Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сетевой график издания
В приведенную схему остается вписать названия рубрик, а также отделы или имена сотрудников — и устойчивый ритм работы обеспечен на продолжительный срок. Во многих редакциях составляются и среднесрочные планы, рассчитанные на период от месяца до трех. Еще более короткие отрезки времени охватывает оперативное планирование, например недельное. В этом случае и на уровне редакции, и на уровне каждого отдела составляется, по возможности, точная конструкция ближайших номеров. В планах указываются темы, объекты, объемы в строках, авторы публикаций, а если предусмотрены иллюстрации, то описываются и они. В ряде редакций принято также пояснять, готов ли уже материал или его еще предстоит собрать и написать. Иными словами, достигается максимально возможная ясность, чтобы секретариат заблаговременно приступал к составлению отдельных полос и номеров. Однако наибольшей конкретностью обладает план номера — того, что выйдет завтра или в ближайший по графику выпуска день. Такой план выполняется в двух вариантах — в текстовом, в котором описывается все содержание выпуска, распределенное по полосам и рубрикам, и в графическом, т.е. в виде чертежа, макета. Макет составляется со скрупулезной тщательностью, он отражает не только содержание номера, но и все бесчисленные детали оформления. Только при этом условии редакция гарантирует себя от неприятных сюрпризов, которые может принести выполнение ее указаний в типографии. В плане номера не бывает пустот — разве что до последнего момента оставляется свободное пространство для сверхоперативных новостей. Заканчивая обзор системы планирования, добавим, что кроме основных существуют дополнительные планы, обеспечивающие некоторые специальные стороны производства. К ним относятся, например, планы-графики проведения внутриредакционных мероприятий (творческих совещаний — «летучек», заседаний редколлегии и др.), подписных кампаний, организационно-массовой работы, повышения квалификации и движения кадров и пр. Когда говорят, что без планирования не обходится ни одна редакционная акция, это не надо воспринимать как преувеличение. Для каждого сотрудника планы и графики служат средством разумной организации своего рабочего времени, и в этом отношении у них нет альтернативы. Время — ценнейший ресурс профессионала с точки зрения повышения производительности труда и сбережения творческого потенциала. Дополнительную возможность рационально распорядиться им дают специальные приемы, проверенные многими поколениями журналистов. Специалисты по научной организации журналистского труда рекомендуют следующие способы экономии времени: • параллельная работа над несколькими заданиями (согласимся, что неразумно выезжать в дальнюю командировку ради одного материала: кроме, например, заготовок для проблемного очерка, в блокноте и фотокамере окажутся еще и зарисовка о человеке необычной судьбы, и деловое интервью, и жанровые сценки на улице и т.п.); • поручение части заданий помощникам (в этом качестве выступают и постоянные авторы, которыми окружает себя опытный профессионал, и студенты-практиканты, и люди, решившие попробовать себя на поприще журналистики, — выбор у корреспондента всегда есть); • использование максимального количества источников информации (вместо того чтобы подолгу разыскивать и ожидать единственного человека, способного дать сведения); • аккредитация при пресс-центрах организаций и предприятий (согласно российскому законодательству, организации как бы «прописывают» у себя представителей некоторых СМИ, обеспечивая их своей деловой документацией, заблаговременно приглашая на свои мероприятия, предоставляя помещения, технику и условия труда, — это и есть аккредитация); • изучение других СМ И (регулярно знакомясь с выпусками новостей по телевидению и радио, воспитав в себе привычку просматривать свежую прессу, журналист получает подсказки — актуальные темы, адреса, способы разработки сюжетов, на самостоятельный поиск которых уходит больше времени, чем на сочинение текста); • использование оргтехники (этим словом обозначаются устройства, предназначенные для механизации и автоматизации работы с информацией: компьютеры, факс-аппараты, видеомагнитофоны для автоматической записи теленовостей в отсутствие хозяина дома и др.); • применение научных методик работы с информацией (ведение картотек, статистическая обработка больших массивов данных, владение системой библиографического поиска и т.п.); • самоконтроль (проверка и оценка выполнения дел, запланированных на день, на неделю и т.п.; естественно, для этого нужно выработать привычку составлять и записывать такие планы); • самонаблюдение (специалисты давно пришли к выводу о том, что иногда бывает полезно на неделю завести дневник самоконтроля; в нем регистрируются все потраченные часы и минуты, и тогда выясняется, что, например, продолжительные вечерние беседы по телефону являются главной причиной постоянной нехватки времени)[46]. В системе регулирования коллективной и индивидуальной деятельности существенную роль играют редакционные кодексы. По своему происхождению они относятся к сфере корпоративной этики. Редакция устанавливает стандарты поведения своих сотрудников в обстоятельствах, которые, как правило, не получили исчерпывающего толкования в законодательстве. В кодексах предлагаются решения типичных щекотливых ситуаций, встречающихся в практике репортера: например, как вести себя по отношению к несовершеннолетним героям разоблачительных публикаций, или к ненадежным источникам информации, или к небескорыстным спонсорам. Иногда кодексы принимают характер «мягких» этических рекомендаций, призванных нравственно сориентировать журналистов. Но они могут приобретать и форму официальных правил внутреннего трудового распорядка, введенных в действие административным решением. Многие СМИ используют такие кодексы для демонстрации своей респектабельности перед лицом аудитории и коллег. Нередко идейное содержание этических установлении как бы концентрируется в одной формуле, которая становится девизом редакции. В американской периодике встречаются девизы «Служить форумом взаимопонимания и согласия» и «Публиковать новости и поднимать шумиху», а в российской — «Объяснять запутанное время, в котором мы живем» и «Поощрять гордость нашей страной» [47]. В других случаях кодексы разрастаются до объемных сводов правил, которые регламентируют поведение едва ли не во всех мыслимых ситуациях. Так, компания «РТВ Словения» издала для внутреннего пользования целую книгу на 100 страницах. В нее включены два десятка разделов, по сферам и формам профессиональной практики: разнообразие и сбалансированность новостей, избирательные кампании, отношения с государственной властью и правительственными органами, расследовательская журналистика, уважение ценностей зрителей и слушателей, дети и меньшинства в программах компании, реклама, промоушн и спонсорство, внешность в эфире и требования к одежде, конфликт интересов, прав и обязанностей и др. Каждый раздел, в свою очередь, содержит подробный список тем и ситуаций [48]. Добавим, что редакция представляет собой легитимную производственную единицу, и на нее в полной мере распространяются нормы права, в частности законодательство о трудовых коллективах. Все внутренние документы должны быть согласованы с действующими законами, а права сотрудников защищаются профсоюзами.
|