Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предварительные замечания. Программа составлена на основе имеющихся программ и вопросников по отдельным разделам темы Традиционная народная духовная культура






Программа составлена на основе имеющихся программ и вопросников по отдельным разделам темы " Традиционная народная духовная культура", этнографической и лингвистической литературы, опыта полевой работы диалектологов и этнографов.

Программа-вопросник рассчитана: 1) на сбор лексического материала для " Лексического атласа русских народных говоров"; 2) на более широкий сбор лингвистического и этнолингвистического материала по духовной культуре народа в целях фиксации и сохранения того, что неотвратимо и быстро уходит из народного быта и языка.

Рабочая тетрадь, в которую делаются записи непосредственно во время беседы с информантом, является научным источником, поэтому должна быть пригодной для дальнейшего пользования: записи должны быть разборчивыми, иметь полную информацию, включая сведения о населенном пункте и информантах.

Расшифрованные магнитофонные записи оформляются по той же системе.

Желательно, чтобы расписывание тетрадей и магнитофонных лент проводилось непосредственно на месте полевой работы.

Программа рассчитана частью на прямую постановку вопроса информанту (например: " Как у вас называют невесту в день венчания? " или " Что значит слово 'тризна'"), но большая часть вопросов является ориентиром для собирателя, указывает понятие, раскрыть которое в определенном лингвистическом и фольклорном материале нужно во время беседы. Тип беседы, форма прямых и наводящих вопросов определяется собирателем. Понятия, образы, лексические средства, связанные с темой традиционной народной культуры, во многом уже вышли из употребления. Поэтому успех работы во многом зависит от собирателя, от умения повести беседу, иногда что-то подсказать, навести собеседника на мысль. В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы собиратель достаточно свободно владел мате­риалом темы. Поскольку в качестве собирателей может выступать широкий круг лиц, включая студентов, школьных учителей, местных краеведов и т.д., не всегда имеющих специальную подготовку, приводим перечень книг и статей, знакомство с которыми поможет собирателю ориенитироваться в материале. См. список литературы.

Номера, отмеченные в Программе знаком х (х Л 5 251), соотносятся с разделом " Семья, семейные отношения" (раздел 4).

 

 

ЛИТЕРАТУР А

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. I—III. M. 1865—1869.

2.Зеленин Д.К. Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии.// Сборник музея антропологии и этнографии. Л., 1930. Т. 9, вып. 2.

3.Легенды, предания, бывальщины./ Сост. Н.А.Криничная. М., 1989.

4.Максимов СВ. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903; М., 1989.

5.Мифологические рассказы русского населения Восточной Си бири./ Сост. В.П.Зиновьев. Новосибирск, 1987.

6.Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

7.Померанцева Э.В. Межэтническая общность поверий и быличек о полуднице.//Славянский и балканский фольклор. М., 1978.

8.Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1960.

9.Потебня А.А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий.// Чтение в Московском Общ-ве истории и древностей российских. М., 1863. Кн. 1—3.

10.Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.

11.Сумцов Н.Ф. Культурные переживания. Киев, 1890.

12.Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX—нач. XX века. М.; Л., 1957.

13.Толстые Н.И. и СМ. О целесообразности применения некоторых лингвистических понятий к описанию славянской культуры, // Вторичные моделирующие системы. Тарту: ТГУ, 1979.

14.Черепанова О.А. Мифологическая лексика русского Севера. Л.: ЛГУ, 1983.

15. Черепанова О.А. Шуликуны: образ и слово.// Севернорусские говоры. Вып. 4. Л.: ЛГУ, 1985.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал