Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Области применения: поведенческие проблемы детей и подростков, такие как плохое поведение дома и в школе, проблемы отхода ко сну, трудности с туалетным поведением, фобии, курение, злоупотребление алкоголем, нежелательная беременность; у взрослых помимо уже перечисленных — проблемы тревоги, сексуальные проблемы, проблемы семьи; у людей с когнитивными искажениями — борьба со старыми поведенческими паттернами и обучение необходимым новым навыкам. Когнитивно-бихевиоральный подход оказался весьма эффективным в области работы с депрессией; есть предварительные обнадеживающие результаты применения этого подхода к проблемам злоупотребления алкоголем, проблемам самоконтроля, сексуальных притеснений, жестокого обращения с детьми, неспособности преуспевать. Тренинг социальных навыков показал себя особенно многообещающим во многих областях приложения усилий консультантов и социальных работников, хотя свидетельств в пользу его долговременной эффективности пока не получено. Самой общей схемой когнитивно-бихевиоральной терапии (равно как и консультирования) является следующая: 1. Вовлечение (епgagement) — исследуются и обсуждаются ожидания клиента относительно возможностей получения помощи, поощряется различными приемами (открытые вопросы и т. п.) более полное описание им ситуации. 2. Фокусирование на проблеме (рroblет fосиs) — выделение из многих проблем нескольких, наиболее важных с точки зрения клиента, и определение их приоритетов. 3. Работа с проблемой {рrobleт аssessment) — одна проблема выделяется и рассматривается на примере конкретного случая, с деталями; исследуются возможные альтернативные пути поведения в данной конкретной ситуации и желания клиента относительно других способов чувствования, поведения. Исследуется, какие убеждения, мысли, ожидания, антиципации сопровождали этот эпизод. Таким образом определяются желаемые цели изменения и внутренние механизмы реального, нежелаемого поведения. 4. Обучение когнитивным принципам (teach cognitive principles) — обучение клиента навыкам рассматривать свои мысли под определенным углом, заданным терминологической рамкой данного конкретного когнитивно-бихевиорального метода. Это может быть, например, поиск ошибочных заключений, «автоматических мыслей», ошибок иррационального мышления и пр. 5. Оспаривание, «бросание вызова» (dispyte, challenge) — это поиск новых способов думать о ситуации; новых мыслей, альтернативных обнаруженным ошибочным, ложным, фальсифицирующим реальность, расстраивающим мыслям и убеждениям. 6. Обучение клиента навыкам самооспаривания (self - disputting), т. е. поощрение самостоятельной работы по проверке своих мыслей и убеждений. 7. Выбор и организация домашнего задания (set behavioral homework) поддержание процесса работы вне встреч с консультантом с целью наблюдений за процессом самооспаривания, за помехами в процессе изменений и т. п. 8. Завершение (епding) — обучение приемам самотерапии или самопомощи с целью поддержания изменений. высказывание известного древнегреческого философа Эпиктета о том, что «люден расстраивают не вещи, а то, как они думают об этих вещах».
Ошибочными или негативными он считал следующие способы мышления (Веек, 1976): • «все или ничего» — мышление (видение ситуации либо в белых, либо в черных тонах); • сверхобобщение (единичный негативный пример означает грядущую неудачу); • «ментальный фильтр» (отфильтровывание информации: например, накопление негативной и игнорирование или исключение позитивной); • автоматическое обесценивание (недоверие и обесценивание позитивной информации, например неспособность принимать похвалу); • скачок к умозаключению («она рассердилась — значит... я плохой... она меня ненавидит... она плохая...» и т. д.); • максимализм или минимизация (видение вещей непропорциональными: преувеличение, «раздувание» чего-либо или умаление); • эмоциональное резонерство (поиск логического заключения из факта, например, плохого настроения); • долженствование (наличие в мышлении, языке и/или убеждениях императива «должен», обращенного к себе, к другим, к миру, — оно, как обнаружено в практике консультирования, чаще вызывает гнев или вину, чем способствует мотивации); • наклеивание и срывание ярлыков («эти люди такие-то...» вместо: «эти люди сделали то-то и то-то...»); • персонализация (например, убеждение типа «что бы ни случилось, это ваша личная ошибка»). Когнитивно-бихевиоральные методы, принятые в практике социальной работы, основаны на различных моделях обучения. На теории оперантного обучения основаны следующие методы. Положительное подкрепление означает создание системы положительных подкреплений, которые должны как можно быстрее следовать за действием. Привязывание подразумевает обучение индивида сначала одному элементу цепи действий, потом другому и т. д., пока не выучивается вся последовательность. Этот метод особенно полезен для обучения новым навыкам, которые вначале раскладываются в список отдельных действий, следующих в постоянном порядке Формирование (также называемое последовательными приближениями) означает подкрепление поведения, немного сходного с желаемым, с последующим усилением критериев для подкрепления шаг за шагом, пока индивид не овладевает действием полностью. Это еще один способ обучения социальным навыкам. Контракты между клиентами могут быть компонентом поведенческой, супружеской или семейной терапии (другими компонентами часто являются коммуникативный тренинг и тренинг разрешения проблем — см. ниже). Люди заключают письменное соглашение об изменении своего поведения. Соглашение предусматривает подкрепление ясно обозначенного (сформулированного и контракте и обсужденного и паре) желательного поведения. Иногда контракты включают также пункты о санкциях, которые предусматривают некоторую форму наказания, такую, например, как штраф за нежелательное поведение или признание провала контракта. Наказание в общем не рекомендуется по ряду причин: • оно может иметь серьезные побочные эффекты, такие как страх, депрессия, агрессия, подражание поведению наказывающего, избегание человека, налагающего наказание; • оно не помогает наказываемому обучиться новому полезному действию вместо нежелательного; • похоже, люди привыкают к наказанию, так что для сохранения своей эффективности наказание с течением времени должно увеличивают свою интенсивность. Однако бывают случаи, когда можно увидеть необходимость наказания: например, когда необходимо быстро остановить нежелательное поведение, потому что оно опасно Оперантное угашение. Если социальный работник способен определить, что именно в настоящее время подкрепляет определенное проблемное поведение, и может немедленно и полностью прервать это подкрепление, то после этого нежелательное поведение будет ослабляться и со временем, при сохранении этих новых для клиента условий, прекратится окончательно. Тренинг социальных навыков. Главными элементами тренинга социальных навыков являются моделирование и формирование. Коммуникативный тренинг является вариантом тренинга социальных навыков. направленным на работу с проблемами в общении (например, коммуникации в семье). Некоторые программы работают с определенными видами проблем из большого набора потенциальных ошибок общения, таких как перебивание собеседника, недостаток признания чувств других людей, болтовня; другие обучают более широким областям, таким как выражение положительных и отрицательных чувств или требований
|