Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Урок-экскурсия
1. Одни авторы считают экскурсию отдельной формой обучения, другие — разновидностью урока, третьи — методом. А как считаете вы? Докажите свое мнение. 2. Докажите связь методики проведения экскурсий с процессом развития личности учащихся и с формированием у них познавательного интереса. 3. Составьте модель экскурсии. 4. При подготовке к экскурсии важно методически грамотно определить содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе. Подумайте, в чем состоит их деятельность на сезонной экскурсии в природу. Результат размышлений запишите в таблицу:
5. Главная часть любой экскурсии — самостоятельная работа детей по изучению различных объектов. При подготовке к экскурсии учитель обращает особое внимание на разработку заданий для самостоятельной работы. Необходимо так продумать задания, чтобы дети смогли увидеть не только объект в целом, но и рассмотреть его части, сравнить с другими объектами, сделать вывод. Исходя из этой информации, дайте оценку каждому заданию для самостоятельной работы на весенней экскурсии р природу: 1) найти мать-и-мачеху; 2) определить, где она растет; 3) сухая или влажная здесь почва? Как растение освещается солнцем? 4) рассмотреть растение; найти его части. Как они называются? Какой части в это время года у растения нет? 5) почему мать-и-мачеха зацветает так рано? 6. На экскурсии по теме «Водоемы нашего края» дети наблюдали за рекой. Они определили направление течения реки, по наличию бакенов установили, что река судоходна. Сравнили берега и сделали вывод о том, что левый берег — пологий, а правый — крутой. После этого учительница рассказала, что такое исток и устье, где они находятся, а затем предложила сравнить реку и ручей. В чем ошибка учителя? Ответ обоснуйте. 7. Определите дидактическую задачу и место наблюдений за деревьями на осенней экскурсии в природу (II—III классы): а) найдите березу (можно любое дерево); б) что изменилось в облике березы по сравнению с ее внешним видом в сентябре? в) рассмотрите ствол и ветви дерева. Изменились ли они по сравнению с обликом на первой экскурсии? г) обратите внимание на листья. Какого они цвета? Так ли много их сейчас на березе? Найдите на земле листья березы разной окраски, соберите их. Продолжите работу — составьте план наблюдений за березой на зимней и весенней экскурсии и обсудите его. 8. Сравните содержание и методику проведения сезонных экскурсий1 по программе 3. А. Клепининой и Н. Ф. Виноградовой. Определите сходство и различия в организации и методике их проведения. При выполнении задания, кроме учебника, используйте методические рекомендации для учителей этих авторов. 9. В настоящее время в методической литературе (А. А. Плешаков, Л. П. Салеева-Симонова и др.) все чаще как вид экскурсий называ- 1 Сезон выбирается по усмотрению студентов. ются экологические экскурсии. Авторы обосновывают такое выделение тем, что экологические экскурсии имеют свою специфику, так как на них «... кроме образовательных задач, решаются и экологические проблемы...» Насколько правомерным, по вашему мнению, является такое выделение? Ответ обоснуйте. 10. Прочитайте план экологической экскурсии «Человек и природа»1: 1) уникальность этой территории, местонахождение, занимаемая площадь; 2) основные проблемы: вред, наносимый посетителями, промышленные загрязнения; 3) вытаптывание как неизбежный спутник лесов, находящихся вблизи населенных пунктов; степень вытоптанности, состояние почвы и травы. 4) состояние деревьев в лесопарке; повреждения деревьев; 5) проведение наблюдений в природе; птицы лесопарка; 6) правила поведения в природе; отдых в лесу и его преимущества. Степень загрязнения территории. Бытовые отходы и следы отдыха посетителей. Оценка состояния территории. 7) Проблемы охраны природы. Действие каждого человека для сохранения природы. Роль населения в деле охраны природы: зеленый патруль, контроль за выбросами промышленных отходов, соблюдение правил поведения в природе. Что к этому плану следовало бы добавить, а что, на ваш взгляд, лишнее? Дайте аргументированную оценку этому плану. 11. А. А. Плешаков рекомендует провести на экскурсии по теме «Многообразие природы» наблюдение «... за водой в водоеме, почве, в лужах (дождевая вода), за облаками, тучами. Выявить изменения, которые происходят с водой под действием человека. Для этого взять пробы воды из загрязненного и чистого водоема, сравнить пробы по цвету, запаху, прозрачности (чистая вода может быть взята из родника или принесена из школы). Определить источник загрязнения: сброс сточных вод (желательно установить, откуда поступают), мытье машин, мотоциклов и т. д.»2. Подумайте, каким образом эту рекомендацию можно осуществить на практике? Каким образом можно использовать результаты наблюдений на уроках. Каково Ваше мнение о возможности выполнения этой рекомендации? Обоснуйте. 1 Петросова Р. Л., Голов В. П., Сивоглазав В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: — М.: Академия, 1999. — С. 155. 2 Плешаков А. А. Преподавание природоведения в III классе четырехлетней начальной школы: — М.: Новая школа, 1994. — С. 32.
12. Авторы всех программ рекомендуют при проведении экскурсии использовать дидактические и подвижные игры. Объясните, на чем основана эта рекомендация? Приведите примеры игр. 13. В 30-е гг. XX века на Павловской станции юных натуралистов (под Петербургом) была разработана памятка для учителя, которая называлась «Заповеди экскурсионного дела». Ее содержание следующее. 1. Помните, что экскурсия — это не. прогулка, а обязательная часть учебных занятий. 2. Изучите место, куда поведете на экскурсию учащихся, наметьте ее план. 3. Определите и выдержите тему экскурсии, не отвлекайтесь на другие вопросы и явления. 4. Рассказывайте на экскурсии только то, что можно показать и доказать. 5. Избегайте длинных объяснений. 6. Спланируйте активную работу детей на экскурсии и осуществите этот план. 7. Старайтесь правильно называть объекты экскурсии и добивайтесь правильного их восприятия учащимися. 8. Соблюдайте меру познавательного материала, иначе дети не будут вас слушать. 9. Закрепите материал экскурсии в памяти детей последующей переработкой материала (составление гербария, обсуждение и т. п.). Сравните требования к организации и проведению экскурсий в 30-е гг. и в наше время. Сделайте вывод и аргументируйте его. 14. В методике природоведения нет единой классификации экскурсий. В соответствии с тематикой выделяются следующие группы экскурсий: 1) ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года; 2) ориентирование на местности, ознакомление с формами своей местности; 3) экологические экскурсии; 4) экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производство1. В. М. Пакулова и В. И. Кузнецова считают, что экскурсии по природоведению бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения темы) и обобщающими (после изучения материала темы). 3. А. Клепинина также выделяет виды экскурсий по тематическому признаку. В истории методики существовало и такое разделение видов экскурсий как экскурсии в природу и на производство. Сравните различные подходы к классификации экскурсий. Какая классификация, по вашему мнению, наиболее удачна. Почему? Свой ответ обоснуйте. 15. Просмотрите составленную вами методическую картотеку по проблеме проведения экскурсий. Выделите тот материал, в котором рассматриваются новые, эффективные приемы работы в природе. Обсудите его на занятии.
|