Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководство GRI.






Добровольная публичная отчетность о соблюдении принципов КСО.

 

Глобальный договор ООН не является нормативной базой и в его цели не входит установление требований к КСО, контроль или мониторинг социальной деятельности организаций, он только призывает их присоединиться к нему.

Но присоединение к Глобальному договору ООН означает, во-первых, намерение организации включить его принципы в свою практическую деятельность и, во-вторых, предполагает добровольную отчетность об этом (Социальная отчетность - Social Accountability).

Сам факт составления и публикации социального отчета уже свидетельствует о наличии в организации понимания важности КСО и безусловно способствует формированию у заинтересованных сторон (общество, органы власти, партнеры и др.) её положительного имиджа.

В ноябре 2004 года в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) одобрена Социальная Хартия российского бизнеса, соответствующая принципам Глобального договора и развивающая их применительно к ситуации в России. Хартия также предусматривает, что организации – члены РСПП, которые заявили о присоединении к ней, добровольно публикуют отчеты о своей социальной деятельности, на основании которых можно составить представление о том, насколько они реально следуют принципам КСО и дать соответствующую оценку.

Торгово-промышленная палата РФ по аналогии с Социальной хартией РСПП выпустила стандарт ТПП РФ 10-09-06 «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации».

Таким образом, социальные отчеты не содержат оценку результатов социальной деятельности, достигнутых организацией.

Предполагается, что любая заинтересованная сторона на основании информации в социальном отчете сама проведет такую оценку.

Для составления социальных отчетов обычно используется руководство, предложенное международной общественной организацией Global Reporting Initiative (Глобальная инициатива в области отчетности), исходя из того, что отчетность об эконо­мических, экологических и социальных результатах деятельности должна быть настолько же обычна и срав­нима, как финансовая отчетность.

 

Руководство GRI.

Руководство, предложенное Global Reporting Initiative, называется GRI’s Sustainability Reporting Guideline – (Руководство по составлению отчетов в области устойчивого развития). «Миссия Глобальной инициативы по отчетности состоит в том, чтобы предложить авторитетную и пользующуюся доверием Систему отчетности в области устойчивого развития, которая может использоваться организациями вне зависи­мости от их размера, отрасли или расположения»

Руководство GRI является документом, который подробно разъясняет как надо готовить такие отчеты и что они должны содержать.

Отчет в области устойчивого развития должен представлять сбалансированную и обосно­ванную картину результатов деятельности организации в отношении устойчивого развития — включая, как поло­жительные, так и отрицательные аспекты, с учетом ожиданий и интересов заинтересованных сторон.

Подготовка отчета должна учитывать принципы, позволяющие определить его необходимое содержании и обеспечить требуемое качество информации, включен­ной в отчет.

К этим принципам относятся следующие.

СУЩЕСТВЕННОСТЬ (MATERIALITY). Информация, включенная в отчет, должна охватывать темы и показатели, которые отражают существенные воздействия организации на экономику, окружающую среду и общество или могут существенно повлиять на оценки и решения заинтересованных сторон.

ОХВАТ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН (STAKEHOLDER INCLUSIVENESS). Организация, готовящая отчет, должна выявить стороны, заинтересованные в ее деятельности, и пояснить в отчете, каким образом их разумные ожидания и интере­сы были учтены при подготовке отчета.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ (BALANCE). Отчет должен отражать, как положи­тельные, так и отрицательные результаты организации.

ПОЛНОТА (COMPLETENESS). Состав критериев и показателей, по которым оценивается полнота их выполнения, должен быть достаточным, чтобы отразить воздействие организации на экономику, окружающую среду и общество и дать заинтересованным сторонам возможность оценить результаты де­ятельности организации за отчетный период.

СОПОСТАВИМОСТЬ (COMPARABILITY). Информация должна быть представлена таким образом, чтобы позволить заин­тересованными сторонам анализировать изменения в результативности организации и дать возможность анализа в сравнении с другими организациями

ТОЧНОСТЬ (ACCURACY). Информация, представленная в отчете, должна быть достаточно точной и подробной для того, чтобы заинтересованные стороны могли оценить результаты деятель­ности организации, подготовившей отчет.

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ (TIMELINESS). Отчетность осуществляется на ос­нове регулярного графика и информация доступна своевременно, так что заинтересованные стороны могут принимать информированные решения.

ЯСНОСТЬ (CLARITY). Информация должна обнаро­доваться в форме, понятной и доступной для заинтересованных сторон, использующих отчет.

НАДЕЖНОСТЬ (RELIABILITY). Информация и процессы, ис­пользованные при подготовке отчета, должны быть собраны, документированы, составлены, проанализированы и раскрыты таким образом, который допускает изучение и обеспечивает качество и существенность информации.

Одновременно с определением тем и показателей, которые будут отражены в отчете, организация должна решить, результаты деятельности каких организационных единиц (например, дочерних компаний или совмест­ных предприятий) будут представлены в нем. Это могут быть компании, контролируемые организацией гото­вящей отчет, или испытывающие ее значительное влияние, например, в рамках ее цепочки поставок

Отчет должен содержать раздел о стратегическом отно­шении организации к устойчивому развитию. В нем должно быть Заявление самого старшего лица, принимающе­го решения в организации (например, главного исполнительного директора, председателя со­вета директоров или эквивалентной должнос­ти), публикующей отчет, о значимости устойчи­вого развития для организации и ее стратегии.

Заявление должно включать:

- стратегические приоритеты и ключевые направления на кратко- и среднесрочный пери­оды, имеющие отношение к устойчивому развитию, включая соответствие между­народным стандартам, а также связь этих приоритетов и проблем с долгосрочными стратегией и успехом организации.

- крупномасштабные (например, мак­роэкономические или политические) тенденции, оказывающие влияние на организацию и ее приоритеты в области устойчивого развития.

- важнейшие события, достижения и не­удачи организации за отчетный период.

- обзор полученных результатов по отноше­нию к поставленным целям.

- характеристики основных проблем и задач на следующий год, стоящих перед организа­цией, а также целей на ближайшие 3-5 лет, и

Организация должна также включить в отчет два крат­ких описательных раздела в отношении ее клю­чевых воздействий, рисков и возможностей.

В первом из них:

- описываются основные воздействия организации на устойчивое развитие и на заинтере­сованные стороны, включая воздействие на права последних, определенные согласно на­циональному законодательству и соответству­ющим международным стандартам;

- излагаются основные выводы относительно прогресса, достигнутого в этой области за отчетный период а также оцениваются причины недо­статочных результатов или превысивших ожидания результатов;

Во втором разделе:

- рассматривается влияние рисков и возможностей в облас­ти устойчивого развития на долгосрочные перспективы и финансовую результативность организации;

- определяется приоритетность ключевых тем, рисков и возможностей в соответствии с их значимостью для долгосрочной стратегии организации, ее конкурентных позиций, качественных и, по возможности, количест­венных финансовых стоимостных факторов.

Отчет, кроме обычных сведений об организации, должен содержать такие, как:

- число стран, в которых организация осу­ществляет свою деятельность;

- рынки, на которых работает организа­ция;

- чистый объем продаж (для организаций частного сектора) или чистая выручка (для государственных организаций);

- общая капитализация с разбивкой на заемный и собственный капитал (для организаций частного сектора;

- механизмы, при помощи которых акционеры или сотрудники организации могут направ­лять деятельность высшего руководящего органа или давать ему рекомендации;

- механизмы, позво­ляющие миноритарным акционерам доводить свое мнение до сведения высшего руководящего органа,

- связь между выплатами членам высшего ру­ководящего органа, представителям высшего исполнительного руководства и старшим руководителям (включая выходные пособия) и результатами деятельности организации (вклю­чая социальные и экологические результаты);

- процессы определения квалификации и ком­петентности членов высшего руководящего органа для определения стратегии органи­зации в экономической, экологической и социальной областях;

- процедуры, используемые высшим руководством для надзора за тем, как организация управляет результативностью в указанных областях.

Наиболее интересной и практически значимой является набор из 39-и показателей, который предлагается Руководством GRI для постановки целей и оценки результатов деятельности организации в экономике, в экологии и в социальной области. Они включают показатели экономические, экологические, организации труда, соблюдения прав человека, взаимодействия с обществом и ответственности за продукцию. Эти показатели могут быть использованы любой организацией в то или ином объеме для самооценки. Кроме того, и это не менее важно, на их основе могут быть выработаны требования со стороны заинтересованных сторон к социальной деятельности организации.

Разумеется, показатели, предложенные в Руководстве, могут быть видоизменены или к ним добавлены другие показатели.

Показатели экономической результативности.

EC1 [1]Созданная и распределенная прямая экономическая стоимость, включая доходы, операционные затраты, вы­платы сотрудникам, пожертвования и другие инвестиции в сообщества, нераспределенную прибыль, выплаты поставщикам капитала и государствам.

EC2 Финансовые аспекты и другие риски и возможности для деятельности органи­зации в связи с изменением климата.

EC3 Обеспечение обязательств органи­зации, связанных с пенсионным пла­ном с установленными льготами.

EC4 Значительная финансовая помощь, полу­ченная от органов государственной власти.

EC5 Диапазон соотношений стандартной заработной платы начального уровня и установленной минимальной зара­ботной платы в существенных реги­онах деятельности организации.

EC6 Политика, практические подходы к закупкам у местных поставщиков и доля таких закупок в существенных регионах деятельности организации.

EC7 Процедуры найма местного населения и доля высших руководителей, нанятых из местного населения, в существенных регионах деятельности организации.

EC8 Развитие и воздействие инвестиций в ин­фраструктуру и услуг, предоставляемых в первую очередь для общественного блага, посредством коммерческого, натураль­ного или благотворительного участия.

EC9 Понимание и описание существенных непрямых экономических воздейс­твий, включая область влияния.

Показатели экологической результативности

EN1 Использованные материалы с ука­занием массы или объема.

EN2 Доля материалов, представляющих собой переработанные или пов­торно используемые отходы.

EN3 Прямое использование энергии с указанием первичных источников.

EN4 Косвенное использование энергии с указанием первичных источников.

EN5 Энергия, сэкономленная в результате мероприятий по снижению энергопотреб­ления и повышению энергоэффективности.

EN6 Инициативы по предоставлению энер­гоэффективных или основанных на использовании возобновляемой энергии продуктов и услуг, и снижение потребнос­ти в энергии в результате этих инициатив.

EN7 Инициативы по снижению кос­венного энергопотребления и достигнутое снижение.

EN8 Общее количество забираемой воды с разбивкой по источникам.

EN10 Доля и общий объем многократно и повторно используемой воды.

EN9 Источники воды, на которые ока­зывает существенное влияние водозабор организации.

EN11 Местоположение и площадь земель, находящихся в собственности, аренде, под управлением организации, и рас­положенных на охраняемых природных территориях и территориях с высокой цен­ностью биоразнообразия вне их границ, или примыкающих к таким территориям.

EN12 Описание существенных воздействий деятельности, продукции и услуг на био­разнообразие на охраняемых природных территориях и территориях с высокой цен­ностью биоразнообразия вне их границ.

EN13 Сохраненные или восстанов­ленные местообитания.

EN14 Стратегии, осуществляемые действия и планы на будущее по управлению воздействиями на биоразнообразие.

EN15 Число видов, занесенных в Красный список МСОП и национальный список ох­раняемых видов, местообитания которых находятся на территории, затрагиваемой деятельностью организации, с разбивкой по степени угрозы существованию вида.

EN16 Полные прямые и косвенные выбросы парниковых газов с указанием массы.

EN17 Прочие существенные косвенные выбросы парниковых газов с указанием массы.

EN18 Инициативы по снижению выбросов пар­никовых газов и достигнутое снижение.

EN19 Выбросы озоноразрушающих ве­ществ с указанием массы.

EN20 Выбросы в атмосферу NOХ, SOX и других значимых загрязняющих ве­ществ с указанием типа и массы.

EN21 Общий объем сбросов с указанием качест­ва сточных вод и принимающего объекта.

EN22 Общая масса отходов в разбивке по типу и способу обращения.

EN23 Общее количество и объем су­щественных разливов.

EN24 Масса перевезенных, импортированных, экспортированных или переработан­ных отходов, являющихся «опасными» согласно приложениям I, II, III и VIII к Базельской конвенции и доля отходов,

EN25 Принадлежность, размер, статус охраны и ценность с точки зрения биоразно­образия водных объектов и связанных с ними местообитаний, на которые оказывают существенное влияние сбро­сы организации и поверхностный сток с территории ее объектов.

EN26 Инициативы по смягчению воздействия продукции и услуг на окружающую среду и масштаб смягчения воздействия.

EN27 Доля проданной продукции и ее упаковочных материалов, возвраща­емой для переработки производи­телю с разбивкой по категориям.

EN28 Денежное значение значительных штрафов и общее число нефинансовых санкций, наложенных за несоблюде­ние экологического законодательс­тва и нормативных требований.

EN29 Значимое воздействие на окружаю­щую среду перевозок продукции и других товаров и материалов, исполь­зуемых для деятельности организа­ции, и перевозок рабочей силы.

EN30 Общие расходы и инвестиции на охрану окружающей среды, с разбивкой по типам.

Показатели результативности подходов к организации труда

LA1 Общая численность рабочей силы в разбивке по типу занятости, до­говору о найме и региону.

LA2 Общее количество сотрудников и текучесть кадров в разбивке по воз­растной группе, полу и региону.

LA3 Выплаты и льготы, предоставляемые сотрудникам, работающим на условиях полной занятости, которые не предостав­ляются сотрудникам, работающим на усло­виях временной или неполной занятости, в разбивке по основной деятельности.

LA4 Доля сотрудников, охваченных коллективными договорами.

LA5 Минимальный период(ы) уведомления в отношении значительных изменений в деятельности организации, а также определен ли он в коллективном соглашении.

LA6 Доля всего персонала, представленного в официальных совместных комитетах по здоровью и безопасности с участием представителей руководства и ее ра­ботников, участвующих в мониторинге и формулирующих рекомендации в отношении программ по здоровью и безопасности на рабочем месте.

LA7 Уровень производственного травма­тизма, уровень профессиональных заболеваний, коэффициент потерянных дней и коэффициент отсутствия на рабочем месте, а также общее количес­тво смертельных исходов, связанных с работой, в разбивке по регионам.

LA8 Существующие программы образо­вания, обучения, консультирования, предотвращения и контроля риска для помощи сотрудникам, членам их семей и представителям населения в отношении тяжелых заболеваний.

LA9 Отражение вопросов здоровья и безопасности в официальных со­глашениях с профсоюзами.

LA10 Среднее количество часов обучения на одного сотрудника в год, в раз­бивке по категориям сотрудников.

LA11 Программы развития навыков и образо­вания на протяжении жизни, призванные поддерживать способность сотрудников к занятости, а также оказать им под­держку при завершении карьеры.

LA12 Доля сотрудников, для которых про­водятся периодические оценки ре­зультативности и развития карьеры.

LA13 Состав руководящих органов и пер­сонала организации с разбивкой по полу и возрастной группе, указанием представительства меньшинств, а также других показателей разнообразия.

LA14 Отношение базового оклада муж­чин и женщин в разбивке по категориям сотрудников.

Показатели результативности в области соблюдения прав человека

HR1 Процент и общее число существенных инвестиционных соглашений, вклю­чающих положения об обеспечении прав человека или прошедших оцен­ку с точки зрения прав человека.

HR2 Доля существенных поставщиков и подряд­чиков, прошедших оценку с точки зрения прав человека, и предпринятые действия.

HR3 Общая совокупная продолжительность (в часах) обучения сотрудников по­литикам и процедурам, связанным с аспектами прав человека, значимыми для деятельности организации, вклю­чая долю обученных сотрудников.

HR4 Общее число случаев дискримина­ции и предпринятые действия.

HR5 Деятельность, в рамках которой право на использование свободы ассоциации и ведение коллективных переговоров может быть подвержено существен­ным рискам, и действия, предпри­нятые для поддержки этих прав.

HR7 Деятельность, в рамках которой имеется значительный риск случаев использова­ния принудительного или обязательного труда, и действия, предпринятые для участия в искоренении принудитель­ного или обязательного труда.

HR8 Доля сотрудников службы безопас­ности, прошедших обучение поли­тикам и процедурам в отношении аспектов прав человека, связанных с осуществляемой деятельностью.

HR9 Общее число случаев нарушения, затраги­вающих права коренных и малочисленных народов, и предпринятые действия.

Показатели результативности взаимодействия с обществом

SO1 Характер, сфера охвата и результатив­ность любых программ и практических подходов, оценивающих воздействия деятельности организации на сооб­щества и управляющих этим воздейс­твием, включая начало деятельности, ее осуществление и завершение

SO2 Доля и общее число бизнес-единиц, проанализированных в отношении рисков, связанных с коррупцией.

SO3 Доля сотрудников, прошедших обу­чение антикоррупционным процедурам организации.

SO4 Действия, предпринятые в от­вет на случаи коррупции.

SO5 Позиция в отношении государственной политики и участие в формировании госу­дарственной политики и лоббирование.

SO6 Общее денежное выражение финансовых и натуральных пожертвований политическим партиям, политикам, и связанным с ними организациям в разбивке по странам.

SO7 Общее число случаев правовых действий в отношении организации в связи с проти­водействием конкуренции, практические подходы по недопущению монополис­тической практики и их результаты.

SO8 Денежное выражение существенных штра­фов и общее число нефинансовых санкций, наложенных за несоблюдение законода­тельства и нормативных требований.

Показатели результативности в части ответственность за продукцию

PR1 Стадии жизненного цикла, на которых воздействие на здоровье и безопасность продукции и услуг оцениваются для выявления возможностей улучшения, и доля существенных продуктов и ус­луг, подлежащих таким процедурам.

PR2 Общее количество случаев несоответствия нормативным требованиям и доброволь­ным кодексам, касающимся воздействия продукции и услуг на здоровье и безопас­ность, в разбивке по видам последствий

PR3 Виды информации о свойствах продук­ции и услуг, требуемые процедурами, и доля значимых продуктов и услуг, в отношении которых действуют та­кие требования к информации

PR4 Общее количество случаев несоответствия нормативным требованиям и доброволь­ным кодексам, касающимся информации и маркировки о свойствах продукции и услуг, в разбивке по видам последствий

PR5 Практики, относящиеся к удовлетво­рению потребителя, включая резуль­таты исследований по оценке степени удовлетворения потребителя.

PR6 Программы по обеспечению соответствия законодательству, стандартам и добро­вольным кодексам в сфере маркетин­говых коммуникаций, включая рекламу, продвижение продукции и спонсорство.

PR7 Общее количество случаев несоответствия нормативным требованиям и доброволь­ным кодексам, касающимся маркетин­говых коммуникаций, включая рекламу, продвижение продукции и спонсорство, в разбивке по видам последствий.

PR8 Общее количество обоснованных жалоб, касающихся нарушения неприкосно­венности частной жизни потребителя и утери данных о потребителях.

PR9 Денежное выражение существенных штрафов, наложенных за несоблюдение законодательства и нормативных тре­бований, касающихся предоставления и использования продукции и услуг.

Как видно из вышеизложенного, отчет GRI затрагивает все стороны деятельности организации, в том числе, финансовую, и поэтому должен содержать огромный объем разнообразнейшей информации, структурированной в соответствии с четкими критериями и показателями. Составление такого отчет требует больших затрат и наличия специалистов, которые могут его подготовить. Вследствие отчеты GRI готовят крупные, главным образом, транснациональные, компании.

Как следует из разных источников, количество российских организаций, публикующих отчеты GRI не превышает тысячу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал