Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аннотация. Программа курса семинарских занятий Введение в анализ фильма рассчитана на 14 аудиторных часовСтр 1 из 2Следующая ⇒
Программа курса семинарских занятий " Введение в анализ фильма" рассчитана на 14 аудиторных часов. Занятия проводятся в течение одного учебного семестра на 1 курсе Института европейских культур. Курс " Введение в анализ фильма" относится к циклу дисциплины специализации. Основная задача семинарских занятий - научить слушателей грамотно анализировать кинопроизведения, пользуясь при этом современным языком cinema studies. Подобная задача ставит перед курсом много проблем и, соответственно, затрагивает несколько пластов киноведческой и культурологической проблематики. Во-первых, это пласт истории кино. Шесть семинаров в не-киноведческой аудитории, разумеется, не позволяют сколько-нибудь подробно касаться фактографической стороны истории кино. Историческая информация вводится в анализ при разборе определенных сторон современных фильмов, там, где наличествуют цитаты, стилистическая ориентация или отчетливое " влияние" какой-либо кинематографической традиции. Но в ходе дискуссии не исключается возможность историко-проблемной постановки вопросов, связанной с пониманием истории кино как дискурса, потока текстов, определенным образом структурированного и воспроизводимого. Слушателям предлагается обсудить, как эта история пишется, как она членится на периоды, каким образом описываются отдельные явления истории - например, киностили или крупные движения (их возникновение, формирование центра и периферии, использование в рекламных целях и т.д.). В результате слушатели должны научиться критически подходить к текстам по истории кино и отыскивать в них необходимую информацию. Второй пласт - интерпретационный. Курс в значительной степени ориентирован на культурно-семиотический подход к анализу фильмов, и важнейшая его задача - обсуждение со слушателями специфики кино как культурной практики, обучение их грамотному чтению кинотекстов, совместная постановка вопросов к просмотренным фильмам и доказательство корректности этих вопросов. На семинарах этот круг проблем поднимается как в теоретическом ключе - проблема границ интерпретации, категорий " жанр", " автор", " культовое кино" и т.д., так и в " прикладном": обсуждение кинорецензий и аналитических статей, самостоятельные разборы фильмов. Наконец третья важная составляющая задействованной в семинарах оптики - вопрос культурных контекстов. Наибольшее внимание уделяется именно культурологическому анализу фильмов. Слушатели должны научиться не только грамотно соотносить фильм с окружающими его предметно-культурными, а также техническими, политическими, экономическими реалиями, но и использовать кино как материал для собственных культурных исследований. На первом плане здесь оказываются проблема корректности использования киноматериала для построения культурологических теорий и сами возможности существования кинематографа в этих теориях (например, описания неевропейского кино как Другого, маргинализация ряда явлений кинематографа, кино и феминистская критика, кино и постмодернистская критика классической культуры). В то же время, определенное внимание отводится в семинарах другим, несемиотическим возможностям изучения кинематографа, в частности, феноменологии восприятия, выводящей ряд кинофеноменов за рамки культурного контекста. Таким образом, основные цели курса " Введение в анализ фильма" - научить слушателей, получающих второе высшее образование (филологов, философов, историков и т.д.), по-разному работать с кинематографом, дать им " набор инструментов" для корректного использования киноматериала в собственных исследованиях и, наоборот, побудить их к применению междисциплинарных подходов в киноанализе. Во время семинарских занятий задействуется видеомагнитофон (для подробного разбора кинематографических средств в небольшом фрагменте фильма). Основой для постоянной работы служит схема анализа кинопроизведения, созданная автором курса семинарских занятий на основе современных западных методик обучения анализу фильма (прежде всего, базового учебника Bordwell D., Thompson K. Film Art. An Introduction. 5th ed. N-Y, 1997). В конце семестра сдается зачет (письменный текст по анализу выбранного студентом фильма и устный разбор этого текста).
Темы занятий. Источники и литература
|