Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень учебных дисциплин, усвоение которых необходимо






Для изучения данной учебной дисциплины

 

№ п.п. Название дисциплины Раздел, темы
1. Специализированный модуль «Логика» изучается после интегрированного модуля «Философия» Предмет, задачи и практическое значение логики. Понятие и его роль в мыслительном процессе. Логический анализ простых суждений. Сложные суждения и их классификация. Логика вопросов и ответов. Основные законы формальной логики. Понятие логической культуры. Умозаключение как форма мысли. Простые и сложные дедуктивные выводы и их разновидности. Недедуктивные выводы: индукция и аналогия. Методы научной индукции. Диалог и аргументация

 

Содержание учебной дисциплины

Название тем лекционных занятий, их содержание

№ тем Наименование разделов, тем Содержание тем
Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
1. Предмет и задачи интегрированного курса «Философия» с «Основами психологии и педагогики» Понятие мировоззрения. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения. Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем. Философские категории и универсалии культуры. Рефлексивность и критичность как фундаментальные характеристики философии. Творческий характер философского мышления. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. Психология как наука. Место психологии в системе наук и ее структура. Житейские и научные психологические знания. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Сознание, предсознательное и бессознательное психическое. Психика и деятельность. Психологическая наука и психологическая практика. Актуальность наук о человеке и образовании. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений. Цели изучения курса «Основы педагогики». Педагогическая компетентность студента как результат психолого-педагогической подготовки студентов в учреждении высшего образования, обеспечивающий сформированность социально-личностных компетенций выпускника. Значимость педагогических компетенций специалиста для решения личностных и социально-профессиональных задач
2. Человек как объект междисциплинарного познания Человек как объект религиозно-мифологического, философского и научного познания. Многомерность феномена человека. Образы человека в истории философии и культуры. Проблема синтетического (научно-философского) подхода к анализу человека. Тело, душа и дух как субстанциональные характеристики человека. Понятие о психике. Психика как субъективное отражение объективного мира. Психика и сознание. Проблема биологического, социального и духовного в природе человека. Сознание и деятельность. Психолого-педагогические аспекты познания человека. Современные психолого-педагогические практики изучения человеческого поведения
3. Образование как социокультурный феномен История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике. Методология педагогики. Основные методологические принципы. Методы и виды педагогических исследований. Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры. Возрастание роли личности в социально-экономических преобразованиях. Образование как важнейшее средство развития человеческого капитала. Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования. Образование как педагогический процесс. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования. Компетентностный подход в образовании. Деятельностный тип содержания обучения как механизм эффективного развития личности
4. Философия Древнего Мира Становление философии в культурах древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическое направление в классической античной философии. Сократ, Платон, Аристотель. Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
5. Философия Средних веков и эпохи Возрождения Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Августин). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Философия Фомы Аквинского. Возникновение и развитие университетского образования в Европе. Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Развитие гелиоцентрической модели Вселенной
6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические программы в философии XVI-XVII вв. Философская мысль эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума. Концепции «естественных прав» человека и «общественного договора». Основные идеи материалистической философии XVIII в. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Критическая философия И.Канта. Диалектическая философия Г.Гегеля. Истоки и основные черты философии К.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма. Формирование классической науки и становление научной картины мира. Секуляризация образования
7. Становление и основные направления неклассической философии Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Аналитическая философия. Философия экзистенциализма, ее основные темы. Феноменология. Религиозная философия, ее основные направления. Философская герменевтика как методология гуманитарного познания. Философия постмодернизма. Философия психоанализа
Раздел II.Основные проблемысовременной психологии и педагогики
8. Психология личности Понятие о личности в психологии. Содержание и соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Биологическое, социальное и духовное в личности человека. Структура личности. Современные психологические концепции личности. Самосознание личности и его основные компоненты: образ «Я», самооценка, уровень притязаний, ожидаемая оценка личности группой. Темперамент. Происхождение понятия «темперамент». Темперамент и свойства нервной системы. Свойства и типы темперамента. Типология темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Характер. Характерология и теория черт. Формирование характера. Строение тела и характер. Акцентуации характера. Типы акцентуаций. Способности. Понятие способности. Происхождение способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Одаренность. Талант. Гениальность
9. Биологические и психологические подструктуры личности Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции. Структура приема и обработки информации. Ощущение, восприятие и представления. Виды ощущений. Чувствительность и ее развитие. Адаптация. Общая характеристика восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность, избирательность, апперцепция. Виды восприятия. Индивидуальные различия восприятий. Понятие о внимании. Функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Процессы памяти. Виды памяти. Механизмы развития и тренировки памяти. Сущность и определение мышления. Основные стадии и формы мышления. Мыслительные операции. Типы и виды мышления. Важнейшие качества мышления. Понятие о представлении. Функции представления и их сущность. Виды представлений и их основные особенности. Понятие о воображении и его виды. Формы проявления воображения. Психологический характер процессов воображения. Функции воображения. Воображение и мышление. Воображение и творчество. Понятие о речи и языке. Речь как средство общения. Речь как средство мышления. Основные функции и качества речи. Развитие речи. Виды речи и их основные характеристики. Взаимосвязь и особенности письменной и устной речи
10. Социальное поведение личности Общение и коммуникация. Интеракции, межличностное познание и взаимодействие, социальная перцепция. Специфика коммуникации в человеческом общении. Межличностные отношения. Статус и ролевые отношения. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение. Конфликты в межличностных отношениях. Классификация и причины возникновения конфликтов. Конфликтное взаимодействие. Управление конфликтами. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы. Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации
11. Общие основы педагогики История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике. Методология педагогики. Основные методологические принципы. Методы и виды педагогических исследований. Дидактика как теория обучения. Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры. Возрастание роли личности в социально-экономических преобразованиях. Образование как важнейшее средство развития человеческого капитала. Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования. Образование как педагогический процесс. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования. Компетентностный подход в образовании. Деятельностный тип содержания обучения как механизм эффективного развития личности
12. Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней. Анализ состояния современной системы образования Республики Беларусь. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования на всех уровнях (дошкольного образования, общего среднего образования, профессионально-технического, среднего специального образования, высшего, послевузовского и дополнительного образования). Диалектика традиций и инноваций в образовании. Направления совершенствования системы высшего образования в Республике Беларусь
13. Развитие, воспитание и социализация личности Объективные и субъективные факторы развития личности. Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Организация развивающей образовательной среды. Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия. Воспитание как социальное явление, реализующее функцию подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в современном обществе. Воспитание как целенаправленная педагогическая деятельность по созданию специальных условий формирования у личности определенных психических и личностных качеств. Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания. Воспитанность и воспитуемость. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатели эффективности воспитания личности. Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приемы. Общение как ведущий фактор развития личности. Функции, средства и виды общения. Основные характеристики эффективного общения. Техники продуктивного общения. Деструктивное общение личности. Факторы, дезорганизующие общение. Игра как средство развития личности. Признаки игры, ее функции. Классификации игр. Условия их использования в семейной, образовательной и профессиональной сферах. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Факторы социализации; социализированность и воспитанность. Издержки социализации. Группа в социальном пространстве. Условия создания благоприятной атмосферы в группе. Признаки и функции коллектива, методика его формирования. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Типы и виды семей, особенности их влияния на воспитание детей. Педагогическая культура родителей. Модели семейных взаимоотношений. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества. Пути, средства и условия успешного воспитания в современной семье. Правовые основы семейного воспитания
Раздел III.Основные разделы и проблемы современной философии
14. Онтология. Философия бытия Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика. Пространственно-временная организация бытия. Специфика социально-исторического пространства и времени. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества
15. Аксиология и философская антропология Аксиология – учение о ценностях. Неокантианские аксиологические концепции. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о человеке. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования. Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии. Деятельность как сущностная характеристика человека. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание. Акмеологические основы самосовершенствования личности. Самообразование и его роль в самосовершенствовании личности
16. Гносеология. Философия познания Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Феномен релятивизма. Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Факт как форма научного знания. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза. Природа научной революции. Научные революции и смена типов рациональности. Научное и вненаучное знание. Творческая свобода и социальная ответственность ученого
17. Социальная философия Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, ее роль в жизни общества. Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Концепция ненасилия и социальные реформы. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества. Человек в системе общественных отношений. Феномен общества потребления. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества. Философские основы психолого-педагогической культуры. Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества
18. Социальная подструктура и направленность личности Психологические аспекты социализации личности. Механизмы социализации: имитация, копирование, подражание, идентификация и др. Стадии социализации личности. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль. Просоциальное и асоциальное поведение. Жизненный путь личности. Периодизация жизненных циклов. Самоактуализация. Психосоциальная адаптация личности. Понятие потребности. Классификация потребностей. Трансформация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей. Реализация потребностей. Мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание. Мотивационный процесс. Полимотивированность. Механизмы формирования мотивации. Мотивация и эффективность деятельности. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Я-концепция личности. Модули психологической защиты
19. Нанобиоинфокогнитивные технологии и образ постчеловека Технологии индустриального и постиндустриального обществ. Понятие и определение «высоких технологий». Нанотехнологии, особенности их возникновения и развития. Современные биотехнологии и сферы их практического применения. Информационно-компьютерные технологии как инструмент конструирования новой виртуальной реальности. Проблема искусственного интеллекта. Когнитивные технологии как инструмент развития человеческого потенциала. Понятие «постчеловека» и «постчеловечности». Роль «высоких технологий» в трансформации тела, сознания и поведения современного человека. Социальные и гуманитарные проблемы использования «высоких технологий» в современном мире
Раздел IV.Практическое значение философско-психологического образования в подготовке национально-технической интеллигенции и инновационном развитии белорусского общества
20. Национальное самосознание и философия Беларусив контексте глобализации и диалога культур Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К.Лыщинский). Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в. Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях. Восточнославянские народы между Западом и Востоком. Синтез восточной и западной культур как возможная основа формирования новой духовности. Беларусь на рубеже Западной и Восточной цивилизаций. Проблема диалога культур и исторического самоопределения Беларуси в контексте глобализирующегося мира
21. Проблема личности в техно-информационной цивилизации Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации. Научное и техническое знание. Индустриальная и постиндустриальная цивилизации. Социотехнологические революции. Информационная революция в становлении технико-информационной цивилизации. Техноструктура XXI в. и место в ней человека. Виртуализация человеческого бытия и коммуникации. Современный человек в мире «высоких технологий». Перспективы развития «высоких технологий» в Республике Беларусь. Роль информационно-технологического образования в подготовке современных инженерно-технических кадров

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал