Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выявление объективного содержания общих понятий
Прежде чем применить общий принцип, надо убедиться в существовании его объективного содержания в тех объектах социальной действительности, при познании которых предполагается его применение. Надо знать, как объективно существует тот или иной общий принцип, за какими общими определениями имеется нечто реально существующее, за какими его нет. Необходимо правильно представить объективное существование того общего, в котором находят выражение законы реальной социальной действительности, внутренне необходимые связи социальных явлений. Так, «Маркс, — по замечанию Ф. Энгельса, — сводит то общее содержание, которое уже заключается в вещах и отношениях, к его наиболее обобщенному мысленному выражению. Его абстракция, следовательно, только отражает в форме мысли то содержание, которое уже заключается в вещах».[78] Признание объективности содержания научных абстракций, применяемых при формулировании законов и принципов науки, и нахождение этого содержания — обязательное условие их приложения при изучении конкретных социальных явлений. Общее в этом случае будет не просто формально-логически отысканным родовым признаком, а тем действительно существующим отношением, из которого конструируется частное и особенное. Трудности в прикладных исследованиях возникают чаще всего из-за не совсем правильного или, точнее, не совсем глубокого представления о способах существования общего в реальной действительности. Нередко под общим понимают нечто абстрактно-общее, некую мысленную конструкцию. Между тем общее, построенное чисто логически, формально, т. е. общее как абстрактно-мысленное, может и не иметь аналога в объективно существующей действительности и, следовательно, не может быть подведено под то или иное конкретное явление. Такими оказываются определения, получаемые посредством выделения общего признака отдельных явлений, превращения его в родовой признак, присущий всем представителям рода. Можно, например, отыскать для производства вещей (материального производства), знаний (духовного производства), слова (речевой деятельности), а также других возможных производств (форм деятельности) некие общие признаки (скажем, наличие самой деятельности, ее средств и предмета), но общего для всех этих производств производства в реальной социальной действительности не существует. Общее не приложимо к действительности не только в том случае, когда оно образовано формально-логически, но и тогда, когда оно представляется в виде особого социального образования, существующего отдельно от частных лиц. В этом случае само общество предстало бы.неким особым существом, стоящим над отдельными людьми. Так, П. Прудон из общества сделал некое общество-лицо (в отличие от общества, состоящего из лиц) с особыми законами, не имеющими никакого отношения к составляющим общество людям.[79] Особого внимания заслуживает вопрос об объективном содержании и применимости общих определений, сформулированных «в чистом виде», а также идеальных моделей, предназначенных для социологического анализа действительности. Прием, предполагающий рассмотрение того или иного социального объекта или процесса первоначально «в чистом виде», неоднократно встречается в работах К Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. К. Маркс, например, анализирует воспроизводство капитала, отвлекаясь от внешней торговли. «Для того чтобы предмет нашего исследования, — отмечает он, — был в его чистом виде, без мешающих побочных обстоятельств, мы должны весь торгующий мир рассматривать как одну нацию и предположить, что капиталистическое производство закрепилось повсеместно и овладело всеми отраслями производства».[80] Более того, К. Маркс связывает с названным приемом результативность исследования. Все политэкономы, по его мнению, делали ошибку, поскольку рассматривали с самого начала прибавочную стоимость «не в чистом виде, не как таковую а в особых формах прибыли и ренты».[81] Известно, что и А. Смит, и Д. Рикардо не отделяли прибавочную стоимость от форм ее проявления, отождествляли ее с ними. К. Маркс же выявил прибавочную стоимость, как всеобщую форму, исследуя ее независимо от прибыли, процента, земельной ренты и других ее особых форм.[82] Касаясь этого же вопроса, В.И. Ленин настаивал на необходимости выбора типичной ситуации при анализе более или менее сложной и запутанной социально-экономической проблемы. Азбучное правило, по мнению В.И. Ленина, требует, чтобы сначала был рассмотрен наиболее свободный от всяких посторонних влияний и обстоятельств случай. Лишь после решения вопроса в таком вице следует принимать во внимание одно за другим посторонние и усложняющие обстоятельства.[83] Идеализация как средство социального познания широко представлена в социологии М. Вебера. Все создаваемые абстрактным мышлением идеальные типы, по его мнению, не имеют эмпирического содержания, не должны отражать что-либо в самой социальной действительности. Идеальный тип, по М. Веберу, «не дает изображения действительности», [84] он пригоден лишь для сравнения с тем, что есть в действительности, является эвристическим приемом для вынесения правильного суждения о каузальном сведении элементов действительности. Вот почему М. Вебер отмечал, что «каждый, кто когда-либо работал с применением марксистских понятий, хорошо знает, как высоко неповторимое эвристическое значение этих идеальных типов, если пользоваться ими для сравнения с действительностью, но в равной мере знает и то, насколько они могут быть опасны, если рассматривать их как эмпирически значимые или даже реальные " действующие силы", тенденции и т.д.».[85] Задача науки, однако, состоит в том, чтобы разрабатывать такие теоретические модели и логические средства, в которых изображается социальная действительность, т. е. чтобы то общее, что заключается в самих социальных отношениях и процессах, сводилось к их логически обобщенному выражению. Поэтому действительно научные абстракции, в том числе взятые «в чистом виде», призваны отражать в форме мысли, логических конструкций то содержание, которое присуще самой объективной реальности. Лишь в этом случае они приводят к эффективным практическим решениям. И наоборот, наука должна отвергать абстрактные теоретические схемы и идеальные модели, не отражающие или искажающие действительность, созданные без тщательного изучения эмпирических социальных фактов, такие, например, как Программа «500 дней», программа «радикальных» экономических реформ, призванные вывести страну из кризиса за весьма короткий срок и составленные без сколько-нибудь серьезного учета наследия прошлого и существующих обстоятельств, разнообразных экономических, национальных и социальных факторов России. Само по себе обращение к идеальным моделям в их абстрактно-мыслительном виде, как уже сказано, еще не означает, что нужно игнорировать действительную жизнь. Модели, если они научны, должны иметь объективное содержание в самой действительности. В данном случае речь идет не о конкретной невозможности абстрактно-мыслительных положений, а лишь о том, что общее осуществляется каждый раз не «в чистом», а конкретном виде. Например, положение о том, что заработная плата наемного рабочего составляет стоимость его рабочей силы, не теряет своего содержания из-за того, что заработная плата каждый раз отклоняется от стоимости рабочей силы и может конкретно осуществляться лишь при редком стечении обстоятельств. Ответ на этот вопрос, следовательно, сводится не к тому, чтобы отрицать существование объективного содержания общих понятий, а к тому, чтобы определить, как существует общее в «чистом виде».
|