Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Атрализованных представлений имеет определённое различие
от театральной драматургии. Так, экспозиция, которая в дра- матургическом произведении обычно следует на протяжении все- го произведения, здесь чаще всего заменяется прологом, который заканчивается с появлением завязки. Пролог в сценариях театра- лизованных представлений, по существу, выполняет те же функ- ции, что и экспозиция в пьесе: вводит в тему; в предлагаемые об- стоятельства, в атмосферу праздничного действа, посвящает в ус- ловия игры, интригует и заинтересовывает аудиторию предстоя- ^WM действием. Далее, за прологом, следует завязка действия. Она происхо- Ит> как и в драматургии театральной, с появлением противодей- 'ия, какого-то события, которое нарушило существующее рав- Весие, согласие, некое бытие или жизненное явление. Завязка в енаРной драматургии так же, как и в драматургии театральной, является началом конфликта или началом развития мысли автора. Развитие действия в сценариях театрализованных форм выстра- ивается посредством следующих друг за другом драматургичес- ки завершенных эпизодов. «Тематические эпизоды являются пло- тью, «телом» представления. Каждый такой эпизод состоит из отдельных номеров. Номер в массовом представлении соответству- ет понятию «явление» в классической драме, а иногда даже вы- полняет функции отдельной реплики, фразы», поясняет А.Д. Си- лин, Эпизоды имеют ту же композиционную структуру, что и весь сценарий. Лишь иногда в эпизоде может отсутствовать про- лог, так как им может явиться финал предыдущего эпизода или «мостик», который зачастую соединяет эпизоды в сценарий теат- рализованного действа. И наоборот, иногда в эпизоде может от- сутствовать финал, им может выступать пролог следующего эпи- зода или «мостик», соединяющий данный эпизод со следующим. Следуя друг за другом, эпизоды способствуют раскрытию общей темы, утверждению идеи и достижению педагогической цели те- атрализованного представления. Это происходит потому, что каж- дый эпизод сценария: - раскрывает определённую тему, которая является составля- ющей общей темы сценария; - несёт в себе мысль, которая способствует развитию основ- ной мысли театрализованного представления; - содержит педагогическую цель, которая способствует дос- тижению общей цели сценария. Каждый из эпизодов основного действия имеет свою внут- реннюю композицию, законченное драматургическое построе- ние, через которое «красной нитью» проходит авторская мысль. Кстати, такое развитие действия было характерно и для режис- суры Мейерхольда. «Плавному движению событий он предпо- читал монтажные куски, «динамические сгустки». Даже «Лес» Островского, построенный по всем свойственным этому драма- тургу композиционным принципам, режиссер раздробил на эпи- зоды. Мейерхольду не нужна иллюзия зрителя, будто бы он ви- дит кусок жизни. Наоборот, его идеал - обнаженная театраль- ность» (45, 126). Логика развития основного действия не требует обязательной хронологической последовательности эпизодов; возможны наплы- вы, ретроспекция, но вот постепенность нарастания ритма основ- ного действия обязательна. Нельзя строить действие от эмоцио- нально более сильных эпизодов к слабым. Оно должно развивать- ся по нарастающей линии от пролога, через цепь эпизодов к куль- минации и финалу. Помочь в этом должен сценарный ход, или прием, цементирующий действие в его логическом развитии, оп- ределяющий степень эмоционального воздействия каждого эпи- зода. Драматургический ход — это способ интеграции докумен- тально-художественного материала путем его образного переос- мысления под углом определенной темы. Вместе с тем, сценарно- режиссёрский ход, согласно толкованию Олега Ивановича Марко- ва, есть «смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композици- онные приёмы и образно-пластическое решение» (39, 51). Таким образом, сценарно-ремсиссёрский ход выступает как художе- ственная идея сценария. И это один из самых существенных при- знаков драматургического хода, придающего сценарию художе- ственную целостность. Согласно Л. Рахлису, характерным призна- ком драматургического хода является «наличие двух противопо- ложных начал, или конфликтной ситуации». Следовательно, дра-
|