Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О катехизации в Русской Православной Церкви на современном этапе.






 

Отправная точка всякого церковного явления и действия есть Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Он есть " Альфа и Омега, Начало и Конец " (Откр. 1. 8), и " никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос " (1 Кор. 3. 11).

Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Христова Церковь - это та реальность, в которой Духом Святым человек соединяется со Христом. Соединение каждой личности с Богом и в Боге друг с другом – сущностное назначение Церкви.

" Православие не является " национально-культурной принадлежностью" Восточной Церкви. Православие – это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских". (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

Сегодняшнее состояние Церкви характеризуется сложными процессами общечеловеческого развития и изменившимися соотношениями в религиозной и социально-общественной палитре мира. Мы живем в новом для Церкви историческом времени, когда 1500-летняя традиция " симфонии" государства и Церкви ушла в прошлое и Церковь возвращается к самостоятельному существованию в нехристианском окружении. В результате сложных общественных процессов религиозные традиции в нашей стране в основном были утрачены. Многие формы жизни и категории мышления больше не являются христианскими.

Несомненно, до сих пор подавляющее большинство россиян считают себя принадлежащими к Православной Церкви. Но несмотря на большое доверие наших сограждан к Церкви, Православное христианство остается в сознании людей как нечто национально-традиционное. У большого числа верующих наблюдается низкий уровень знаний о христианской вере и Церкви. Частым явлением стало обрядоверие при отсутствии ориентации на нравственную и духовную жизнь. С сожалением приходится констатировать факт ошибочного восприятия православия вплоть до языческого и магического. Распространенным стало потребительское отношение к Церкви.

По данным статистики большое количество наших сограждан выражает доверие православной Церкви, но к сожалению, Православие в наши дни имеет очень незначительное действительное влияние на этих людей. К примеру, православные учебные заведения (школы, гимназии) и центры дополнительного образования (воскресные школы, курсы, кружки, студи) предоставляют определенные возможности верующим людям. Но образовательный и воспитательный потенциал подобных церковных объединений не оказывает почти никакого влияния на государственную и общественную системы образования и досуга.

Наша задача – услышать призыв Освященного Архиерейского Собора и помочь уверовавшим в Бога осмысленно войти в жизнь Церкви. " Сегодня завершается первоначальный этап церковного возрождения, на котором главное внимание было уделено восстановлению старых и открытию новых храмов, монастырей, духовных школ. Мы вступаем в новую эпоху, когда от количественного роста необходимо перейти к качественному, когда основное внимание должно быть уделено воссозданию человеческой души. Главная и неизменная забота Церкви – спасение людей, не только постоянных прихожан, но и тех, кто ищет свой путь к Богу. Нужно, чтобы каждый пришедший в храм почувствовал себя в родной среде, ощутил любовь и заботу священнослужителей и мирян. Пастыри не должны забывать о том, что их личная святость может привести к вере тысячи людей, так же как и их пороки могут отвратить многих от Церкви". (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви).

Важно осмыслить, что же могут предложить православные христиане нашему обществу, имея за плечами двадцатилетний опыт возрождения церковной жизни в нашей стране и сопредельных государствах и 2000-летний опыт церковной традиции. Жизненно необходимо определить общие принципы воцерковления, осмыслить этот процесс методологически, определить желаемые цели, задачи и место церковного воспитания в жизни современной Церкви. Необходимо так же объективно оценить потенциал, которым мы располагаем.

" Нельзя поддаваться искушению идеализации прошлого или игнорировать трагические недостатки или неудачи, имевшие место в истории Церкви. Образец духовной самокритики дают прежде всего великие отцы Церкви". (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

Чтобы быть действенной в условиях нашего времени, катехизация должна не только соответствовать традиции, но и последовательно развиваться. Церковь, в силу своей природы, должна непрестанно и живым языком нести всем людям весть о спасении, отвечая на сущностные и жизненно важные вопросы современности. От этого во многом зависит, насколько удастся передать богатство евангельского духовного опыта в данную эпоху, насколько мы, как члены Церкви, сможем ответить на нужды, запросы и трудности людей, на их потребность в духовных поисках теперь, в наше время, в современных условиях.

Организуя служение, миссионеры и катехизаторы призваны отовсюду брать лучшее, разрабатывать новые оригинальные методики, уточнять их, совершенствовать, сверяя со Священным Писанием (ср. Деян. 17. 11) и церковной традицией, все испытывать и придерживаться доброго и полезного для этой миссии (ср.: 1 Фес. 5. 12). При этом сложность дела катехизации не терпит никакого поверхностного приспособленчества. Одинаково вредны как формальный отказ от всяких изменений, так и необдуманная импровизация и сомнительные эксперименты.

" Назрела необходимость дать целостное видение жизни Церкви и ее служения на данном историческом этапе. Такое видение, являясь богословским и систематическим в своей основе, должно основываться на безусловной преданности церковной традиции, на верности благодатному историческому опыту, накопленному в Церкви. Этот пафос строжайшей верности Преданию, церковной традиции, Православию относится к самой сути Церкви, является залогом ее верности врученному ей Божественному Откровению.

Зачастую то, что выдается за " православную духовность", " учение святых отцов", " традиционализм", на деле есть порождение чуждых Преданию суеверий, недостаточной церковности или неофитской гордыни.

Сегодня Церковь призвана продолжать богословское дело Святых Отцов, отвечая на многочисленные вызовы того исторического периода, в который мы живем. Верность Святым Отцам есть, прежде всего, верность самому их делу, то есть богословию, верность их методу". (Доклад Председателя Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси на Юбилейном Архиерейском Соборе).

Церковь сегодня призывается Богом и происходящими историческими событиями, которые также являются Божьими призывами, деятельно заботиться о будущем. Необходимо торопиться, не жалеть сил, стараний, трудов и материальных средств, чтобы лучше организовать катехизацию и воспитывать тех, кто будет соответствующим образом проводить ее. Чем больше Церковь уделяет внимание катехизации, тем больше она обнаруживает, как катехизация укрепляет внутреннюю жизнь церковных общин и внешнюю деятельность миссионеров.

Главный практический вопрос наших дней: куда входит человек в крещении и куда мы воцерковляем людей? Что нам делать с подавляющим большинством номинальных православных христиан, принадлежащих Церкви только в силу своего крещения? Продолжаем ли мы принимать людей в Церковь как в эфемерную и идеалистичную реальность или мы вводим людей в зримо явленную Церковь - в христианскую общину, собранную вокруг Евхаристии?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал