Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы статуса военнослужащих, уволенных с военной службы






СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Правовые основы статуса военнослужащих, уволенных с военной службы

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.№53-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.[1]

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным Законом, а также федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.[2]

В ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ указаны следующие основоположения о статусе военнослужащих:

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

3. Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

5. Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирование мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

6. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

8. В Законе РФ " О статусе военнослужащих" имеются два понятия, являющимися одними из условий предоставления военнослужащим и (или) гражданам уволенных с военной службы тех или иных гарантии правовой и социальной защиты: общая продолжительность военной службы в льготном исчислении (например, при установлении продолжительности основного отпуска) и общая продолжительность военной службы (например при установлении размеров единовременного пособия при увольнении или права на ежемесячное социальное пособие, выплачиваемое военкоматом). Разумеется общая продолжительность военной службы исчисляется в календарном исчислении.

9. Согласно Закону РФ " О статусе военнослужащих" оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие) нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания с содержанием на гауптвахте, только по основаниям и в порядке, которые предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

11. О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляют органы военного управления и органы военной прокуратуры. Право на труд реализуется военнослужащими посредством ими военной службы.

12. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации

13. Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.

14. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации)-один день военной службы за два дня работы

15. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсий по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

16. Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по мету военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.

Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию. В указанные периоды супругам военнослужащих, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячно пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.[3]

17. Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются, дополнительны льготы, гарантии и компенсации.

18. Перечень указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечень указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба)

19. Супруги военнослужащих при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовке, повышение квалификации и переподготовке с отрывом от производства с выплатой в период обучения средней заработной платы.

20. Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.

21. Военнослужащие - женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

22. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п.3.ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих», не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

23. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируются отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.

24. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

25. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск. Продолжительность основного отпуска устанавливается:

· Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;

· Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;

· Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток;

· Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток

Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в год поступления на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.[4]

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и по призыву в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должностях, исполнение обязанности военной службы на которых связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы. При этом общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных чуток не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно (в ред. Федерального закона от 31.12.1999 г. №229-ФЗ)

Указанное увеличение основного отпуска производится и военнослужащим - ветеранам боевых действий на территории других государств, но дополнительный отпуск без сохранения денежного довольствия сроком до 3 недель в год им не предоставляется.[5]

26. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания.

27. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания, а также оказывается материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

28. Военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей, а также военнослужащим, направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технической помощи и исполнения иных обязанностей военной службы, выплата единовременного денежного вознаграждения и премии за образцовое выполнение воинского долга не производится.

Государство гарантирует военнослужащим, проходившим военную службу по контракту:

· Назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе; Повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.

· Увеличение количества льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислений (далее - общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. [6]

На протяжении долгого времени служба в армии считалась работой не выгодной, не престижной, малоперспективной. В последние годы все кардинально изменилось. Государство, стремясь привлечь как можно больше людей к военной службе, увеличивает размеры ежемесячного жалования. Пополнение армейских рядов и в частности офицерского состава высококвалифицированным и профессиональными военными является основной задачей государства в этом секторе. Именно поэтому предусмотрены ежегодные повышения заработных плат военных.[7]

В 2014 году рост зарплат военных и некоторых категории государственных служащих и работников правоохранительных органов был приостановлен. Это произошло в соответствие с законом подписанным Президентом России в конце 2013 года и позволило сэкономить около 4-х миллиардов бюджетных средств. Однако это вызвало недовольство среди военнослужащих. Именно поэтому был подписан еще один Закон и уже в соответствие с ним размер заработной платы военнослужащих будет повышен в 2015 году.

С одной стороны это приведет к тому, что средний размер зарплаты военного будет в разы больше чем у остальных работников бюджетной сферы. Например, заработная плата военнослужащего в звании лейтенант в 2015 году возрастет минимум на 5 %. Кроме этого, в 2015 году к зарплате будут прибавлены дополнительные надбавки. В сумме общий размер увеличения зарплаты может в среднем составить до 20%. Однако не следует забывать о том, что военные лишились многих своих льгот. В частности в 2015 году, военные лишатся права на бесплатный проезд, лишатся льгот по уплате земельного налога.

Кроме того, пенсии военнослужащих в отставке также подвернуться пересмотру. Уже известно, какие пенсии будут получать военнослужащие в 2015 году. Военные пенсии будут ежегодно повышаться на 2% (за выслугу лет) и добавочно с учетом инфляции. Таким образом, общее повышение пенсии военнослужащего может увеличиться на 8-8, 5%. К тому же, размер пенсии военных в отставке увеличивается 2 раза в год. Это позволяет корректировать размер пенсии в течении года, в случае если инфляция выйдет за границы прогнозов.

 

Общие положения о социальных гарантиях военнослужащих

Свое место в системе социального обеспечения занимают социальные гарантии. Социальные гарантии - материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально - экономических прав членов общества – право на труд, на отдых, жилище, бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь на материальное обеспечение в старости и в случае потери трудоспособности.[8]

Одним из важнейших направлений деятельности Российского государства по повышению эффективности социальной политики является реформирование системы социальных льгот, установленных законодательством для различных категорий граждан, включая военнослужащих, уволенных с военной службы. Социальные гарантии в социальном обеспечении военнослужащих, уволенных с военной службы занимают значительную роль. Они обеспечивают военнослужащих различными льготами. Эти льготы гарантируют благоприятную, обеспеченную жизнь военнослужащим и после военной службы. [9]

Так же существуют особые социальные гарантии для военнослужащих.
Для них установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Разработка социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

· реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

· совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

· охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Отличительными особенностями социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей являются[10]:

1. Нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся главным образом в федеральном законодательстве - законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль.

2. Финансирование социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется главным образом за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации), играющие ключевую роль в социальном обеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорий граждан практически не используются.

3. Если социальное обеспечение населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и т.п., то социальное обеспечение военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод.

4. Социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей отличается повышенными по сравнению с другими категориями граждан размерами пенсий и пособий. Этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинского труда.

5. Социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включает в себя ряд специфических видов пособий и компенсационных выплат, предназначенных только для указанных категорий граждан (например, ежемесячное пособие супругам военнослужащих, вынужденным не работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства ввиду особенностей дислокации воинских частей; социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет; компенсация за поднаем жилых помещений безквартирным военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы др.).

Военнослужащие граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.[11]

Основным нормативным документом, который определяет основы военно - социальной политики, является Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[12]. Для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих и членов их семей, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.[13]

В первую очередь государство гарантирует военнослужащим уволенным с военной службы жилищное и пенсионное обеспечение. Федеральный закон " О статусе военнослужащих" закрепляет важное положение о том, что " государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений" (п.1 ст.15), тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. Согласно ст. 13 Федерального Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12.02.1993 лицам, проходившим военную службу предусмотрены пенсии: пенсия за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца[14]. Выплата пенсий гражданам, проходившим военную службу, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Основным нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Закон РФ " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".[15]

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал