Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета проявляется в способе познания и изучения предмета бухгалтерского учета как взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности. Совокупность различных способной и приемов, посредством которых решается задача бухгалтерского учета, называется методом бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: v Документирование и инвентаризация – способы первичного наблюдения и контроля за хозяйственными операциями; v Оценка и калькулирование – способы стоимостного измерения учитываемых объектов и явления; v Счета и двойная запись – способ текущей регистрации и группировки объектов учета в процессе осуществления хозяйственных операций; v Бухгалтерский баланс и отчетность – способы заключительного обобщения текущих записей. Методы первичного наблюдения, включающие документацию и инвентаризацию, выступает важными средствами контроля за хозяйственными явлениями и процессами, происходящими в организации. Документирование – это способ регистрации первичного контроля и наблюдения за финансово-хозяйственными операциями в юридически оформленных документах. Документация хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета основывается на требовании не прерывного и сплошного отражении его объектов. Каждый момент движения имущества и обязательств организации в процессе финансово хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в бухгалтерском учете, что осуществляется посредством применения учетной документации. Бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов. Не одна запись в бухгалтерском учете не может быть сделана без соответствующего ее оформления документом. Оформленные и подписанные документы после проверки используются для последующих бухгалтерских записей. Они обеспечивают точность, достоверность, полноту учетной информации, применяются для проведения контрольных мероприятии. Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества организации в натуральной форме данном учета. На практике документальное обоснование записи всех операций не гарантирует точности. Между учетными сведениями и фактическим наличием активов и обязательств в хозяйственной практике могут возникать расхождения. Это связанно с ошибками в учетных записях, не точностями при приеме и отпуске материальных ценностей, естественной убылью, хищениями. Инвентаризация проводится с целью контроля бухгалтерских записей. Она является способом наблюдения за хозяйственной деятельностью организации, контроля за состоянием и наличием активов и обязательств, обеспечения полноты, точности и достоверности бухгалтерских данных. Проверенные во время инвентаризации все хозяйственные операции и результаты своевременно регистрируются на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятия. В связи с этим способ инвентаризации является необходимым дополнением к документированию. Стоимостное измерение как элемент метода бухгалтерского учета позволяет представить учитываемые в организации объекты в денежной форме и служит для отражения в учете и обобщения разнородных хозяйственных операций. Оценка – это способ денежного выражения (на основе натуральных и трудовых измерителей) объектов бухгалтерского учета в целях группировки и обобщения учетной информации. Основные принципы оценки объектов бухгалтерского учета представлены в нормативных документах по бухгалтерскому учету и являются обязательными для всех организаций, что обеспечивает единство оценки. Частным случаем оценки как метода стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, имеющего особое значение, выступает калькуляция. Калькулирование - это расчет себестоимости изготовляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, а также приобретаемых предметов труда калькуляция, позволяющая определить фактическую себестоимость объектов, является основой их денежной оценки и в связи с этим имеет важное практическое значение. Определение себестоимости продукции (работ, услуг) осуществляется в соответствии с законодательными и нормативными актами, регламентирующими бухгалтерский учет и устанавливающими состав затрат на производство и продажу продукции (выполнения работ – оказания услуг), включаемых в себестоимость. Расчет себестоимости производится путем суммирования учтенных фактических затрат организации на приобретение материальных ресурсов, производство и продажу продукции, работ, услуг. В результате появляется возможность провести исчисление финансовых результатов работы (прибыли или убытка), что имеет принципиальное значение для коммерческих организации в рыночных условиях. Группировка и обобщение данных о движении объектов бухгалтерского учета в определенном порядке производится на счетах бухгалтерского учета. Система счетов – это экономическое группировка объектов бухгалтерского учета и получения о них необходимой информации с целью текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью. Использование счетов объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета, счета уже позволяют получать обобщенные их характеристики. Хозяйственные операции, возникшие в организации, отражаются на счетах поэтапно: сначала они регистрируются, а затем группируются и обобщаются по определенным признакам. Для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета используется способ двойной записи. Двойная запись– это одновременное отражение на счетах бухгалтерского учета изменений в объектах бухгалтерского учета, вызываемых хозяйственными операциями. После каждой операции, зарегистрированной на взаимосвязанных счетах, можно установить на данный момент времени наличия в стоимостной форме соответствующего объекта бухгалтерского учета. Таким образом, система бухгалтерских счетов и двойная запись необходима для получения систематизированной, сгруппированной и обобщенной информации о движении каждого объекта бухгалтерского учета в процессе кругооборота капитала в стоимостной форме. Бухгалтерский баланс рассматривается как способ обобщения и группировки активов и обязательств организации на определенную дату и используется для контроля за наличием и структурой активов и обязательств организации, анализа финансового состояния и платежеспособности организации. Балансовое обобщение как прием и способ введения бухгалтерского учета характеризуется двойственностью формирования и отражения учетных объектов. Оно представляет количественное соотношение, состоящее из двух равных элементов, частей или их совокупности. Принципиальная схема балансового обобщения в виде соотношения равной совокупности учетных объектов может быть представлена как поступление и выбытие одного и того же имущества, возникновения и погашение одного и того же обязательства в стоимостном и (или) натуральном измерении. Балансовое обобщение используется при отражении в бухгалтерском учете каждой хозяйственно операции, вызывающих движение имущества и обязательств на счетах бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. В отчетности детально в специальных формах рассматриваются различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации путем отражения состояния и движения всех видов активов, капитала и обязательств. Таким образом, метод бухгалтерского учета – это совокупность теоретически разработанных и оправдавших себя в практической деятельности приемов и способов, позволяющих организовать бухгалтерский учет и получить учетно-аналитическую информацию. Метод бухгалтерского учета представляет собой наиболее рациональный способ познания предмета бухгалтерского учета.
|