Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности изображения природы в иконе






 

Икона показывает и природу: землю в виде своеобразных, стилизованных горок, воду и растительность – все на плоскости, без пространственной глубины, и никогда икона не дает самостоятельного пейзажа без человека, как это бывает в картине.

Природа на иконе лишь соучастница домостроительства Божия о спасении человека, и без него она не мыслится; иконописец намеренно не дает ей земной реальности, чтобы она своей красотой не привлекала к себе внимания молящегося, не низводила его к земле в то время, когда он должен стремиться от земли и углубиться в молитвенном единении с теми, лики которых он видит на иконе.

Изображение гор это не синие рериховские вершины – на иконах это символы духовного восхождения, восхождения к личностному и Единому Богу. Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.

До XIV века в древнерусской живописи растительность изображается очень редко. Лишь элементы ее встречаются во фресках (Софийского собора в Киеве (XI в.) и Дмитровском соборе во Владимире (XII в.).

Живопись же XIV века, хотя и не очень богатая изображениями растительности, тем не менее для нас она представляет большой интерес. В ней преобладают своеобразные, можно сказать, «цветообразные» деревья. Они очень красивы, декоративны и разнообразны но форме. Их листва образует треугольник, четырехугольник, а порой пяти- и семиугольник. Деревья-то вытянутые вверх, то сплющенные, приземистые. Стволы обычно сильно утолщаются книзу. Условный объем деревьев подчеркивается массами листвы. В центре ее нанесены листочки, обозначенные условно треугольниками или штрихами, которые называются инокопью (или ассист – это специальный клейкий состав, который накладывается на икону для последующего золочения фрагментов), а среди них кружочками показаны плоды. Штрихи инокопи от центра всегда идут попарно и утолщенные сходят на нет. Инокопь дает ощущение объема. Она применена при изображении стволов, где особенно нужно ее рассмотреть и понять. Здесь штрихи идут от контуров уже не попарно, а параллельно, с сильным утолщением к контуру.

В древнерусской живописи до XVII века изображение воды встречается очень редко. Его можно найти только в иконах «Крещение», где оно не очень выразительно. В письме XVII века рисунок волны оригинален и прост.

В дальнейшем изображение воды усложняется. Волны изображены завитками, некоторые из них вытянутые, как бы ударяющиеся о берег и от этого удара дающие гребни в завитках. Волны выполняются прорисью светлой краской по тёмному фону. Для создания объёма к линиям прориси делаются светлые приплавки с более светлыми бликами в центре.

Формы палатного письма, как и все элементы древнерусской живописи, вначале были восприняты от Византии. Палаты изображались немасштабными изображению человека, формы их были скупы, носили черты примитивности, подчеркнутой условности.

Русские художники постепенно перерабатывали эти формы и к XV веку усовершенствовали их в соответствии с требованиями своего времени, внеся в палатное письмо ощущение монументальности и особого изящества.

В нем уже ярко выражены общие основные архитектурные формы, большое внимание уделено орнаментальным украшениям. Палаты разнообразны, красивы в своих простых линиях и тщательной разработке орнаментации.

Характерно, что на крышах употребляются инокопь и точки, которыми подчеркнуты горизонтальные плоскости, округленные колонны, перекидные занавеси. Эти же приемы употребляются в изображении сидений, вынесенных за пределы палат. Объем палат выражается профилями, стенными проемами и окнами. Все это – характерные черты палатного письма XV века.

Интересны его цветовые решения. Каждое из изображений палат проплавлялось мягким, сдержанным и прозрачным тоном, так, чтобы создавался общий выразительный силуэт. Эти сдержанные цветовые гаммы порой оживлялись небольшими, но яркими пятнами, чем достигалось сильное звучание всех тонов.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал