Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аргументáция – заявление определенных суждений, доводов (аргументов). 4 страница






Литó та – троп, когда антоним употребляется с отрицанием в целях риторического «умаления», напр., «нетрудно догадаться» вместо «легко догадаться», «Ничего?» вместо «хорошо, отлично». Ср. мейозис.

Логческий – имеющий отношение к интеллектуальным элементам сообщения, высказывания, в отличие от его психологического, эмоционального или формального грамматического содержания. Напр., выделяют понятие Л. ударения, которое произвольно выделяет определенный элемент высказывания: «Кофе — наш продукт», «Кофе — наш продукт» (т. е. в первом случае акцент сделан на характере продукта, товара, а во втором — на его принадлежности).

Логомá хия – логическая ошибка, «спор о словах», когда в процессе общения участники коммуникации по-разному понимают термины, что ведет к конфликту между собеседниками.

Локалзм – местное слово, провинциализм, диалектизм; слово или выражение, употребление которого ограничено определенной территорией, местностью, напр., «шá нежки» — (вид булок) на Русском Севере, «хá ла» (разновидность батона, известная только в крупных городах — Москве, СПб и др.).

Лкс – специальный лексический (словесный) штамп, которым отмечают лучшие фирмы обслуживания, номера в гостиницах, некоторые товары высокого качества (для молодежной аудитории используют еще приставку «супер-»).

М_

Макаронзм – иностранное слово или выражение, которое употребляется с искажением его звучания и в гротескном контексте; напр., оказавшиеся в США русскоязычные персонажи С. Довлатова и др. писателей эмиграции изъясняются на русском яз., в который вставляют множество М., заимствований из американского англ. яз. Также в русской классической литературе представляли язык слуг или мелких чиновников — французские фразы, часто употребляемые не к месту (и обычно представляемые автором в русской транскрипции, русск. буквами: «Дезагреабль-с… Ничего не поделаешь».)

Макаронческий – включающий макаронизмы (текст), шуточный жанр речи с обилием заимствований из иностранных языков. Напр., «Вздумалось моей кузине бедную меня малад проводить жюскá Кронштадт».

«Материá л упакó вочный» – материал речи, нужный только для связи, соединения ее разных композиционных элементов.

Мейó зис – троп, преуменьшение свойств предмета, процесса, явления, напр., «терпимый уровень» (вместо «удовлетворительный уровень»), «это вам влетит в копеечку», «оставляет желать лучшего» (вместо «плохой»), «приличная игра футболистов» (вместо «хорошая») и т. д. В М. присутствует ирония, заведомо неточное отражение действительного положения вещей.

Часто для М. используют слова с уменьшительными суффиксами, уменьшительно-ласкательным значением: «машинка» (об автомобиле), «денежки», «два миллиончика», «телефончик». М. не следует путать с гиперболой (ср.). Разновидностью М. считают литоту (см.).

Мелó дика – интонация, мелодия, звучание высказывания в речи.

Мелó дия – модуляции, положения высоты интонационного тона при произнесении фразы, зависящие от разной силы напряжения голосовых связок.

Метагогé – разновидность метафоры, приписывание чувств неодушевленным предметам, напр., в рекламном телеролике две конфеты «видят» девушку, и одна из них заявляет: «Кажется, я влюбился».

Метá лепсис – разновидность метонимии (см.), в которой заменяется логически предшествующее понятие последующим или наоборот, напр., «чтобы понять, надо сначала услышать».

Метапрогрá мма – специфический способ оценки и переработки поступающей информации сознанием и подсознанием людей, заставляющий их обращать внимание на те или иные особенности явлений, вещей и ситуаций, совершать те или иные поступки.

МП. — это стереотипы, шаблоны психической деятельности, непосредственно связанные со стереотипами поведения. Можно выделить несколько таких МП.

1. МП. положительной мотивации (движение, стремление к чему-л.) и МП отрицательной мотивации (движение от чего-л.). Напр., клиент хочет купить автомобиль. Если его МП. — положительная мотивация, то аргументами рекламы и продажи будут скорость автомобиля, дизайн салона, престижность марки и новизна модели, мощность двигателя, маневренность и т. п. Если клиент мотивирован отрицательно, имеет негативную МП., то с ним нужно говорить о безопасности, надежности, наличии сервисного обслуживания и гарантиях, экономичности данной модели. Эти МП. присущие не только конкретным личностям, но и определенным целевым аудиториям, являются социально-психологическими характеристиками групп людей. Так, по сходной схеме, пропаганда «говорит» с молодежью о перспективах, новизне, возможностях, а с пенсионерами и инвалидами — о стабильности, сохранении жизненного уровня, гарантиях со стороны государства и политических структур.

2. МП. внешней оценки и МП. внутренней оценки.

Эта МП. выделяет 2 основных типа людей:

1) тех, кто руководствуется собственной, внутренней оценкой фактов, событий, ситуаций. 2) тех, кто преимущественно руководим внешней оценкой, очень сильно зависит от похвалы близких, начальства, прибавления зарплаты, положительных отзывов в прессе, наград, знаков внимания со стороны окружающих.

Людей с МП. внешней оценки в мире, естественно, подавляющее большинство. Благодаря им, собственно и существует реклама. При этом полностью лишенных МП. внутренней оценки личностей не существует (кроме клинических идиотов). Поэтому при рекламировании эти МП. нужно соотносить с характером рекламируемого объекта. Напр., если рекламируется лекарство, то рекламу обычно привязывают к МП. внутренней оценки. А вот все предметы роскоши (яхты, автомобили, коттеджи, дорогой антиквариат и ювелирные изделия, модная одежда и обувь) рекламируют, как правило, ориентируясь на МП. внешней оценки у целевой аудитории. Играют на мотивах высокой социальной значимости потребителя, возникающей благодаря покупкам таких товаров, оценкам этих покупок его знакомыми, соседями, родственниками, сослуживцами, эхом отзывающихся в его внутреннем «я».

3. МП. эгоистов (думают только о себе) и МП. альтруистов (учитывают еще и интересы других).

Выявить одну из этих МП. достаточно легко, обратив внимание на лексику человека. В словаре эгоиста часто встречаются выражения: «я», «мне», «а мне», «наплевать», «не выгодно», «моя доля», «у меня», «мое» и их заменители, эфмеизмы. Альтруист использует фразы: «надо подумать», «что можно сделать», «давайте решим вместе», «будет нелегко», «это непросто» и подобные. При общении эгоист часто невербально выражен тем, что отстраняется от собеседников, избегает смотреть в глаза, дружеских рукопожатий и т. п. Альтруист обычно разговаривает, наклоняясь в сторону собеседника, открыт для установления доверительных контактов, избегает самовосхвалений, не подчеркивает свою личную значимость.

В рекламе эти МП. учитывают, напр., обращаясь к эгоистическим мотивам при продвижении риэлторских и медицинских услуг, продуктов питания и напитков. Без альтруистических мотивов трудно обойтись, рекламируя благотворительные акции, спортивные состязания, товары для детей.

4. МП. «стыковщиков» и «расстыковщиков».

«Стыковщики» — люди, которые подмечают общие черты явлений. «Расстыковщики», наоборот, подмечают различия, нестыковки, несоответствия. «Расстыковщики» обычно занудливы, но могут приносить пользу в бизнесе, поскольку часто указывают на мелкие ошибки, не слишком заметные мелочи.

Реклама часто использует оба полюса этой МП. Напр., «почувствуйте разницу» — это девиз «расстыковщиков», которые эту «разницу» везде ищут и находят. «Стыковщикам», напротив, понравятся слоганы: «Шок — это по-нашему», «Россия — щедрая душа», «Съел — и порядок», «В любом месте — веселее вместе».

5. МП. возможного и МП. необходимого.

На одном полюсе этой МП. — люди, которые мотивированы необходимостью. В их словаре часто встречаются утверждения «так надо», «я должен», «что делать» и подобные. На другом полюсе — люди «возможного», обычно энергичные оптимисты. Их лексикон: «А что? Может быть!», «Давайте попробуем», «Сделаю!, «Поехали», «Легко», «Все можно», «Отчего бы и нет».

Рекламные слоганы типа «живи играючи» или «сникерсни» вряд ли подойдут жертвам долга и необходимости. Данную МП. учитывают при подборе персонала: для разных должностей нужны оба типа личностей.

6. Стилевая МП.

Эту МП. учитывают во «внутрефирменном» PR. Она, прежде всего, определяет стиль работы. Выделяют «единоличников». Их отличает индивидуальность решений, потребность в независимости для продуктивной деятельности. «Коллективисты» (или «групповики») опасаются одиночества, могут трудиться только в группе, пользуясь поддержкой и сочувствием других.

Отдельно выделяют «мастеров компромисса» (лодырей). Их стратегия — ограждать себя от любой ответственности, ждать указаний и т. д.

7. МП. конформизма, податливости на убеждения.

У этой МП. 2 полюса — конформизм (соглашательство) и нонконформизм (инакомыслие). Оба явления у разных личностей и в различных целевых аудиториях могут присутствовать в разной степени. Напр., при маркетинговом описании типов потребителей в Германии выделяют такой, как «индивидуалист с запросами».

Данная МП. особенно важна для политической рекламы и пропаганды, при создании всяческих привлекательных «моделей» и «образов» предлагаемого избирателям будущего, рекламной «упаковки» проводимых реформ и т. д.

8. МП. чувства и логики.

Эмоциональными людьми управляют чувства, на них остро воздействуют цвет, музыка, живопись, картины природы, игра актеров. Они откликаются на любой эмоциональный зов (хотя реакция может быть и отрицательной).

Логика — редкая птица на российских просторах. Однако, именно логикой и разумом руководствуются потребители при приобретении компьютерной техники, выборе финансовых услуг, оценках наукоемких товаров производственного назначения.

9. МП. общего и частного.

На одном полюсе этой МП. сосредоточены те, кто выхватывает из жизни частности, цепляется за них, имеет порой довольно смутную картину мира. Другие хотят видеть связь между событиями и явлениями, стремятся к системному и аналитическому мышлению. Первые, разумеется, в большинстве.

Метафзика – в НЛП система понятий о времени и пространстве как категориях особым образом выраженных в языке, определенной национальной ментальности. Для каждого языка (и национального мировосприятия) выделяют свою особую М. Напр., индейцы Латинской Америки и представители многих африканских племен не поймут выражения «не думай о секундах свысока», поскольку не имеют о «секундах» никаких представлений.

Метатé за – перестановка звуков в слове, напр., в просторечии: «сингал» (вместо «сигнал»), «ралек» вместо «ларек». Формы слова, полученные благодаря М. могут закрепляться как основные, признанные, напр., «тарелка» (от «талерка», нем Teller).

Метá фора – троп, употребление слов и выражений в переносном смысле, исходя из сходства, аналогии; сближение в речи двух предметов по сходству или контрасту. Напр., «зубы белые как сахар», «иностранец Василий Федоров». В метафорическом значении могут употребляться как имена предметов, так и обозначения из признаков (глаголы, прилагательные, наречия), напр., «острая бритва» → «острое слово» или (в классе имен): «дубина → «наш директор — дубина».

Отдельно выделяют гиперболические М. (или метафорические гиперболы) типа: «наш швейцар — настоящий Геркулес». М. свойственны поэтической речи: «Метелица как медведица. Весь вечер буянит зло. То воет внизу под лестницей, То лапой скребет в стекло» (Э. Асадов), «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя» (А. Пушкин), «Аэродром для комаров мой лысый череп» (Е. Евтушенко). Такие М. называют образными или поэтическими. От них отличают лексические М. — мертвые или окаменевшие, стертые М. типа «лист бумаги», «ветер перемен», «оскал капитализма», «герой дня».

С помощью М. в художественной речи могут выражаться контраст и ирония, напр., «Скрытый кустами и темнотой, он видит, как теща сидит за столом и ест мясо. «Я ем совсем мало, я ем как птичка — а вечером вообще не ем», — говорит она обычно; хорошо освещенная, она сидит и рвет мясо большими кусками … как птичка. Как орел» (В. Маканин). Ср. гипербола, кеннинг, метонимия.

Мé тоды аргументрования – различные способы построения доказательств, создания доказательной аргументации и опровержений доводов другой стороны, контраргументации. МА. сравнения: подбирают сравнения, используя аналогию, которые подтверждают правильность тех или иных доводов, оценку той или иной ситуации. МА. противоречия: используют при контраргументировании, выявляют противоречия в утверждениях пропонента, но можно использовать этот метод и при создании собственных позитивных утверждений, чтобы придать драматизм, оживить речь, показать сложность обсуждаемой ситуации или явления. МА. фундаментальный: аудиторию «грузят» цифрами, фактами, всяческой специфической информацией, которую трудно понять, оценить и опровергнуть. МА. извлечения выводов: применяется для точной аргументации, когда шаг за шагом выстраивают лестницу частных выводов, ведущую к главному выводу, основному утверждению. МА. кусков: чтобы «разнести» пропонента его речь делят на куски, выявляют и критикуют самые слабые, сомнительные ее фрагменты. МА. « да, но »: перечисляют ряд утверждений противника, соглашаются с ними, но для каждого утверждения находят свой «минус». МА. бумеранга: использование этого метода требует чувства юмора и остроумия, тезис собеседника обыгрывают, вышучивают и возвращают в карикатурном, переосмысленном виде автору и аудитории (известен исторический случай, когда персидский царь послал спартанцам длинное угрожающее письмо, где сообщал, что сделает их рабами, придет с воинами и страшными боевыми слонами, разрушит их государство, на что спартанцы ответили одним словом — «если»). МА. опроса: позицию пропонента выявляют, задавая ему вопросы, комментируют его ответы, навязывают дискуссию и добиваются принятия своей точки зрения. МА. видимой поддержки: хвалят и поддерживают все утверждения пропонента, восхищаются им и даже приводят новые доводы в поддержку его позиции, затем незаметно наносят критический удар, заявляют, что забыли то и это, не было учтено то-то, что мешает нечто и т. д. МА. игнорирования: мнения и факты не опровергают, а просто игнорируют, гнут свою линию.

Это МА. корректного ведения дискуссий, но существует множество спекулятивных приемов, спекулятивная техника аргументирования. Напр., МА. подводки под авторитет: для опровержения утверждений противника приводят чье-то авторитетное мнение, высказанное совершенно по др. поводу. МА. шутки, анекдота: над партнером язвительно шутят ли рассказывают аудитории «поучительный анекдот», разрушающий положительное впечатление от утверждений пропонента. МА. изоляции: 1—2 отдельных высказывания противника изолируют от общего контекста его речи, искажают, переиначивают и опровергают. МА. введения в заблуждение: умышленно делают свои утверждения путанными, чтобы уйти от дискуссии, неприятных вопросов, при этом часто используют специальные термины, наукообразные речевые «навороты». МА. дискредитации: ставят под сомнение не доводы, а саму личность пропонента, по принципу «сам — дурак». МА. изменения направления: специально уводят дискуссию по руслу, переключают внимание аудитории на др. проблему. МА. вопросов—капканов: используются три типа таких вопросов: повторение, альтернатива и контрвопрос. При повторении специально многократно повторяют одно и то же утверждение, все время добиваясь от партнера его «согласия» и ослабляя измором его критическое мышление. Альтернатива — это провокационные вопросы типа: «Будешь делать, что директор сказал или по вагонам с протянутой рукой пойдешь?». Часто страх перед альтернативными вопросами-капканами закладывается в подсознание людей еще с детства, родителями («Будешь кашу есть или хочешь, чтобы Баба-Яга пришла?») и школьными учителями («Будешь стихотворение рассказывать или хочешь “двойку” получить?»). Контрвопросы используют вместо проверки и обсуждения доказательств партнера, сбивают контрвопросами его с мысли, запутывают аудиторию и т. п. МА. аппеляции: всяческие ссылки на мораль, нравственность, возбуждение чувств, эмоции для того, чтобы не решать конкретные деловые вопросы. МА. искажения: этот демагогический прием создания видимости своей правоты, верности неверных утверждений, когда обсуждаемый тезис специально перелицовывают, смещают смысловые акценты, делают непривлекательным для аудитории. МА. отсрочки: умышленное затягивание обсуждения, возврат к уже решенным вопросам, «дерганье нервов» партнерам, выяснение всяческих мелочей, не идущих к делу деталей.

Метонмия – троп, прием переименования для большей художественности, выразительности речи, когда название одного предмета используют для обозначения другого, который находится с первым в отношениях «ассоциации по смежности». М. может возникать в отношениях: «процесс — результат», «материал — изделие», «одно в другом», «объект знания — отрасль знания» и др. Напр., «одно на другом»: обращение в общественном транспорте — «Эй, ты, шляпа», или — «вкусное блюдо» и «глиняное блюдо» (перенос названия того, на чем едят, на то, что едят).

Выделяют т. н. стертую или лексическую М., метонимическое словоупотребление оторвавшееся от первоначальных связей «ассоциации по смежности»: «карман» (вместо «деньги»), «стол» (вместо «еда») и т. д.

М. часто используется при создании кличек и прозвищ: «Красная Шапочка», «Синяя борода». Ср. метафора, синекдоха.

Млтон — модé ль – модель речевого поведения, названная по имени американского психиатра Милтона Эриксона.

ММ организует речь так, чтобы конкретная информация была практически удалена, фразы звучали бы туманно, а слушатели или читатели самостоятельно домысливали сказанное.

Когда используют ММ, то прибегают к неопределенным глаголам («думать», «считать», «разрешать», «решать» и др.) и абстрактным существительным — «проблема», «польза», «любовь» и т. д. Употребляются ссылки на объективные обстоятельства: «ресурсы позволяют», «избиратели требуют», «проблемы вызывают и т. п. К ММ любят прибегать политики, с их общими декларациями и обтекаемыми формулировками. Использует ММ финансовая реклама, PR крупных компаний. Ср. доведение.

Мифологé ма – популярная, социально значительная идеологема, которая активно участвует в формировании мировоззрения и поведения людей, напр., «социальная справедливость», «свобода, равенство, братство», «открой свое дело», «экономическое мышление», «экономический подход», «государственное мышление», «современные научные знания», «научно-технический прогресс», «цивилизованные страны», «цивилизованные народы (общества)», «новые информационные технологии», «информационное общество». Ср. идеологема, философема.

Модá льность – 1) то же, что субмодальность (см.), 2) лингвистическое понятие, обозначающее отношения говорящего к содержанию высказывания и отношения содержания высказывания к действительности; отдельно говорят о модальных словах, модальной окраске интонации, модальных частицах, модальных глаголах, наречиях (напр., в рекламном слогане «просто добавь воды» использовано модальное наречие «просто»).

Момé нт – старинная английская мера времени, 1, 5 минуты. В современной психологии М. (текущим М) считают промежуток времени, в который впечатления воспринимаются человеком как некоторое взаимосвязанное единство и который составляет 10 секунд.

Монолó г – особое построение речи, обращенной к самому себе и не рассчитанной на реакции слушателей, собеседников (в отличие от диалога, обмена высказываниями и реакциями на них).

В художественной литературе выделяют т. н. внутренний М. персонажей — воспроизведение их мыслей (пережитая речь), ощущений и впечатлений.

Для PR и рекламы важен внушающий и агитационный М., являющийся основной формой вербального воздействия. Выделяют еще драматический М., в котором речь только сопутствует др. средствам выражения содержания — мимике, жестам, пластическим фигурам и т. д. Повествовательным М. называют последовательно и строго логически организованное сообщение. Выделяют еще лирический М., передающий чувства и эмоции.

Москó вское произношé ние – образцовое звучание русской речи, свойственное коренным жителям Москвы, особенности которого признаны нормами для русского литературного языка.

Исторически самые древние жители Москвы (кривичи) были носителями севернорусского произношения, близкого новгородскому. До XVI в. в МП царило «оканье» («окал», напр., Иван Грозный). Но выходцы из южной и восточной Руси несли с собой «акающий» говор. И в XVIII в. такое произношение уже господствует: «Выговор буквы “о” без ударения, как “а”, много приятнее», — писал М. Ломоносов в «Российской грамматике» (1755 г.).

Уже в XIX в. живая московская речь становится образцовой для всех образованных и культурных людей, владеющих русским языком. Для МП. того времени (или старомосковской речи) характерны: «аканье», взрывное «г», мягкий «р» в словах «первый», «верх», «четверг» и др. Сейчас эти особенности сохраняет русская сценическая речь (см.).

Выделяют такие нормы современного МП. — «щ», «сч», «жж», «зж», «жд» произносятся как долгие и мягкие [щ’], [ж’], напр., «счет — [щ’от]», а краткие мягкие [щ’] и [ж’] возможны только в некоторых заимствованиях типа «жюри», «пщют», «Жюль»,

— сочетание «чн» произносится как [шн], напр., «було[шн]ая, ску[шн]о», хотя может звучать и букв. как [чн], напр., «вечность», «личность»,

— «щн» именно так и произносится (т. е. [щн]), а не как [шн], напр., в словах «су[щн]ость», «ово[щн]ой»,

— колебание мягкого и твердого «с» в возвратных глагольных формах, напр., «зачитать[с’]я» или «зачитат[с]а» (последнее — характерно для сценической речи),

— произнесение что и чтобы как [ш]то и [ш]тобы.

Существует еще целый ряд особенностей МП. Важно отметить, что МП. стремятся следовать ТВ и радио, в целом, публичная речь.

Мó тто – оригинальное остроумное изречение, словесное определение — острó та.

Остроумие и острословие, тем более, спонтанное, далеко не всегда может присутствовать в рекламных текстах или PR-материалах. М. довольно редко возникают в публичной деловой речи или в процессе межличностного общения.

Интересный случай произошел с У. Черчиллем на Ялтинской международной конференции. С пола сотрудники советской миссии подняли его записку с таинственной фразой: «Старый ястреб не выпадет из гнезда». Позже Н. Хрущев спрашивал у У. Черчилля, что означала эта фраза, о какой политической проблеме шла речь и т. п. Черчилль объяснил: «Ничего особенного. Просто ответил на записку, в которой меня предупреждали, что расстегнулась ширинка на моих брюках». Другой исторический анекдот связан со встречей Л. Брежнева со старым другом-однополчанином. Дело было на даче, изрядно выпили. И фронтовой друг стал рассказывать Л. Брежневу о всяких советских безобразиях, безумных экономических проектах, очередях в магазине, низких зарплатах инженеров и т. д. На что Леонид Ильич ответил: «Володя, логики не ышшы».

В 1970-х гг. о президенте США Д. Форде кто-то из его преемников заметил: «Джерри — хороший парень, только он слишком долго играл в футбол без каски» (в американском футболе носят специальные защитные доспехи). Интересно выразился Б. Ельцин об уходе своих фаворитов А. Коржакова и М. Барсукова, бизнесменов-«силовиков»: «Они стали слишком много брать, и слишком мало — отдавать». Прекрасным М. является заявление В. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Своеобразны М. у А. Лукашенко: «Потеряем учителя — всё, капец. Будем ходить пьяные и дурные».

Как М. первоначально возникли такие слова, как «борзописец», «прошляпить», «хрущоба», «лохотрон», «папарацци» (по имени Папарацци, персонажа итальянского фильма). В общую речь М. часто приходят из произведений художественной литературы, языка ее героев: «держиморда», «человек в футляре», «отец русской демократии», «гигант мысли», «акулы пера». М. заимствуют из кинофильмов («Надо, Федя», «Снег башка попадает»), рекламы («Ждем-с», «Съел — и порядок»), скетчей профессиональных юмористов («дюфсит», «отлично, Григорий»), «одесского языка» («керосина нет, и неизвестно», «две большие разницы»).

М. — недолговечны. Многие из них забываются, уходят из языка и речи новых поколений. Ср. афоризм.

Мышлé ние – деятельность человеческого сознания («я») по взаимодействию с окружающим миром в процессе жизни.

М. функционирует как способ познания мира и инструмент влияния на него. М. как психический комплекс оперирует таким арсеналом, как понятия, образы, память, воображение. Обычно выделяют как главную форму словесное (вербальное) М. и внеязыковые формы М., напр., образные представления. Эти формы или типы М. сосуществуют, совмещаются в психической деятельности. Исследования М. глухонемых показывают, что М. может осуществляться и без базы конкретного языка, точнее, не быть вербальным. В то же время без «языка» как системы знаков (того же «языка жестов» глухонемых) М. не представляется возможным. Вербальное М. является высшим типом М. вообще. Очевидна закономерность: чем богаче словарь личности, лучше ее владение языком, тем гибче и шире ее М. (и наоборот). Именно благодаря словам (знакам отвлеченных понятий)) происходит закрепление в сознании людей сложных и часто противоречивых знаний и представлений о мире. Единицами «словарной памяти» оперирует психика в процессе М. наряду с образами, впечатлениями о запахах, температуре и др. устойчивыми ощущениями. Слова, словосочетания, модели синтаксиса, словообразования и словоизменения и др. представления о языке и навыки владения им (плюс иностранные языки как дополнительные инструменты вербальной формы М.) находятся в «архиве» долговременной памяти неокортекса («нового мозга»). Но это — далеко не вся информация (содержимое) и не все инструменты и возможности М.

Органом М. является мозг, точнее неокортекс. Неокортекс («новый мозг») — эволюционно последняя из частей мозга, находящаяся в голове. Две другие главные области мозга: «комплекс рептилий» (КР) и промежуточный мозг, лимбическая система (ЛС). В КР располагается подсознание — наследственный генетически суммарный опыт живого существа, доставшийся от бывших до него живых существ. В КР входят: спинной мозг, продолговатый мозг, понс (мозговой ствол), мозжечок (связан и с неокортексом), средний мозг. От неокортекса КР отделен ЛС. В ЛС встречаются содержимое подсознания (КР) и информация бодрствующего сознания (неокортекса). Эти встречи ведут к появлению сильных эмоций: любви, страха, ненависти, отваги, депрессии, чувства радости, удовольствия. ЛС отвечает за моторные функции тела — обмен веществ, температуры, сон, прием пищи, сексуальное поведение и др.

ЛС обладает собственной памятью, возможностями кратковременного накопления информации. Здесь накапливается сенсорная информация об окружающем мире, т. е. сведения, которые передают в ЛС сенсоры тела — уши, нос, глаза, кожа. Важнейшим из сенсоров являются глаза, до 90% поступающей к человеку информации — визуальная.

Между сознанием и подсознанием нет постоянной связи. Такая связь возникает только во сне и в некоторых особых ситуациях (алкогольного опьянения, прием определенных наркотиков, в пору полового созревания). Обычно именно во сне в ЛС появляется информация из подсознания (КР), которая в ЛС обрабатывается, фильтруется и передается в долговременную память («архив») неокортекса — в сознание.

Древнейшая часть мозга — КР. Эта часть не только управляет дыханием, кровообращением, движением мускулов и мышц тела, но и обеспечивает координационные движения рук при ходьбе и жестикуляцию при речевом общении. С неокортексом КР связан как «восходящими», так и «нисходящими» путями, по которым происходит обмен информацией.

В КР собрана и собирается такая информация: а) личная генная (наследственная), которая определяет основной «проект» развития человека — форму тела, голос, походку, темперамент, характер, интеллект, жестикуляцию, а также врожденные болезни (артрит, спазмы сосудов, мигрень и др.), б) архаичные, идущие из очень давних эпох содержания памяти КР. (их еще называют «прообразами»), так же, как и личная генная информация, зафиксированные в ДНК, передаваемом по наследству генном материале, причем память КР самостоятельна и работает независимо от кратковременной памяти ЛС и долговременной памяти неокортекса, в) постоянно принимаемая сенсорными рецепторами (глаза, нос, уши, кожа) информация об окружающем мире и изменениях в нем.

Наиболее сложна проблема архаичных «праобразов» в памяти КР. Некоторые специалисты заявляли, что, во многих культурах Запада и Востока существуют очень старые мифы и легенды о драконах, т. е. ящерах, динозаврах, вымерших на Западе много миллионов лет назад, когда людей еще не было. Когда же нашли и описали останки динозавров, то легенды и мифы о драконах уже существовали много веков. Откуда в них информация о гигантских рептилиях? Предполагают, что она пришла в мифы и легенды о драконах из мозга (КР) людей, создававших мифы о драконах, используя «архив» памяти КР, его раздел архаических «праобразов». В промежуточный мозг, ЛС входят: гипоталамус, таламус, амигдала, кортекс ольфаториус, гиппокампус. Каждая из этих частей ЛС имеет свои функции и задачи. Напр., таламус занимается обработкой т. н. афферентных — только зарождающихся, начальных — возбуждений. Эти возбуждения (о которых в быту говорят, что «что-то такое брезжит в голове»), определяют как предсознание и основу для появления эмоций. Первичные реакции или начальные эмоции в таламусе долго не остаются, а передаются в неокортекс, т. е. поступают в сознание. Важные функции выполняет амигдала — небольшое миндалевидное приложение к ЛС. Это центр возникновения различных агрессий и страхов, которые взаимосвязаны. Гиппокампус обеспечивает возможности запоминать или вспоминать, также взаимосвязанные. Когда-то гиппокампус был исключительно кратковременным накопителем памяти о запахах, которая требовалась при преследовании добычи, ориентировании в лесу и при поиске и выборе полового партнера. У современного человека — это общая кратковременная память, где ненадолго собираются сенсорно воспринятые впечатления и раздражители, а также содержание подсознания, поступающее сюда от КР (обычно во время сна). Гиппокампус обрабатывает всю эту информацию, выделяет и передает самое важное в долговременную память неокортекса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал