Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 ч, в т.ч. аудиторных 14 ч, самостоятельная работа студентов 94 ч, подготовка к экзамену 36 ч. Из общего количества аудиторных занятий предусмотрено; лекций 4 ч, лабораторных занятий 0 ч, практических занятий 10 час.
Формы контроля по учебному плану
Предусматриваются следующие формы контроля знаний студентов (промежуточная аттестация студентов): после 1 семестра – экзамен (УО-4). В течение семестра предусматриваются устные опросы в форме собеседования на лекциях и практических занятиях (УО-1), написание рефератов и подготовка докладов (ПР-4).
Тематический план учебной дисциплины
№ п/п раздела
| №п/п темы
| Наименование
разделов и тем
| Семестр
| Количество часов по
учебному плану
| Формы
текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации
|
Всего
| виды учебной работы
| аудиторная работа
| индивидуальная
работа
| самостоятельная работа
| лекции
| практические
(семинарские) занятия
| лабораторные занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Физико-географические предпосылки возникновения земледелия
|
|
|
|
| | |
|
|
|
| Введение. Физико-географические предпосылки возникновения земледелия
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Ледниковый период и изменение флоры и фауны на территории России
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Агрономия Древнего мира
|
|
|
|
| | |
| |
|
| Центры возникновения земледелия
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Древние земледельцы Среднего Поднестровья
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Возникновение земледелия в хакасско-минусинской котловине
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Античная агрокультура
|
|
|
|
| | |
| |
|
| Земледелие Древней Греции и Древнего Рима
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Земледелие в античных государствах северного Причерноморья
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Развитие земледелия в средние века
|
|
|
|
| | |
| |
|
| Агрикультура средневековья и эпохи возрождения
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Роль монастырского землевладения в эволюции земледелия Руси
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| О праве и традициях на заре земледелия
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Агронаука в XVIII веке
|
|
|
|
| | |
| |
|
| Зарождение агрономической науки в XVIII веке
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Совершенствование орудий обработки почвы в XVIII – начале XIX веков
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Первая российская агрономическая школа
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1, ПР-4
|
|
| Состояние земледелия России в XVIII веке
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Дифференциация аграрной науки в XIX – начале XX веков
|
|
|
|
| | |
| |
|
| Капиталистические отношения в России как фактор развития агрономии
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Земская агрономия
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Формирование учения о почвах и повышении их плодородии
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Вклад зарубежных ученых в учения о почвах и повышении их плодородии
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Вклад российских ученых в развитие агрохимии
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1, ПР-4
|
|
| Формирование научных основ агрономии в России
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1, ПР-4
|
|
| Возникновение российского почвоведения
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1, ПР-4
|
|
| Возникновение мелиорации почв и плодородие почв
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1, ПР-4
|
|
| У истоков селекции и семеноводства
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1, ПР-4
|
|
| Первые российские трактора и другая техника
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Аграрная наука в XX веке
|
|
|
|
| | |
| |
|
| Обзор аграрных преобразований в первой половине XX века: просчеты и достижения
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Формирование отечественной академической агронауки в XX веке
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1, ПР-4
|
|
| Освоение целинных и залежных земель.
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1, ПР-4
|
|
| Сельскохозяйственные мелиорации и итоги реализации программы преобразования Нечерноземной зоны России.
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Сельское хозяйство России в 1965-1990 годы
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Мировые тенденции и аграрная наука России в современный период
|
|
|
|
| | |
| |
|
| Мировые тенденции и аграрная наука России в современный период
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Адаптация систем земледелия и агротехнологий к условиям изменяющегосяклимата
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Аграрное образование в России
|
|
|
|
|
|
|
| УО-1
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация (экзамен)
|
|
|
|
|
|
|
| УО-4
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тематический план лекций:
№
п/п
| Тема лекций
| Кол-во
часов
| Формы
текущего контроля успеваемости
|
|
|
|
| -
| Введение. Физико-географические предпосылки возникновения земледелия.
Агрономия как наука: понятие, цели и задачи, связь с другими науками. Основные периоды развития. Влияние древних оледенений на возникновение земледелия. [1] с 3-14
|
| УО-1
| -
| Мировые тенденции и аграрная наука России в современный период.
Мировые тенденции агронауки. Эволюция систем земледелия в России. Государственные документы в области национальной стратегии устойчивого развития сельского хозяйства. Достижения аграрной науки на современном этапе. Организация проектирования агротехнологий и систем земледелия. [1] с 395-399, 416-459
|
| УО-1
|
| Всего
|
|
| Тематический план практических занятий:
№
п/п
| Темы практических занятий
| Кол-во
часов
| Формы
текущего контроля успеваемости
|
|
|
|
| -
| Первая российская агрономическая школа.
Ломаносов М.В. и его вклад в создание агрономической науки в России. Вольное экономическое Общество – первое научно-общественное общество. [1] с 170-174
|
| УО-1, ПР-4
| -
| Формирование научных основ агрономии в России.
А.В Советова – как основоположник агрономии в России. Дифференциация агрономии на почвоведение, агрохимию, растениеводство и селекцию. И.А. Стебут и его вклад земледелие. [1] с 233-236
|
| УО-1, ПР-4
| -
| Формирование отечественной академической агронауки в XX веке. Научный вклад в развитие агрономии В.П. Мосолова
Жизненный и научный путь от Нартаса до Москвы. Аграрные научные учреждения Марий Эл, их становление и развитие. Вклад ученых аграриев в развитие сельского хозяйства РМЭ.
|
| УО-1, ПР-4
| -
| Аграрное образование в России.
История развития аграрного образования в России. Аграрные учебные заведения Марий Эл. История создания, становления, развития МарГУ и АТИ. Новые образовательные стандарты. [1] с 477-485
|
| УО-1
|
| Всего
|
| |
Тематический план лабораторных занятий:
Лабораторных занятий не предусматривается.
Тематический план самостоятельной работы:
№
п/п.
| Темы для самостоятельного изучения
| Кол-во
часов
| Формы
текущего контроля успеваемости
|
|
|
|
| 1.
| Ледниковый период и изменение флоры и фауны на территории России.
Днепровское оледенение его границы и особенности. Валдайское оледенение его границы и особенности. Изменения климата на территории России вызванные оледенениями четвертичного периода. Климат межледниковых эпох. Флора и фауна третичного и четвертичного периодов. [1] с 3-14
|
| УО-1
| 1.
| Центры возникновения земледелия.
Становление и развитие земледелия. Земледелие Шумера. Земледелие Египта. Земледелие Древнего Китая. Земледелие в первых государствах. Малой Азии и Греции. Земледелие Нового света. Возникновение земледелия в Европейской России. [1] с 16-56, 59-66
|
| УО-1
| 2.
| Древние земледельцы Среднего Поднестровья.
Трипольская культура земледельческо-скотоводческих племен (IV-III тысячелетия до н. э.). Поселение Поливанов Яр и мотыжное земледелие. Кувшин-календарь. Языческие аграрные моления. [1] с 56-59
|
| УО-1
| 3.
| Возникновение земледелия в хакасско-минусинской котловине.
Афанасьевская культура (III тысячелетия до н. э.). Сельскохозяйственные орудия карасунского времени (XIII-XII вв. до н. э.). Тагарская земледельческая культура (VII-III вв. до н. э.). Таштыкская земледельческая культура (I в. до н. э. – V в. н. э.). [1] с 66-71
|
| УО-1
| -
| Земледелие Древней Греции и Древнего Рима.
Похолодание железного века. Агрокультура Древней Греции. Специализация земледелия: оливководство, виноградарство, полеводство и т.д. Создание севооборотов. Вклад в агрокультуру ученых Древней Греции: Аристотеля, Гесиода, Гиппократа, Теофраста. Земледелие – основа экономической мощи Древнего Рима. Накопление и обобщение знаний о земледелии (использование навоза, золы, гипса, люпина как удобрение и т. д.), создание специальной агрономической литературы. Труды ученых Древнего Рима (Катона, Варрона, Колумелла, Плиния, Вергелия). [1] с 76-97
|
| УО-1
| 4.
| Земледелие в античных государствах северного Причерноморья.
Земледелие Боспорского государства (экспорт высококачественной пшеницы). Двупольные севообороты. [1] с 97-99
|
| УО-1
| -
| Агрикультура средневековья и эпохи возрождения.
Земледелие в Западной Европе. Земледелие России в период средневековья (зарождение паровой системы земледелия в лесостепи, в лесной зоне подсечное земледелие, почвообрабатывающие орудия). Паровая и переложная система земледелия в эпоху Киевской Руси. [1] с 100-143
|
| УО-1
| -
| Роль монастырского землевладения в эволюции земледелия Руси.
Владимир Святой как основатель монастырского землевладения. Усадебные и полевые монастырские земли. Барщина и оброк в монастырских вотчинах. [1] с 143-153
|
| УО-1
| 5.
| Роль монастырского землевладения в эволюции земледелия Руси.
Политика патриаршей кафедры. [1] с 148-153
|
| УО-1
| 6.
| Роль монастырского землевладения в эволюции земледелия РМЭ.
Монастырское землевладение на примере монастыря с. Ежово. Посещение монастыря знакомство с укладом жизни.
|
| УО-1
| -
| О праве и традициях на заре земледелия.
Законы вавилонского царя Хаммурапи. Правовые установления по природоохранной деятельности в Китае. Древнеримские Законы двенадцати таблиц. Индийские законы Ману. Эфиопский законодательный сборник «Фытх Ныгест». Салическая правда в Средневековой Европе. «Заповедные леса» в Англии. Законы об охране природы в Монголии XIII века. Природоохранные законы в России. [1] с 154-155
|
| УО-1
| -
| Зарождение агрономической науки в XVIII веке.
Разработка научных основ питания растений. Научный опыт Д. Пристли, Ж. Сенебье, А. Лавуазье. Эволюция систем земледелия. Четырехпольные севообороты: яровые и озимые зерновые, корнеплоды, многолетние травы (чистый клевер или в смеси с злаковыми травами). [1] с 158-167
|
| УО-1
| 7.
| Совершенствование орудий обработки почвы в XVIII – начале XIX веков.
От плуга с отвалом и лемехом соединенных в одно целое до многокорпусного плуга. Тягловая сила – две-три пары быков, лошади. Рядовая сеялка и конная мотыга Етро Тула. [1] с 168-170
|
| УО-1
| 8.
| Первая российская агрономическая школа.
Первый русский профессор земледельческих наук – М.И. Афонин. Основоположники российской аграрной науки: А.А Нартов, М.И. Афонин, И.М. Комов, А.Т. Болотов, М.Г. Ливанов, А. Пашман. Создание новых сортов культурных растений. И.М. Комов – первый идеолог интенсификации сельского хозяйства – «лучше с мала получать много, чем многого мало». Научное наследие А.Т. Болотова. [1] с 174-180, 192-194
|
| УО-1, ПР-4
| -
| Состояние земледелия России в XVIII веке.
Освоение новых земель с интенсификацией обработки пашни (система двоения и троения почвы). Развитие сельского хозяйства Сибири в XVII-XVIII веках. [1] с 180-192
|
| УО-1
| 9.
| Состояние земледелия Марийского края в XVIII веке
Посещение историко-краеведческого музея им. Евсеева. Жизнь марийского крестьянина, орудия труда того времени, особенности национального уклада жизни.
|
| УО-1
| 10.
| Капиталистические отношения в России как фактор развития агрономии.
Состояние сельского хозяйства в XIX – начале XX веков. Первая сельскохозяйственная выставка Владимирской губернии. Отмена крепостного права и положение крестьянства. Эффективность аграрных преобразований. [1] с 196-207
|
| УО-1
| 11.
| Земская агрономия.
Аграрная деятельность земств. Научно-просветительская деятельность земств. Эффективность аграрных преобразований в XIX – начале XX веков. [1] с 207-217
|
| УО-1
| -
| Формирование учения о почвах и повышении их плодородии.
Разработка теории питания растений. А. Теер и его вклад в развитие теории питания, учения о почвах и повышения их плодородии. [1] с 217-220
|
|
| -
| Вклад зарубежных ученых в учения о почвах и повышении их плодородии.
А. Теер, Ж.Б. Бусенго и Дж.Б. Лооз – как основоположники агрохимии. Юстус Либих от аптекаря до законодателя в земледелии. [1] с 218-227
|
| УО-1
| -
| Вклад российских ученых в развитие агрохимии.
Научное наследие М.Г. Павлова, А.П. Людоговского, Д.И. Менделеева, А.Н. Энгельгардта, В.И. Вернадского, В.В. Докучаева, П.А. Костычева. [1] с 228-232
|
| УО-1, ПР-4
| 12.
| Возникновение российского почвоведения.
Вклад в развитие почвоведения В.В. Докучаева, П.А. Костычева, Н.М. Сибирцева, К.Д. Глинки, Г.Н. Высоцкого, В.И. Вернадского, К.К. Гедройца, К.А. Тимирязева. Научное наследие Л.И. Прасолова, П.В. Отоцкого, Б.Б. Полынова, А.А. Роде, В.Р. Вильямса. [1] с 237-257
|
| УО-1, ПР-4
| 13.
| Возникновение мелиорации почв и плодородие почв.
Битва голландцев с морем. Мелиорация земель средней Азии. Осушение земель Западной Сибири. Петербург – как шедевр строительства на мелиорированных землях.[1] с 257-261
|
| УО-1, ПР-4
| 14.
| У истоков селекции и семеноводства.
Грегор Иоганн Мендель (1822-1884) жизнь и труд основоположника селекции. «Опыт над растительными гибридами». Свалевская селекционная станция – индивидуальный отбор селекции самоопылителей в работе В. Иогансена. Российская школа селекционеров-семеноводов 80-х годов XIX века: И.И. Самарин, Е.А. Грачев, Р.И. Шведер, Э.Л. Регель, Н.Я. Никитинский, А.Г. Лорх, А.Е. Зайкевич, Л.Л. Семполовский, Д.Л. Рудзинский. [1] с 261-264
|
| УО-1, ПР-4
| 15.
| Первые российские трактора и другая техника.
«Экипаж с подвижными колесами». Жнеей-молотилка А.Р. Власенко – комбинированная зерноуборочная машина. «Самоход» В.А. Блинова. Крестьяне-умелецы: П.И. Дешкин, В. Сапрыкин, Н.Савин, А. Хитрин, Х. Алексеев, Л. Мызин, Д. Бокарев. [1] с 264-268
|
| УО-1
| 16.
| Обзор аграрных преобразований в первой половине XX века: просчеты и достижения.
Аграрный кризис в России в начале XX века. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Создание опытных полей.Коллективизация – этап развития сельского хозяйства. [1] с 271-282
|
| УО-1
| 17.
| Формирование отечественной академической агронауки в XX веке.
Аграрная наука в первой половине XX века. Вклад в аграрную науку Д.Н. Прянишникова, А.Н. Лебедянцева, А.В. Соколова, Ф.В. Турчина, Н.С. Авдонина, Я.В. Пейве, Д.В. Сабинина, О.К. Кедрова-Зихмана, В.Р. Вильемса, А.Г. Дояренко, Н.М. Тулайкова, Т.С. Мальцева, А.И. Бараева, В.А. Ковды, М.И. Хаджинова, А.П. Шехурдина, П.Н. Константинова, Н.В.Рудницкого, В.Н. Ремесло, Б.С. Пустовойта, И.В. Мичурина, В.В. Таланова. Жизнь и научная деятельность Д.Н. Прянишникова, библиография. Вопросы питания растений и применения удобрений. Организация географической сети опытов. Создание института удобрений (ВИУА – ныне ВНИИ агрохимии им. Д.М. Прянишникова). Разгром отечественных школ агрономии в 30-40 гг. XX века. Роль Т.Д. Лысенко в изничтожении отечественных школ агрономии в 40-50 гг. XX века. Идеи Т.Д. Лысенко. Наступление лысенковщины на отечественные школы агрономии в 40-50 гг. XX века. Итоги освоения целинных и залежных земель. [1] с 282-360
|
| УО-1, ПР-4
| 18.
| Освоение целинных и залежных земель.
Итоги освоения целинных и залежных земель Западной и Восточной Сибири, Казахстана. Зерновой баланс страны. Создание крупных научно-исследовательских центров в том числе селекционных. Развитие машино-тракторного парка страны. Экологическое нарушение в результате освоения целинных и залежных земель. Земледелие – дело творческое. Т.С. Мальцев и его творческое наследие. [1] с 356-360
|
| УО-1, ПР-4
| -
| Сельскохозяйственные мелиорации и итоги реализации программы преобразования Нечерноземной зоны России.
Основные программы мелиорации в России. Программа преобразования Нечерноземной зоны России 1975-1990 гг. Развитие аграрной науки в Марий Эл. [1] с 373-390
|
| УО-1
| 19.
| Сельское хозяйство России в 1965-1990 годы.
Интенсификация сельского хозяйства. Развитие механизации, химизации, мелиорации. Разработка и внедрение технологических комплексов, главными из которых являлись зональные системы земледелия и животноводства – 70-80 гг. Освоение интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур – 80-е годы. 90-е годы – застой сельского хозяйства: сокращение поставок тракторов, машин, зерноуборочных комбайнов, внесения органических и минеральных удобрений, доли зернобобовых в структуре посевных площадей, ухудшение качества высеваемых семян. [1] с 360-373
|
| УО-1
| 20.
| Мировые тенденции и аграрная наука России в современный период.
Государственные документы в области национальной стратегии устойчивого развития сельского хозяйства. «Концепция развития сельского хозяйства в районах освоения целинных и залежных земель Российской Федерации на период 2004-2010 гг.»; «Концепция развития сельского хозяйства в Нечерноземной зоне России на период 2005-2010 гг.»; «Концепция развития мелиорации сельскохозяйственных земель в России»; «Концепция развития агрохимии и агрохимического обслуживания сельского хозяйства Российской Федерации на период до 2010 года»; «Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на пеоиод до 2025 года». [1] с 399-400
|
| УО-1
| 21.
| Адаптация систем земледелия и агротехнологий к условиям изменяющегосяклимата.
Проблема изменения климата на планете. Реакция урожайности сельскохозяйственных культур на возможные изменения климата. Глобальное потепление – это проблема не только будущего, но и настоящего. [1] с 460-473
|
| УО-1
| 22.
| Аграрное образование в России.
История развития аграрного образования в Европе и России. Возникновение высшего сельскохозяйственного образования в России. Вклад «тимирязевки в развитие аграрного образования. [1] с 477-485
|
| УО-1
|
| Всего
|
| |
|