67, 18). Продолжая мысль Льва Николаевича Толстого, Марк Яковле- вич Поляков утверждает, что смысл художественного произведе- ния в отношении автора к изображаемым им явлениям действи- тельности. И доказывает эту мысль на примере пьесы М. Булгако- ва «Бег», где мы находим не только изображение хода конкретных событий, личных судеб персонажей, но и особое понимание того, что лежит за пределами конкретных ситуаций драмы. «В основе идейно-эмоциональной субструктуры драмы лежит грандиозная метафора» (50, 60). Таким образом, в искусстве нравственные принципы творчес- кой личности неотделимы от профессионального мастерства. И.С. Тургенев, в письме к Л.Н. Толстому писал: «Всякому человеку следует, не переставая быть человеком, быть специалистом; спе- циализм исключает дилетантизм... а дилетантом быть - значит быть бессильным». Константин Сергеевич Станиславский не признавал профес- сионального воспитания артиста вне его этического воспитания. Поэтому душу его «системы» составляет учение об артистичес- кой этике. Большое внимание этике в творчестве актёра и режис- сёра уделял А. Д. Попов. Для него этика приобретает значение «не- обходимейшей гигиены творческого процесса». В связи с этим целью современной театральной педагогики является «воспита- ние художника, для которого искусство не только профессия и мастерство, но и его гражданское служение, его нравственный долг» (54, 54). Следовательно, быть сценаристом — значит быть не просто творческой личностью, а быть художником-гражданином, чётко определившим для себя сверх-сверхзадачу своего творчества, ко- торая вбирает в себя и жизненную цель, и мировоззрение, и ду- ховное содержание, и понимание своей общественной миссии. Именно сверх-сверхзадача сценариста и поможет автору выйти за пределы чувственного и интуитивного творчества и потребует его осмысления с философских и гражданских позиций, а также оп- ределит тот свет идеи, который проявится в сценарно-режиссёрс- ком замысле разрабатываемого праздничного действа. Необходи- мо стремиться, чтобы сценарий театрализованного действа, как и художественная ткань любого произведения искусства, представлял собой целостность, подобную живому организму. Однако для этого нужна не просто «техника», а, если можно так сказать, нужен «весь» художник. И здесь уместно напомнить утверждение великого ре- жиссёра-педагога Константина Сергеевича Станиславского: «Каж- дый шаг, каждое движение во время творчества должны быть ожив- лены и оправданы нашим чувством. Всё, что не пережито..., остаёт- ся мёртвым» (59, 259). Вот, например, что писал Я.И. Полонский о том, что такое доводить форму лирического стихотворения до воз- можного для нее изящества: «Это, поверьте, не что иное, как отде- лывать и доводить до возможного в человеческой природе изяще- ства свое собственное, то или иное, чувство... Трудиться над стихом для поэта — то же, что трудиться над душою своей». Создание художественного произведения вбирает в себя не только труд над осмыслением окружающей и собственной жизни автора, труд над построением произведения, но и труд над «ду- шою своей». И когда для художника это не три разных вида дея- тельности, а единый творческий процесс, тогда жизнь, содержа- щаяся внутри созданного произведения, как малая вселенная, бу- дет отражать и проявлять в себе вселенную, полноту человечес- кой жизни, всю целостность бытия. Такое произведение становится «ничем не заменимой формой приобщения к этому большому миру воспитания подлинной человечности, формирования целостной, всесторонне развитой личности» (79). Всё это можно смело отнести и к творчеству сценариста теат- рализованных представлений и праздников, конечным продуктом творческой деятельности которого является создание такой дра- матургии праздничного действа, которая в момент её сценическо- го воплощения создаст особый художественный мир празднуемо- го события. Мир, близкий и интересный конкретной аудитории, создающий все условия для её непринуждённого общения. Мир неповторимой творческой атмосферы, вовлекающий всех собрав- шихся в происходящее, превращая зрителей в активных участников праздничного действа. Мир, вызывающий глубокое эмоциональное впечатление, связанное с конкретным праздничным событием. Мир, который вбирает в себя художественно организованное, педагоги- чески спрограммированное массовое действо, представляющее со- бой особое, чрезвычайно сложное явление искусства. Таким образом, сценарное творчество, помимо особых при- родных данных, требует от сценариста наличия интеллекта, высо- кой культуры, жизненного опыта, развитой фантазии, владения сложным искусством композиции, способности мыслить образа- ми. И, главное — умение подчинять все части сценического произ- ведения единому идейно-художественному решению, которое воз- никло в соответствии с авторским видением поднимаемой про- блемы и согласуется с неким единством в его душе, в окружаю- щих его людях, в мире. Однако чтобы это произошло, чтобы творческий процесс по созданию сценариев театрализованных представлений имел каче- ственный результат, необходимо познать закономерности художе- ственного творчества, разобраться в особенностях и требованиях к драматургии театрализованных действ. Сценарист, прежде все- го, должен: - изучить законы классической драматургии; - выявить разновидности и особенности драматургии театра- лизованных представлений и праздников; - изучить виды и характер сценарного материала и средств выразительности разножанровых театрализованных действ; - познать «технологию» работы над сценариями; — уметь найти и сформулировать тему, выявить проблему, оп- ределить сверхзадачу и авторскую концепцию будущего сценария театрализованного действа; - познать суть и этапы создания сценарно-режиссёрского за- мысла театрализованного представления; - понять сущность сценарно-режиссёрского хода; - знать принципы отбора сценарного материала; - понять принципы выстраивания конфликта в сценариях те- атрализованных представлений и праздников; - овладеть законами композиции; - изучить и освоить приёмы монтажа эпизодов; - освоить приёмы драматургизации документального, местного материала; - уметь органически вводить художественный материал в ткань будущего сценария; - научиться подчинять смысл и задачу отдельного номера сверхзадаче всего сценария в целом; - постичь принципы соотношения номеров различных жан- ров со сценами из драматических или музыкальных спектаклей; - научиться из разрозненных кусков сценарного материала собирать единое целое, совмещая порой несовместимое, сталки- вая различные, порой противополо^ — научиться мыслить не только плавно развивающимся непре- рывным действием, но и последовательностью отдельных, само- стоятельных кусков, номеров, складывая, соединяя их в единую динамически развивающуюся монтажную структуру; — научиться находить яркую форму выражения документаль- ному факту, историческому событию; — научиться выражать свою мысль ярким и ясным зрительным образом; - уметь осуществить литературную запись сценария и т.д. Вместе с тем, до конца постичь творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников, на наш взгляд, можно только посредством личных проб и ошибок в ходе самостоятельного творческого процесса работы над сценариями различных театрализованных программ. И несмотря на то, что всегда этот процесс будет проходить по-разному, всякий раз сце- нарист будет открывать для себя какие-то новые истины и приоб- ретать определённый навык в конкретных этапах и нюансах этого сложного, загадочного и вместе с тем интересного дела. Станов- ление, совершенствование сценариста происходит с каждым твор- ческим процессом. И если ты пытаешься овладеть искусством театрализованных представлений и праздников, то овладевай им до конца. Вопросы для самопроверки: 1. Каковы сущность и назначение искусства? 2. Назовите личностные качества, определяющие художественный тип мышления. 3. Назовите основные этапы творческого процесса. 4. Каковы особенности сценарного творчества? 5. Перечислите требования к художественному произведению. 6. Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать сце- нарист? 7. Назовите основные составляющие сценарной культуры режис- сёра театрализованных представлений и праздников. Литература: 1. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. - Л.: ЛГИК, 1977. 2. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. - Л.: ЛГИК, 1972. 3. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие для ре- дакторов и методистов НМЦ. - М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989. 4. Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, ас- пирантов и студентов вузов культуры и искусств. -Краснодар: Изд. КГУ- КИ, 2004. - 408 с. 5. Скляр И.Г. Эстетика сценического творчества актёра: Моногра- фия. - М.: МГУКИ, 2004. - 101с. 6. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М., 1988.
|