Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе






Области применения: поведенческие проблемы детей и подростков, такие как плохое поведение дома и в школе, проблемы отхода ко сну, трудности с туалетным поведением, фобии, курение, злоупотребление алкоголем, нежела­тельная беременность; у взрослых помимо уже перечисленных — проблемы тревоги, сексуальные проблемы, проблемы семьи; у людей с когнитивными искажениями — борьба со старыми поведенческими паттернами и обучение необходимым новым навыкам.

Когнитивно-бихевиоральный подход оказался весьма эффективным в области работы с депрессией; есть предварительные обнадеживающие результаты применения этого подхода к проблемам злоупотребления алкоголем, проблемам самоконтроля, сексуальных притеснений, жестокого обращения с детьми, неспо­собности преуспевать. Тренинг социальных навыков показал себя особенно мно­гообещающим во многих областях приложения усилий консультантов и социаль­ных работников, хотя свидетельств в пользу его долговременной эффективности пока не получено.

Самой общей схемой когнитивно-бихевиоральной терапии (равно как и кон­сультирования) является следующая:

1. Вовлечение (епgagement) — исследуются и обсуждаются ожидания клиента от­носительно возможностей получения помощи, поощряется различными прие­мами (открытые вопросы и т. п.) более полное описание им ситуации.

2. Фокусирование на проблеме (рroblет fосиs) — выделение из многих проблем нескольких, наиболее важных с точки зрения клиента, и определение их при­оритетов.

3. Работа с проблемой {рrobleт аssessment) — одна проблема выделяется и рас­сматривается на примере конкретного случая, с деталями; исследуются воз­можные альтернативные пути поведения в данной конкретной ситуации и же­лания клиента относительно других способов чувствования, поведения. Исследуется, какие убеждения, мысли, ожидания, антиципации сопровождали этот эпизод. Таким образом определяются желаемые цели изменения и внут­ренние механизмы реального, нежелаемого поведения.

4. Обучение когнитивным принципам (teach cognitive principles) — обучение кли­ента навыкам рассматривать свои мысли под определенным углом, заданным терминологической рамкой данного конкретного когнитивно-бихевиорального метода. Это может быть, например, поиск ошибочных заключений, «автома­тических мыслей», ошибок иррационального мышления и пр.

5. Оспаривание, «бросание вызова» (dispyte, challenge) — это поиск новых спосо­бов думать о ситуации; новых мыслей, альтернативных обнаруженным оши­бочным, ложным, фальсифицирующим реальность, расстраивающим мыслям и убеждениям.

6. Обучение клиента навыкам самооспаривания (self - disputting), т. е. поощрение самостоятельной работы по проверке своих мыслей и убеждений.

7. Выбор и организация домашнего задания (set behavioral homework) поддер­жание процесса работы вне встреч с консультантом с целью наблюдений за процессом самооспаривания, за помехами в процессе изменений и т. п.

8. Завершение (епding) — обучение приемам самотерапии или самопомощи с це­лью поддержания изменений.

высказывание известного древнегреческого философа Эпиктета о том, что «люден расстраивают не вещи, а то, как они думают об этих вещах».

 

Ошибоч­ными или негативными он считал следующие способы мышления (Веек, 1976):

• «все или ничего» — мышление (видение ситуации либо в белых, либо в черных тонах);

• сверхобобщение (единичный негативный пример означает грядущую неудачу);

• «ментальный фильтр» (отфильтровывание информации: например, накопле­ние негативной и игнорирование или исключение позитивной);

• автоматическое обесценивание (недоверие и обесценивание позитивной ин­формации, например неспособность принимать похвалу);

• скачок к умозаключению («она рассердилась — значит... я плохой... она меня ненавидит... она плохая...» и т. д.);

• максимализм или минимизация (видение вещей непропорциональными: пре­увеличение, «раздувание» чего-либо или умаление);

• эмоциональное резонерство (поиск логического заключения из факта, напри­мер, плохого настроения);

• долженствование (наличие в мышлении, языке и/или убеждениях императива «должен», обращенного к себе, к другим, к миру, — оно, как обнаружено в прак­тике консультирования, чаще вызывает гнев или вину, чем способствует моти­вации);

• наклеивание и срывание ярлыков («эти люди такие-то...» вместо: «эти люди сделали то-то и то-то...»);

• персонализация (например, убеждение типа «что бы ни случилось, это ваша личная ошибка»).

Когнитивно-бихевиоральные методы, принятые в практике социальной рабо­ты, основаны на различных моделях обучения.

На теории оперантного обучения основаны следующие методы. Положительное подкрепление означает создание системы положительных подкреплений, которые должны как можно быстрее следовать за действием.

Привязывание подразумевает обучение индивида сначала одному элементу цепи действий, потом другому и т. д., пока не выучивается вся последователь­ность. Этот метод особенно полезен для обучения новым навыкам, которые вначале раскладываются в список отдельных действий, следующих в постоянном порядке

Формирование (также называемое последовательными приближениями) озна­чает подкрепление поведения, немного сходного с желаемым, с последующим уси­лением критериев для подкрепления шаг за шагом, пока индивид не овладевает действием полностью. Это еще один способ обучения социальным навыкам.

Контракты между клиентами могут быть компонентом поведенческой, супру­жеской или семейной терапии (другими компонентами часто являются коммуни­кативный тренинг и тренинг разрешения проблем — см. ниже). Люди заключают письменное соглашение об изменении своего поведения. Соглашение предусмат­ривает подкрепление ясно обозначенного (сформулированного и контракте и об­сужденного и паре) желательного поведения. Иногда контракты включают также пункты о санкциях, которые предусматривают некоторую форму наказания, та­кую, например, как штраф за нежелательное поведение или признание провала контракта.

Наказание в общем не рекомендуется по ряду причин:

• оно может иметь серьезные побочные эффекты, такие как страх, депрессия, аг­рессия, подражание поведению наказывающего, избегание человека, налагаю­щего наказание;

• оно не помогает наказываемому обучиться новому полезному действию вместо нежелательного;

• похоже, люди привыкают к наказанию, так что для сохранения своей эффек­тивности наказание с течением времени должно увеличивают свою интенсив­ность.

Однако бывают случаи, когда можно увидеть необходимость наказания: на­пример, когда необходимо быстро остановить нежелательное поведение, потому что оно опасно

Оперантное угашение. Если социальный работник способен определить, что именно в настоящее время подкрепляет определенное проблемное поведение, и может немедленно и полностью прервать это подкрепление, то после этого неже­лательное поведение будет ослабляться и со временем, при сохранении этих но­вых для клиента условий, прекратится окончательно.

Тренинг социальных навыков. Главными элементами тренинга социальных навыков являются моделирование и формирование.

Коммуникативный тренинг является вариантом тренинга социальных навы­ков. направленным на работу с проблемами в общении (например, коммуникации в семье). Некоторые программы работают с определенными видами проблем из большого набора потенциальных ошибок общения, таких как перебивание собе­седника, недостаток признания чувств других людей, болтовня; другие обучают более широким областям, таким как выражение положительных и отрицательных чувств или требований

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал