Антропологизация профессионального образования
| воспроизведение в содержании образования целостного образа человека как биопсихосоциальной системы, который должен стать важным средством развития личности будущего специалиста и формирования его антропологической готовности к профессиональной деятельности
|
Антропологическая готовность
| наличие мотивации и умений продуктивного социального взаимодействия
|
Антропологическая готовность специалиста социальной работы
| наличие мотивации и умений продуктивного социального взаимодействия с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, направленного на увеличение степени их самостоятельности, способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы
|
Готовность
| сложное личностное образование, включающее в себя мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативно-методический (технологический), результативный и прогностический компоненты
|
Готовность профессиональная
| профессиональная готовность специалиста – это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять (К.К. Платонов)
|
Гуманистическая функция образования
| ведущая, определяющая основную цель общества – создание условий для развития человека
|
Демократизация образования
| принцип социальной политики в области образования, предполагающий: установление строгой преемственности ступеней образования, ликвидацию тупиковых направлений; первостепенную важность повышения качества обучения во всех типах учебных заведений; упрочение связи обучения с жизнью; воспитание у учащихся высоких гражданских, нравственных и эстетических качеств
|
Знаково-контекстное обучение
| (или просто контекстное) — форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности
|
Знание
| адекватно запечатленная в языковой форме памятью человека познаваемая действительность, в том числе и способы (правила) деятельности; «проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека». Освоение знаний – важнейшее условие активного воздействия человека на окружающий его мир
|
Интегративный подход к оценке качества образования
| включает, во-первых, понимание социальности как основного свойства человеческого рода, которое собственно и определяет возникновение общества и его структур, важнейших социальных качеств личности; во-вторых, системное понимание социальной реальности, ее органическую взаимосвязь с развитием культуры; в-третьих, историческую обусловленность социальной реальности
|
Информальное образование
| индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и необязательно носящая целенаправленный характер
|
Квалификационный подход к оценке качества образования
| ориентирует образовательный процесс, оценку его качества на определение уровня квалификации специалиста определенного профиля
|
Компетентностная модель выпускника
| комплексный интегральный образ конечного результата осуществленного образовательного процесса
|
Компетентностный подход к оценке качества образования
| расширяет и углубляет оценку качества образования до формата системы (совокупности, ряда) компетенций специалиста данного профиля, характера профессиональной деятельности;
|
Компетентность
| совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов выполнения деятельности, опыта практического использования знаний и умений, характеристик мышления), обеспечивающих способность принимать эффективные решения, действовать рационально и т.д., задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним;
соответствие реального и необходимого в личности специалиста, степень присвоения личностью содержания компетенций;
Структуру компетентности можно представить в двух видах:
1) психологическом – как совокупность когнитивно-интеллектуальных (знания, умения и навыки, характеристики мышления) и деятельностно-поведенческих (опыт поведения, деятельности и общения) компонентов; данное структурирование позволит четко определить показатели и критерии сформированности компетентности;
2) функционально-содержательном – как совокупность компетентностей, описанных в отношении сфер деятельности, общения и поведения (заданных относительно конкретного предмета деятельности, общения, поведения). Такими сферами являются отдельные виды профессиональной деятельности, предметные области социального взаимодействия и т.п.
Компетентность может характеризовать овладение личностью не одной, а несколькими компетенциями в частности, профессиональная компетентность может определяться как овладение специалистом всеми профессиональными компетенциями
|
Компетентность профессиональная
| высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами профессиональной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловая надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач (А.И. Турчинов). Профессиональная компетентность связана, прежде всего, с профессиональной эрудицией и профессиональным опытом, которые приобретаются в процессе базового и дополнительного образования и с годами в процессе практической деятельности.
|
Компетенции
| многообразие знаний, умений, личностных качеств, свойств и т.д., которым должен обладать человек в соответствии со своим местом в социальной и профессиональной действительности;
обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности
|
Конкурентоспособность
| способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях
|
Кредитная (зачетная) единица (Credit)
| (или зачетная единица трудоемкости (ЗЕТ)) мера трудоемкости обучения.
В кредитах учитывается количество времени (аудиторных занятий, самостоятельной работы, практик и т.п.), необходимое студенту для достижения результатов обучения. Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом модуля и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки.
Кредит отражает пропорциональное соотношение отдельных модулей в структуре образовательной программы
|
Культура человека
| усвоенный и повседневно проявляемый им, сложившийся и признаваемый в данной социальной среде (среде жизнедеятельности) опыт поведения, отношений, общения
|
Культурная идентификация
| установление духовной взаимосвязи между собой и свои народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризация (принятие в качестве своих) ее ценностей, построение собственной жизни с их учетом
|
Культурологический подход
| конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию – учение о ценностях и ценностной структуре мира; видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей
|
Культуроцентрично ориентированный подход к оценке качества образования
| акцентирует внимание на интеграции квалификаций и компетенций в контексте формирования и деятельности специалиста как субъекта всех сфер общественных отношений, национально-государственно и социокультурно ориентированной личности, обладающей устойчивой системой ценностей, мотивацией профессиональной активности, ее согласования с деятельностью во всех других сферах развития общества и человека
|
Культуроцентричность образования
| направленность образовательного процесса на формирование культуры мысли и действий человека, его культуры чувств и норм нравственности, деловой этики во всех сферах общественной жизни
|
Личностный подход
| ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности
|
Личность
| структурный феномен, состоящий из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур, наиболее существенными из которых являются направленность личности, ее убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления;
человек (ребенок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную культурную среду, обладающий свойствами субъектности и индивидуальной самобытности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности;
способность человека «быть личностью», то есть проявлять свое отношение к миру и себе
|
Модуль
| совокупность всех видов учебной работы, необходимых для формирования определенной компетенции или группы родственных компетенций;
относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций
|
Модульная образовательная программа
| совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения определенной квалификации
|
Мотивация
| совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К М. относят все то, что реально побуждает или может побуждать активность
|
Непрерывное образование
| поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста;
постоянное совершенствование знаний, умений и навыков человека, вызванное стремлением быть актуальным в существующей профессиональной и социальной среде
|
Неформальное образование
| происходящее в образовательных учреждениях или в общественных организациях, клубах, кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, и, как правило, не сопровождающееся выдачей документа
|
Образование
| общественно организуемый и контролируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программой;
процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
О. Служит необходимым условием подготовки человека к жизни в обществе, к профессиональной и трудовой деятельности. Основной путь получения О. — обучение в учебных заведениях под руководством педагогов. Кроме того, значимым оказывается самостоятельное совершенствование человека в различных областях знаний (самообразование). Уровень О. обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры
|
Образовательная парадигма
| совокупность принятых в педагогическом сообществе мировоззренческих и теоретических предпосылок, определяющих конкретные подходы к проектированию процесса образования и саму образовательную практику
|
Образовательные технологии
| процесс и результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора. (Борисова Н.В.)
|
ООП ВПО(Основная образовательная программа высшего профессионального образования)
| комплексная развернутая социальная норма институционального (вузовского) уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным параметрам ВПО для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля
|
Профессиональная культура
| часть общей культуры, представляющая усвоенный и повседневно проявляемый специалистом уровень искусства профессиональной деятельности, отражающей достижения научной мысли и практического опыта в интересах нравственного здоровья общества, среды, социального прогресса
|
Профессиональное самоопределение
| нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности
|
Профессионально-экономическая функция образования
| через систему образования ведется подготовка квалифицированных кадров и специалистов
|
Развитие личности
| процесс закономерного изменения личности в результате ее индивидуальной деятельности по освоению окружающего мира
|
Социализация
| как специально организованный, так и стихийно происходящий процесс передачи молодежи накопленных обществом знаний, умений и навыков, нравственных норм, жизненных ценностей, способов общения и поведения; обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, свидетельствующее о нормальном, безболезненном вхождении человека в жизнь общества. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде
|
Социализация институциональная
| осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтами общества как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами социализация происходит на базе нарастающего накопления им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.
|
Социализация неинституциональная
| основана преимущественно на действии нравственно-психологических механизмов, состоящих из непрерывного мониторинга поведения других людей и оценок соответствия его социальным предписаний и ожиданиям. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами общества (организации, группы, общности), постоянно сопоставляя себя с ними, усваивая в процессе социализации определенные нормы поведения. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения.
|
Социально-дифференцирующая функция образования
| образование – фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества, канал социальных перемещений и социальной мобильности
|
Социальное образование
| 1) обучение основам правил жизнедеятельности в обществе, в коллективе;
2) освоение знаний о человеке и обществе, строении законов развития и функциях общества, взаимодействии человека и общества;
3) общечеловеческое образование как освоение наук об обществе, основу которой составляет социологическое образование;
4) подготовка профессиональных кадров для учреждений социальной защиты;
5) подготовка специалистов различного профиля для учреждений социальной сферы в целом;
6) подготовка кадров для нужд «третьего сектора», то есть неправительственных и некоммерческих организаций
|
Социально - политическая функцияобразования
| образование формирует гражданина, воспитывает уважение к истории своей страны, к закону и правопорядку, умение слушать и уважать чужое мнение, вести диалог, разрешать конфликты цивилизованными методами
|
Социальные институты
| исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей. Социальные институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей
|
Социальный интеллект
| способность человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам
|
Социокультурная деятельности
| деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д.
|
Структура готовности
| целостное свойство личности, которое выступает как воедино связанная совокупность побудительной и исполнительной регуляции, единство волевых и интеллектуальных качеств, единство личностно-побудительного и профессионально-исполнительского компонентов
|
Субъект
| конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного
|
Субъектность
| наиболее личностная характеристика сознания
|
Субъектные свойства
| свойства, принадлежащие личностному опыту конкретного человека без оценки его истинности, научности, непротиворечивости с позиции научно-исторического познания
|
Технологизация образовательного процесса
| детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов – целей, оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий
|
Умение
| приобретенная человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях; сознательное овладение каким-либо приемом деятельности, связанное с использованием и творческим преобразованием знаний
|
Фактор
| совокупность основных (базовых) причин, являющихся источником возникновения, становления, развития и функционирования объекта
|
ФГОС
| Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
|
Формальное образование
| образование, получаемое в образовательных учреждениях и завершающееся выдачей общепризнанного диплома (свидетельства, сертификата, и т.д.). К этому виду относится получение высшего профессионального образования различного профиля в разных учебных заведениях, так и специальное образование в области социальных наук (например, социальный педагог, специалист по социальной работе, социолог и т.д.)
|
Формирование личности
| первый этап развития личности, процесс становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды
|
Фундаментализацияобразования
| тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объёма общих и обязательных дисциплин за счёт более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения основных инвариант
|
Функции образования
| трансляция и распространение культуры в обществе; формирование установок, ценностных ориентации, жизненных идеалов; социальная селекция (возможность осуществить дифференцированный подход к обучающимся); воздействие образования на процесс социальных изменений
|
Целеполагание
| способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем)
|
Целостность
| аспект комплексности, совокупность предметов, явлений, свойств, образующих одно целое
|
Цель
| один из элементов поведения, непосредственный мотив сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения;
осознанный образ, предвосхищаемого в сознании результата, который определяет целостность и направленность поведения. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует поведение как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю
|
Ценности образования
| идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. Ценности, как предпочтения (или отвержения) идеалов, диктуются чувствами и принимаются сознанием. Они определяют то, к чему следует стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением
|
Ценность
| общественная функция, определяющая роль, статусность, структуру и свойства личности; то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением
|
Экологическая функция образования
| формирование готовности к сохранению биосферы, природы Земли и космоса, обеспечению благоприятных экологических условий и необходимых для устойчивого развития ресурсов
|