Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, источники, субъекты международного гуманитарного права






Историю человечества называют историей войн. Современ­ное международное право запрещает применение военной силы и угрозы силой как способа разрешения международных разно­гласий. Агрессия квалифицируется как международное преступ­ление. Однако локальные вооруженные конфликты, сопровож­дающиеся сотнями человеческих жертв, нередкое явление для современных международных отношений. По информации Гессера (Швейцария), с 1945 г. произошло более 120 вооруженных конфликтов, в которых погибло более 22 млн. человек.

Поэтому международное гуманитарное право, направлен­ное на ограничение губительных последствий вооруженных
конфликтов, продолжает сохранять актуальность.

Международное гуманитарное право – это совокупность норм, регламентирующих поведение участников вооруженного конфликта с целью максимального ограничения и гуманизаци военных действий и защиты жертв вооруженного конфликта.

Зарождение норм гуманитарного права относится к глубо­кой древности. Причем первоначально они имели характер мо­ральных принципов, закрепленных в религиозных постулатах-законах (например, законы Древних Шумер, Древней Индии). Значительный вклад в развитие правил ведения войны в эпоху Средневековья внесло христианство и рыцарство. Рыцар­ские традиции, касающиеся объявления войны, статуса парла­ментеров, запрещения применения отдельных видов оружия, оказали влияние на формирование правил ведения военных дей­ствий, хотя их применение носило ограниченный характер: только между христианами и знатью.

В эпоху буржуазных революций начала развиваться доктри­на права войны, в формирование которой внесли большой вклад философы-просветители. Гроций, являясь создателем междуна­родного права, считал, что только оно способно защитить чело­века от действий вражеской стороны, и призывал к тщательной регламентации обращения к войне.

С XVIII в. военные действия начинают вестись профессио­нальными армиями, что приводит к новому этапу в развитии гу­манитарного права - формированию обычных норм путем за­крепления в национальном законодательстве государств (воен­ные уставы, конституционное и уголовное законодательства) идентичных правил, касающихся ведения военных действий, об­ращения с ранеными, военнопленными и населением неприяте­ля. Так, в Российском воинском артикуле (1715 г.) содержались статьи об ответственности за грабежи и разрушение церквей, насилие над женщинами, детьми и престарелыми. Согласно ар­тикулу «убийство безоружных людей является преступлением, позорящим честь русской армии».

Начало периода кодификации принципа защиты граждан­ского населения относится к середине XIX в. Первым междуна­родно-правовым документом стала принятая по инициативе Рос­сии в 1868 г. Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Петербургская декларация 1868 г.).

Кодификационный процесс шел по следующим направлени­ям:

1) разработка кодификационных норм, закрепляющих пра­вила ведения войны (13 конвенций, принятых на Гаагских конференциях 1899 и 1907 гг., касающихся законов и обычаев сухо­путной и морской войны, прав и обязанностей нейтральных дер­жав. БССР присоединилась к Гаагским конвенциям 1907 г. в 1962 г.);

2) принятие соглашений, направленных на защиту жертв
иных конфликтов:

четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. (ратифицированы БССР 5 ию­ля 1954 г.);

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных кон­фликтов немеждународного характера, от 6 июня 1977 г. (Про­токол II) (ратифицирован БССР 25 августа 1989 г.);

Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв во­оруженных конфликтов от 24 сентября 1993 г. (ратифицировано Республикой Беларусь 27 октября 1994 г.);

3) разработка конвенций в области ограничения и запреще­ния применения отдельных видов оружия:

Протокол о запрещении применения во время войны удуша­ющих, ядовитых или других подобных газов и бактериологичес­ких средств ведения войны от 17 июня 1925 г., Конвенция о за­прещении военного или любого иного враждебного использова­ния средств воздействия на природную среду от 1 декабря 1976 г. (ратифицированы БССР 23 мая 1978 г.);

Конвенция о запрещении или ограничении применения кон­кретных видов обычного оружия, которые могут считаться на­носящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбира­тельное действие, с прилагаемыми к ней Протоколом о необнаруживаемых осколках (Протокол I); Протоколом о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других уст­ройств (Протокол II); Протоколом о запрещении или ограниче­нии применения зажигательного оружия (Протокол III) от 10 октября 1980 г. и Протоколом об ослепляющем лазерном ору­жии (Протокол IV) от 13 октября 1995 г. (Протоколы 1980 г. и Протокол IV ратифицированы БССР 4 июня 1982 г. и 17 октяб­ря 1996 г. соответственно);

Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничто­жении от 18 сентября 1997 г.. Конвенция о запрещении произ­водства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении от 13 января 1993 г. (ратифицированы Респуб­ликой Беларусь);

4) разработка соглашений, направленных на обеспечение
соблюдения норм международного гуманитарного права:

Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использоваанием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г., Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г., Конвенция о непримени­мости срока давности к военным преступлениям и преступлени ям против человечества от 26 ноября 1968 г. (ратифицированы Республикой Беларусь).

Общечеловеческая направленность международного гума­нитарного права обусловила закрепление в нем общих обычных норм, ориентированных на международное сообщество в целом. Так, уже в преамбуле первых конвенций (II Гаагская 1899 г. иIV Гаагская 1907 г.) была включена «оговорка Мартенса», воспро­изведенная в дальнейшем в I Дополнительном протоколе 1977 г., которая гласила, что в случаях, не предусмотренных междуна­родными соглашениями, гражданские лица и комбатанты оста­нутся под защитой и действием общих принципов международно­го права, проистекающих из установившихся обычаев, из прин­ципов гуманности и из требований общественного сознания.

Универсальность применения ряда положений международ­ных конвенций в области гуманитарного права была подчеркну­та в решении Международного военного трибунала в Нюрнбер­ге, рассматривавшем дела нацистских преступников фашист­ской Германии, который в ответ на доводы защиты о неприме­нении IV Гаагской конвенции 1907 г. и Женевской конвенции 1929 г. об обращении с военнопленными к государству, не рати­фицировавшему их, постановил, что гуманитарные нормы ука­занных конвенций признаны всеми цивилизованными нациями, рассматриваются ими как декларация законов и обычаев войны и считаются частью общего международного права.

Гуманитарные нормы универсального действия императив­ного характера получили закрепление в последующих кодифи­кационных актах. В частности, в ст. 3, аналогичной по содержа­нию четырем Женевским конвенциям 1949 г., запрещающей всегда и всюду посягательство на жизнь, здоровье, неприкосно­венность и человеческое достоинство больных, раненых и воен­нопленных, гражданского населения.

Следует отметить, что характерной особенностью обычных норм международного гуманитарного права является то, что эти нормы существуют и применяются несмотря на значительные расхождения с практикой. Нормы Женевских конвенций о за­щите жертв войны 1949 г. часто нарушались в период многих во­оруженных конфликтов, происходивших после Второй мировой войны, тем не менее их авторитет даже для не подписавших го­сударств непререкаем.

Важное значение в процессе нормообразования междуна­родного гуманитарного права играет деятельность международ­ных неправительственных организаций, в первую очередь Меж­дународного комитета Красного Креста (МККК).

Особенно значима деятельность МККК в области кодифика­ции и прогрессивного развития гуманитарного права. Он был инициатором созыва ряда международных конференций (межправительственной в 1929 г., дипломатических в 1949 и в 1974 гг.), итогом которых стали разработка и принятие конвенций по гу­манитарному праву и дополнительных протоколов к ним. МККК активно участвовал в работе конференций, представляя проекты конвенций, причем трактовки отдельных статей, авто­ром которых являлся этот комитет, получили закрепление в конвенциях. В настоящее время эксперты МККК являются членами Независимой комиссии по гуманитарным вопросам, работающей над проблемой совершенствования гуманитарного права.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал