Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенство СВ. Антония и слава на небе 5 страница






(111) Вопрос. Но у нас не касается веры эта речь о звездах. Мы вопрошаем о обычной жизни, и о событиях, которые от звезд происходят, а также о устройстве тела. Так, рождающиеся под Овном, имеют рыжие волосы; они веселы и мудры в деле, ибо овен владычен; они кроткие и богатые, потому что и овен без ущерба отдает шерсть - его природа опять одевает. А те, кто рождается под Тельцом, те трудятся и страдают, ибо телец под ярмом. Те, кто под Скорпионом — ядовиты ради подобия скорпиону. Тот, кто под Весами, — правдив, ибо наши весы правдивы.

Ответ. Увы языческому безумию! Они болтают, что у неба двенадцать частей, по которым солнце, проходя, начинает знамения весны (т.е. года). Весы, телец, скорпион — каждый из них является одним из двенадцати членов части неба, которая называется Зодийским кругом. И как от их движения можно называть чины людей, что поведение человека зависит от блеющего? Кроток овен не потому, что с таким обычным поведением создана та часть неба, но потому что Творец уделил овце такую природу. И тщетно наше существование ставить в зависимость от звезд. Если от животных небо переняло их обычное поведение, то и само небо покорно власти мерзостных: небо покорно звездам, а они — животным. И покорность тогда полная, так как во все дни сдвигаются со­звездия. А всегда меняют свое место звезды, кото­рые называются блуждающими (планетами). И они быстро обгоняют друг друга, ибо созвездия более медленно проходят свой круговой путь, и за то же время много раз видят друг друга и заходят. А если из их природы благое и дурное, то это хула на Твор­ца: что злое, от вас происходящее, уже вознесено [к звездам]. И если человек зол по своей воле, то причем воля животных, ничем не сдерживаемая и сама по себе властная, живущая устремлением. Так что принадлежит неистовству и последнему безу­мию хулить Творца, и лгать на неодушевленные вещи. И как, если все родившиеся под знаком овна рыжие, радостные, кроткие и богатые, мы видели многих рыжих, но слепых, не богатых, не кротких, но резких, убогих, скверных, в рубище одетых, ко­торые переходят от двери к двери ради дневного пропитания? И как тогда и лысые, и курчавые, и слепые имеют противоположное: богатство без не­достатка и тихую жизнь? Если те, кто не часто схо­дятся с супругами, много раз в дни и ночи цар­ских рождений зачинают, почему не во все дни рождаются цари? Никогда ни один из царей не мог получить царство внезапно благодаря рождению под звездой, к которой женщина приобщила свое­го сына, никто не приобретает так царства. Озия Царь родил Ионафана царя, Ионафан — Ахаза, Ахаз — Езекию, он — Манасию, Амоса, Иосию, Иоахаса. Каждый царь —царя. И никто из них не был причастен часу рождения рабов? Если добрые и злые дела начинаются не от нас, не нашим действием, но понуждаемы рождением, то почему законодатели устанавливают, что по воле, а что не по воле. И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд. Если они настаивают на том, чтобы привести реальные исторические события, то посмотрим на перемену реальных событий. Ибо прежде пришествия Божия во плоти, все страны бесновались вокруг кумиров, и повсюду было полно нечестия. А когда Бог вышел на проповедь Евангельскую, то была перемена к благочестию, заблуждение было попрано, а делание добра стало почитаться. При этом лицо звездного неба осталось тем же самым, когда многие обратились из эллинов-язычников из иудеев и других людей из многих стран и " обещались Христу". И где те, кто прежде принуждал молиться звездам как кумирам? Думают ли они утаиться? Они приходят к благочестию; хотя не было ни успокоения, ни перемены лица звездного неба. И они не по чужой воле, не от случая или понуждения делание добра или зла имеют в житии, или выбирают — но каждый по своей воле по своей власти приходят к тому, что изречено. Это весьма ясно указует великий Исайя, который яв­ным образом восклицает от лица Бога: " Если желаете и послушаете Меня, то будете есть блага земли. А если не хотите и не послушаете Меня, то вас пожрет меч". Это сказали уста Господа. А Сам Господь в Евангелиях богоглаголиво сказал: «Иеруса­лим, Иерусалим, избивающий пророков и камня­ми побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать вас как птица собирает птен­цов своих под крылья, и вы не захотел!» Так что воля каждого возносит доброе и злое; а не необхо­димость или случай, или расположение звезд. Не были бы поставлены нам в вину наши согреше­ния, если бы мы поступали так или иначе по при­чине звездного искусства.

(112) Вопрос. Если звезды никак не облагодатствуют и не портят людей, то почему Евангелия говорят о " месячных" (лунатиках), которые бес­нуются, изрыгают пену и терзают себя?

Ответ. С новой луной они беснуются, все го­ворят, по известному многим пониманию. Оно не поместилось в нашей речи выше. Поскольку луне, солнцу, и звездам суемысленные воздавали почи­тание, то Господь, желая отвести их от этой тщет­ной славы звездам, указует на некоторых, как они погано беснуются при луне, чтобы убоялись ей мо­литься, и отступили от суемысленной веры. Све­тила не приносят человеку вреда, ибо их создал из всех художников Художник — Христос. Но нечис­тый дух глядит за луной тем или иным образом и подходит и нападает на некоторых, истязая неутвердившихся и слабых людей. Много раз мы ви­дим пса, который [ночью] исподтишка нападает на Нас, и мы не говорим, что луна виновата в укусе, что она наводит пса. Много раз раб, когда луна Полная и светит, встает и убегает, имея ее свет в помощь быстрому бегству. И мы злоумно сделаем еще луну и виновником блуда, ибо блудники много раз, боясь ночной тьмы, вынуждены спать дома, когда луна озаряет ночь, то они быстро по земле на четвереньках, как вырвавшийся ржущий конь, бегут, и приходят и наскакивают на предмет похоти. Но по воле рассуждая, никак не виновен чистый дух (Ангел), который, следуя Божию повелению, просвещает поднебесную. Молю тебя отбросить языческое безумие. Легко погибающие привыкли иметь дело с бесами, и не только делают светила виновными во зле, но [тем самым] и Самого Творца светил оклеветали как творца зла и гибели. Подчиняясь светилам, они не Богу поклоняются, но праху, ругаясь над Отцом. Не есть это Божие. И не только это, но и рожденных от этого детей обожествили безбожные и суемысленные. В моем городе, который к худшему был наименован городом Гермеса, прахом этот Гермес рассыпался в своей могиле. И на Кипре Киприда истлела в могиле. Во Фракии Ареса, тезоименитого проклятию, от которого нам, как от несчастного Исава, воссиял Дионисий Ареопагитский, который стал учеником божественных Апостолов. На Кавказских горах Крон, а скорее осел, получив покаяние от ослов, ревел и вздымался на язычни­ков. В Фивах — Дионис, которого почитают двунедужным (дважды рождавшимся), страдание ду­ше и телу, неисцелимое и злосмрадное. В Тире —Геракл, но Геракл сгорел на огне из-за зла, и обо­жествлен безбожниками. В Эпидавре — Асклепий, младенец по уму, кого несмысленные безбожники назвали богом. Сирийцы, безумные, от слова " тащу" {греч. " сиро") дурным образом обожили те­зоименитого аду Адониса. Египтяне — расплас­танного и на земле лежащего Сирина (крокодила), Левкийцы обожествили обезглавленного Ахилла, а Понтяне — опозорившего отца Патрокла. Жите­ли Родоса — суетно воевавшего Александра Ма­кедонского. И другие тех людей, прахом лежащих в могилах, почитают, доходя в нечестии до конца. Ведь ни один из почитаемых не кончил свою жизнь в Боге. Излагать их безумие нет времени. Если кто хочет слышать их пустословие, пусть спрашивает Орфея и Гесиода, описателя того, какие они тво­рят кощунства, даруя мне на этом молчание.

(113) Вопрос. Я к тебе обращаюсь, отче, не по­тому что отстаиваю эллинов-язычников, но хочу уметь пользоваться против них оружием твоего многого учения. Как ты теперь говоришь, что ни­чего не бывает само по себе, а радуга? Видимое указывает очевидным образом: всюду равная как воистину, и ум описать ее не может, и никем не бывает видимо, как она формируется — она со­ставляется сама из себя.

Ответ. Никак не указуется, что радуга обра­зуется сама по себе. Она — по образу тверди. Как если окрашенную веревку растянуть по доске, она формирует образ и имеет свой смысл, и соделывает постигаемое разумом слияние цвета. Как мы [поступаем], если желаем придать образ мыслимому? Когда мы растаявшее олово, воск или соты вливаем в форму, извлекая из этого образа, то получается искусство, то не само по себе, думается составляется, но рукою художника, который делает замысел образом. Так должен пониматься и состав радуги в рамяных (великих) дождях, который как знамение безбоязненности даруется всему миру, что дожди больше не создадут наводнения и не потопят поднебесное. " Я полагаю, — сказал Бог, — радугу Мою в облаке в знамение вам". Когда солнце, как трубами, лучами восхода, мокрое облако получает как бы из неких уст, то втягивает наверх дождь, и как реку пускает его на землю. Ибо радуга — тройная: здесь красная, здесь белая, здесь зеленая. Зелень ее проповедует мир, премудрость, силу, Бога Слово всем приходящим в мир кровью, водой и Духом — омывается водою крещения - Иорданскими струями — все творение, очищаясь от оскверненности. Дух Святой потопляет умственно понимаемых исполинов. После потопле­ния и погружения оставшихся на земле идолов и бесов, красной кровью она делается нам знамени­ем спасения. Истинной радуге и миру от Бога —слава. По образу Распятого плотью само явно знамение дуги. И без опасений у нас был потоп для бесов. От этого нас отторгла буря, когда мы вознеслись от земли на Кресте: когда Господь всех привлек к Себе. Господь еще сказал: " Я дал вам власть наступать на змея и скорпиона, и на всю силу врага". И трое есть свидетельство тому, как сказал великий Иоанн: " кровь, вода и Дух". И трое едино. В девятый час возопил Господь, испустил Дух из души, тогда как Божество было совокупно и неодушевленному телу, и ушедшей душе; и по­тому, когда Он был одушевлен, Дух был совоку­пен обоим, и много более Божество совокупно в обоих частях, нераздельно и неизмеримо; и тогда [когда] Его ребро было прободено копьем, вышла кровь и вода. И видено было, и свидетельствова­но, и истинно свидетельство о Нем, как сказал ве­ликий Иоанн. Кровь и вода из Божественного и всегда текущего Источника источается ради осу­дившего Его Пилата и тех, кто кричал: " Возьми и распни Его". И Пилату, который со словами омыл кровь убийства, и им, которые выбрали от Него осуждение, когда восклицали: «...кровь Его на нас и на детях наших». Это и мы достолепно скажем — не по этому их выбору, ибо они как человека [Его видели], а мы поклоняемся Ему как Богу всех. Как премудрые врачи перерезают дугой излияние воды, что склоняется сверху на лицо, Он как будто по этому образу простирает [радугу] — словно во­влечением в ткань из того, что лежит под солнцем, собирая лучами и облаком и, как жжением тепла, иссушая водоточные жилы.

(114) Вопрос. Ты сказал, что первородная тьма была от распростирания небесного тела, и хорошо это было сказано. Но как мы видим ночь, которая наступает сама по себе и никаким образом не выражается?

Ответ. Я выше уже о ночи дал Ответ. И теперь прими краткое сравнение, которое я укажу. Не само по себе светится, ни помимо Божией руки. Как колонны, которые ставят архитекторы, и каменное тесание или ковка ваяется рукой мастера, а начертания на них не от этого мастера, но от прежде бывших мастеров обрели свершения, то есть мастерами друг от друга что-то приемлется, воплощаемое каким-то образом — но образы те более изначально были из-под руки искусника. Так и ночь не сама по себе, но есть тень, как я немного позже укажу. Она теперь нас понуждает по времени на божественное служение Таинств, чая святого хора.

(115) Вопрос. Вчера время нас понуждало, теперь у нас есть остаток обеда, который можно этому посвятить. О ночи нам было достаточно сказано. Но почему Писание называет первородный день не первым, но " единственным" (день един), который, таким образом, является нам несопоставимым с последовавшими днями. А ведь второй и третий именуются, считая от него, и лучше бы было, чтобы начальный день назывался " день пер вый", а не «день един».

Ответ. День и ночь называются «день един», который охватывает всю длительность — полностью двадцать четыре [часа]. Так употреблять слово день — это обычно в Священном Писании и многократно встречается. В числе годов считаются дни, а не ночи. Послушай божественного Песно­певца: «Дней лет наших —семьдесят лет...» Перед этим Иаков патриарх сказал: " Дни моей жизни не­многочисленны и злы". И опять сказал божествен­ный песнопевец Давид: " И пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей ". И божествен­ный Евангелист сказал: " За шесть дней до Пасхи пришел Иисус...". И Сам Господь, богословя, ска­зал: " Вы знаете, что через два дня будет Пасха" -. Потому то, что теперь предано письму, есть зако­ноположение на оставшееся время. «И был вечер, и было утро: день един». Явно, что день был прежде, потом вечер, после вечера ночь, и с окончанием ночи — утро: так закончился первый день, двад­цать четыре часа — его полнота, которая явным образом складывается, ибо ночь и день составля­ют двадцать четыре часа. Хотя и в краях под солн­цем случается, что день преуспевает, но установ­ленное время уравнивает ночи и дни. Хорошо, чтобы и ночь и день имели равную честь: ночь и день берут друг у друга недостающее время, и лицо их небесно. В этом строе воистину называется единый день". Это и к земле подходит — от нача­ла весны до конца года так называть, ибо вечер и утро тем самым по тому же круговращению солнца объемлет весь мир; не в количестве времени, но в долготе единого дня знаменуются день и ночь. И само устройство светил, или даже скорее, мне думается, истиннее переданное среди неизреченных слово, что Бог, устанавливая ночь временную, числа и знамения дней, таким образом учредил промежутки и распределил на семь, так что воля, чтобы седмица всегда возвращалась к себе. И начало числа лет, когда конец в тот же день, седмицей к себе возвращается. Это образ круга, который от себя начинается и на себе заканчивается. Так и у века есть свойство: к себе возвращаться, и никогда не кончаться. Потому главу лет Бог назвал не " первым" днем, но " единым", чтобы этим наречением он вовеки имел сродные дни, не иные и не приобщенные к иному образу. Сам от себя все время век, по кругу возвращаясь к себе.

(116) Вопрос. Как же Писание являет, что много веков, когда говорит: " Во веки веков"? И Давид в конце псалма сказал: «Исповедайтеся Богу небесному: яко в век милость Его». И опять Давид! «Вознесу Тя, Боже мой, Царь мой, и благословлю имя Твое в век и в век века». Вот три века — в сто сорок четвертом псалме. Но и от иереев мы слышим, когда они возносят хвалу Богу, молитвенна воздавая Ему власть надо всем: " Власть и Царство Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь".

Ответ. Это никак не учит нас, что веков мно­го, но что есть перемена дел и устроений. Это не описание, не кончина, не преемство веков. " Ибо день Господень велик и просвещен", — сказал Пророк. И еще: " Зачем вам искать дня Господня? Он тьма, а не свет" — тьма явно что для недостой­ных, потому что смысл знает, что этот день неве­черний и без преемства, который божественный Певец наименовал " восьмым". Если есть день, то он один, а не много. Если век называется один, то он и будет, и бесконечен. Возводя наш разум к бу­дущей жизни, Моисей написал образ всего века, став повествователем начала дней, сверстников света, святой и честной недели, почтенной Вос­кресением Господа.

(117) Вопрос. Говорят некие, что колдовством и волшбой луну сводят с небес, и большая часть человечества держится этого мнения. Они в желе­зо и медь бьют, и думают, что они обманули ее зво­ном, впавшую в ужас, и она возносится.

Ответ. Это некие кощуны повсюду передают болтовню бающих стариков, что какими-то ухищ­рениями луна сдвигается со своего утверждения и падает на землю, и что можно ее осязать. Это при­надлежит полному безрассудству и последней умалишенности, думаем, отметать божественного Песнопевца, который говорит: " Луна и звезды Ты основал". А какое место принимает упавшую луну? Я слабым сравнением укажу для суемысленных величину луны. По вселенной многие города находятся на расстоянии друг от друга, и на востоке стоят, и на западе, и по различным стра­нам, и берегам — и в равной мере они принима­ют лунный свет. Если бы луна не была велика, то она освещала бы только противоположное узкое пространство. А луна идет по широте через все страны, и свет ее не ослабевает. Если бы тело луны не было бы очень велико, то оно не могло бы всем повсюду сиять равным светом по всей широте земли. Она не только находящимся на расстоянии, но и плывущим по дальним морям дарует вид своей величиной, и равно озаряет всех.

(118) Вопрос. Что должно быть, когда луна надолго становится кровавого цвета, так изменившись и потемнев?

Ответ. Этот образ знаменует, думаю, сражение и пролитие крови. Или от земли поднимающаяся мгла замутняет светлое сияние луны, там что ее облик изменяется от этой пыли; пока она в| своем движении не минует запыленную и мглистую область (место). Иногда она напитана и расширена, а иногда обожженная и запыленная, ибо запыленная и отяжеленная тогда земля. И тогда, мне кажется, она изменяется от пыли. Много раз и курение дыма, и большая пыль покрывает мраком то, что рядом с нами. Ураган и туман закрывает солнечный луч. И что еще более явно для всех, солнце, которому луна сестра, от той же матери —Премудрости, не выдерживает [видеть] хулы и издевательства безбожников на Христа, что былей видно при дневном пути солнца. Так, тьмою солнце побило безумное и богоубийственное собрание иудеев. Луч скрылся, и нельзя было видеть Творца, пригвожденного во плоти ко Древу и пробито­го копьем. Мне думается, что то же самое делает­ся и с луной, которая подражает своему брату-солн­цу в своем ночном беге. Волхвы выходят на горы и холмы и дерзким убийством, закланием детей, взрезанием своих утроб, каковой кровью затем убийца мажет свои груди, омрачают луну. Описы­вая их безбожие, богогласный Давид поет: «...И при­носили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жерт­ву идолам Ханаанским...» И потом, как говорится, они пожали то, что посеяли. " Прогневался Господь яростью на народ Свой, и возненавидел наследие Свое". И теперь многие омрачены языческой тьмой и скрыто погрузились в заблуждение предков; они собираются ночью на курганах на древнее убий­ство разумных [собратьев] и служат бесам борь­бой и кровопролитием, и тщетно молятся идолам. При этом трясется и едва не падает луна, как устрашенная и боящаяся, и покрывает себя обла­ком, так закрываясь, не желая давать свет недо­стойным. Луна делает это по образу брата солнца, который, подобно некоему стражнику или сидя­щему на вершине наблюдателю, вопиет с неба о искуплении и бьет тьму, запрещая убийцам безбож­ное действие.

(119) Вопрос. Если Сын Божий не подобен Отцу и Богу, но точно совпадает с Ним, и почита­ем вместе с Ним, и того же естества, почему Он Сам говорит: " Я — виноградник, а Мой Отец — виноградарь". У виноградаря и виноградника не та же самая природа: первый — разумный и одушевленный, а второй — неразумный и неодушевленный.

Ответ. Я не хвалю твою находящуюся в смятении ловкость ума, который обходит многое, кроме того, что перед нами, и нарочитым вопросом думает совратить человека. Узнай, правильно ли ты рассматриваешь то, что растет. Ты должен прямо относиться, и прямо мне даровать, ибо то, что относится к христианству, утверждено на вере, а не на размышлении. Мы можем просто оказаться вне ума, поставив вопрос, добровольно ли Павел и Аполлос оказались вне сущности Церкви. Пишет церковному лику тот, кто высок размышлением: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог». И что? Павел насадил бессловесное и неодушевленное, а Аполлос напоил завещанным напоением и укреплением?

(120) Вопрос. Почему Бог предал Иова диаволу, когда Сам свидетельствовал о его праведности и непорочном житии по истине? Прости меня, что по обыкновению я об этом спрашиваю, я это делаю не для того, чтобы тебя искушать.

Ответ. Не самого Иова, но его " имущество". И не предал, но попустил, чтобы обнажить его мужество, истязая так борьбой бесплотного врага праведников.

(121) Вопрос. Ты хорошо сказал, что Бог предал не Иова, но его имущество. Но не он ли сам кишел червями, и был ими поедаем, и соскребал черепком гнойники?

Ответ. Но телесная язва совсем не разъела душу. Так, даже если мешок прогрызен, то сокро­вище остается неприкосновенным. Был не Иов те­лом, а Иов — разумное тело. Первому сродни зем­ля, а душа — разумна, принимая ум и искусность. Тело — неразумно, лишено чувств и тленно. Но от их смешения и совокупности существует ра­зумная жизнь, хорошо называемая человеком. Бог попускает ратнику внешние страдания, что­бы было известно внутреннее расположение того, кто стоит около хоругви Царствия. Иов блистал видимой багряницей (порфирой) и венком, цар­ствуя над целой Авситидийской страной — до того как черви проели даже мех плоти, и вселенная была озарена его терпением. У доблестного стра­дальца обнажаются душевные опоны (завесы), чтобы явилось внутреннее его царство. Он был подвергнут хуле, потому что под одеждою того, что он имел, таилось терпение праведника. Об этом воине думали, что он величественен одеждой сво­его богатства, приласкан служащим имуществом, и потому не испускал хулы. Но когда диавол испросил все его имущество, то обнажил его са­мого и, оставив его в безнадежной тоске о люби­мых детях, вместе с ним евших, сделал дом его сам по себе ставшим гробом и поминальной тра­пезой по ним. Но диавол без успеха и со стыдом отражен, ибо когда диавол приносит искушения к святому граду, то сограждане ополчаются против воина-диавола. Хотя диавол и отнял все имуще­ство праведника, но не склонил его к хуле (а хула была как раз только ему). Диавол затем просит Самого Бога и говорит Ему: " Протяни руку Твою и коснись плоти его и костей его, потому что он в лицо благоволит Тебе, а на словах хулит". Сердце праведников Бог ведает, и отнял предлог приязни и щадения. Когда все это случилось, Иов никак не согрешил пред Господом, но принуждаемый противоборцем к хуле, он делал противоположное, говоря: " Господь дал, Господь взял, как Господь пожелал, так и стало, да будет имя Господа благословенным вовек". Иов не предает себя, но объявляется воином, и наставником в мужестве, воздавая хвалу страданиям жития. Мы знаем четыре причины наказания. Во-первых, наказание наводится нам во исправление, за наши грехи. " Ибо много ран грешнику", — сказал Давид. Во-вторых, из-за гордыни и разрушительного величания, то есть мнения — так покрывается, можно сказать, превозношение души. Ибо «Бог гордым противится». В-третьих, — для таящегося делания добра и доблести, на подражание тем, кто это видит: ибо никто, зажигая свечу, не ставит ее под спуд, или под кровать, но ставит на подсвечник, чтобы она светила всем, кто находится в комнате, как сказам Господь. Говорит Господь таким образом: " Поэтому я зажег Иова подобно огню, и положил его вне града на подсвечнике навозной кучи, чтобы он светил всем по вселенной". И, в-четвертых, чтобы показать, что во всяком случае, небрежение от Бога — ради последнего зла, несмешение со всем — к лучшему. Что случилось с Фараоном, с Навуходоносором, с Иудой, что они были преда­ны погибели по причине их неизменного зла. " Отвращу ибо лицо Свое от них, и покажу, что им будет после" — сказал Бог языком Моисея. Наву­ходоносор, который был вразумлен таким поуче­нием, воспрянул от пьянства; его не отметает от­вергший его Бог, но снова дает ему царство, украсив порфирой и венцом.

(122) Вопрос. Сколько дней был Адам в раю? Ибо многие писали об этом. Одни говорят, что шесть дней, ибо на шестой день, как они говорят, пришел Спаситель. Другие говорят, что только шесть часов, ибо Спаситель был распят в шестой час. А еще говорят, что Адам жил (был жив) в раю сорок дней, но после принятия пищи, был из­вержен за преступление заповедей. Они говорят, что Христос то же число дней не ел и не пил, со­рок дней в пустыне искушаемый диаволом, как человек.

Ответ. Я согласен, что сорок дней, и я вы­сказал прежде, и думаю, что это разумно. Такому правилу следует и святой лик Церкви, когда один раз в течение года он оставляет тяжелую пищу и постится, чтобы обрести правое райское отечество, желая вечной жизни. Во всем искупил нашего пра­деда от долга Спаситель: Адам преслушался, и за то Спаситель был послушлив, даже до креста и смерти. Адам был искушаем Евой, и в конце кон­цов подчинился ее искушениям, вкусив запрещен­ного. А Спаситель, искушаемый, постится, пере­меривая сорок райских дней нашего прадеда Адама, вместо обилия воздавая скудость. Адам хотел стать богом, но не смог, и сгубил то, что у него было, став из бессмертного смертным; был осужден, лишен блаженства. А Спаситель его ради стал Человеком, оставаясь Богом и не меняя природы, не меняясь от Божества. Адам был изгнан из рая на чуждые места, полные страданий. Спаситель ради него приходит с неба и принимает его образ жизни. Вместо неприступного света, вселяется в темную без света гробницу. Вместо мыслящих, разумных и живых Ангелов, вокруг Него стоят неразумные животные. Носимый всеми Ангельскими силами носим на руке женской — Святой Пречистой Приснодевы, как всякое человеческое естество. Вместо сидения на Херувимах — в стойле вместо Ангельского пения и хвалы Он получает пение от детей еврейских, вопиющих: «Благословен грядущий во имя Господне». Вместо Евы Девой Он избрал Свою Мать. Вместо осуждения той, Ей Он послал радость через раба Гавриила, и Она об этом ликует. Вместо дерева преступления - дерево Воскресения Он поставил посреди земли: Свой Крест спасения. Как сказал божественны певец Давид: «Бог... наш превечный соделал спасение посреде земли». Вместо нематериальной, но смертоносной еды ослушания, Он, соединив Свои Божественную сущность с нашей, предлагает нам живоносную еду, по воздуху всеми принимаемую. И она остается неистощимой, в чем за все осудился осужденный добровольно Бог, и Он же Человек. Ибо Он выпил желчь и оцет по причине осуж­дения Адама, божественно расплачиваясь за его долг. Так что думается мне, что нужно вместо тех дней тоже отмерить сорок дней. Я принимаю сло­во почтенных старцев, до нас дошедшее. Великий Апостол даровал нам извещение, что и большее время в блаженном состоянии (породе) жил наш прадед. Ибо от лица Адама велим гласом вопиет божественный Апостол: «Я жил некогда без зако­на»; ведь это не Павел был прежде Закона, Па­вел — ученик Закона. Павел никогда не был и не жил без него, раз он, проповедуя Евангелия, везде распространял [Благую] Весть как Закон. Он го­ворит от лица Адама, когда он плачет и произно­сит подобающим образом: «Я жил некогда без за­кона». Он истинно представляет от лица Адама, что так говорит, ибо разумеет, что не закон, но запо­ведь была дана Адаму: «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер». Таким образом, явно, что отпадение от блаженной жизни произошло по ослушанию. Адаму была дана не тотчас заповедь, но когда время об этом известило.

(123) Вопрос. Грехом именуется ослушание, всем злом. До Адама не согрешил ни один чело­век, и не был никак сотворен, прежде был мертв — и ожил, когда пришла заповедь. Одно из двух: или природа — причина греха, или грех соделан кем-то до Адама.

Ответ. Прекрати говорить, что природа зла. Думается, это грех все больше противится и горь­ко клевещет, что есть козни диавола. Адам не по природе, но по проявлению воли изменился к худшей жизни. Диавол, когда принес клевету Ангельским хорам на Бога, то он и был назвался " диавол", то есть " клеветник"; и сам ангел, пал с вышемирных и по своим действиям стал врагом, когда еще не было этого видимого мира, и не было им, диаволом, околдованного человека. Он опять клевещет, клевещет Адаму на Бога, чтобы тот завидовал. Диавол лжет, он сначала не к Адаму приходит, а к Еве, как более слабой, и ей говорит: " Что это значит, что Бог сказал не есть от всякого дерева, которое в раю? " Ложь заключена в самих вопросах губителя. Диавол выведывал от нее, что среди насаждений таково, что вкушать от него Бог запретил: диавол не знал, что из насаждений или чего ради была дана заповедь. Ева была прямодушной, еще не искушенной на деле, не знала о хит­рых проказах диавола, что он наносит смертную рану. Ибо было сказано: " От всякого дерева в раю ешьте пищу", — так сказал Бог Диавол, чтобы оклеветать Бога, говорит: " Ведь знает Бог, что в день, в который вы вкусите от него, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро, и зло ". И таким образом, пользуясь клеветой, диа­вол увещевает несчастную Еву вкусить запретно­го. А она заставила сделать это и мужа, который пожелал стать богом, и лишила тем самым его и себя и того, что у них было: бессмертия, нетле­ния, блаженства... Пишет Моисей — боговидец и божественный законодатель, говоря клеветы его в песнопении и издеваясь над лукавым. Ибо так же сказал диавол, когда он клеветал Адаму на Бога. " И ел Иаков, и насытился, и был отвергнут воз­любленный". То есть насытился, располнел, и ос­тавил Бога, Который его сотворил; и отступил от Бога Спасителя Своего. Так сотворил Иакову, по­вернув его к мясоядению и пьянству, а затем и от­вергнул к служению идолам. Против него Моисей вооружил войско из двадцати трех тысяч человек, и [людей] Иакова за один день в пустыне сжал как стебли травы. Но Человеколюбец Бог непреложно пришел к нам подчинить противоборца, воистину став подобен введенному в заблуждение Адаму, чтобы враг с ним не общался. Тот, кто боролся с людьми, стал побежден Богом, и сам человек ста­новится Богом. И пришел Бог сразиться за чело­века, что за пятьсот лет до этого прорек божествен­ный песнопевец Давид: «Благословен грядущий во имя Господне. Кто Он, о боговедец? Бог Господь, и явися нам». Это то, по причине чего Бог стано­вится Человеком, можно сказать, чтобы " разру­шить врага и противника диавола". Ведь диавол говорит к Богу: "...разве даром богобоязнен Иов? Он со многим имуществом обласкан и питается". А Иову он сказал: " огонь сойдет с небес и погло­тит все твое". И опять сказал Богу: " Только Ты протяни руку Твою, и коснись костей его и плоти его. И опять через жену Иова: " До каких пор ты терпишь в грязи и гнили, но скажи одно слово к Богу, и умри — и вырвешься из охвативших тебя зол». Этого врага и мстителя Господь разрушает Своим богочеловеческим пришествием. Сказал Он: «...се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью...».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал