Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 20. Музыкальное исполнительство в XIX веке
Демократизация музыкальной жизни, новый буржуазный слушатель, публичные концерты и театральные представления как форма музицирования. Доход от концертной деятельности как экономическая основа деятельности исполнителя. Возникновение профессии импресарио, утверждение капиталистической формы эксплуатации артиста. Разделение труда композитора и исполнителя в начале XIX в. Формирование нового типа исполнителя-интерпретатора на протяжении XIX века. Распространенность особого типа исполнителя-виртуоза в первой половине XIX века. Многообразие запросов музыкальной публики Возрастание роли инструментальной музыки – свидетельство развития музыкальной культуры и самостоятельности музыкального искусства. Новая эстетика исполнительства, связанная с деятельностью исполнителей-виртуозов. Углубление интереса к серьезному, идейно содержательному искусству, Развитие искусства интерпретации. Зарождение развлекательной буржуазной культуры. Возникновение новых музыкально-театральных жанров – водевиля (начало XIX века) и оперетты (середина XIX века). Новые пространственно-акустические условия музицирования в большом концертном зале, их воздействие на музыкальный инструментарий и способы звукоизвлечения: требование большей интенсивности звучания, повышение строя, более сильное натяжение струн, широкое использование вибрато скрипачами и виолончелистами. Элементы зрелищности (актерское перевоплощение, выразительный жест) как способ воздействия на массу слушателей. Смешанные концертные программы. Жанры виртуозной пьесы или концерта, фантазии на оперные темы в программах сочиняющего виртуоза. Формирование нового типа музыканта-интерпретатора, ставящего перед собой объективные художественные задачи, усиливающего интеллектуальное начало исполнительства в середине XIX в. Изменение репертуарных приоритетов, исполнение произведений композиторов-классиков, возрождение сочинений старинных мастеров. Сольные Klavier-, Violin- и Liederabend'a, развитие квартетного музицирования, расцвет искусства дирижирования. Исполнительская деятельность крупнейших музыкантов (скрипачей Ф. Давида и Й. Иоахима, универсальных художников Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна, дирижеров Г. Берлиоза и Р. Вагнера), ознаменовавшая начало современного исполнительского искусства. Формирование исполнительских школ, направлений и стилей, связанных с различным пониманием задач музыкального искусства, с исполнением музыки разных эпох (в частности, старинной музыки), различного общественного назначения. Развитие национальных исполнительских школ. XIX век – время создания ряда новых музыкальных инструментов. Изобретение аккордеона (1829) К. Демианом, саксофона (патент 1846 г.) Адольфом Саксом, ряда духовых инструментов для оркестра Р. Вагнера и др. Возникновение различных форм закрепления интерпретации — исполнительской редакции и транскрипции. Изобретение на рубеже XIX—XX вв. грамзаписи – средства фиксации конкретного исполнительского процесса и распространения музыкальной культуры в обществе.
|