Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
без болезненных переживаний настроится на чтение. Ш.А.Амонашвили
Как читать с ребёнком сказку?
Чтение должно царить в семье, и, надышавшись этой атмосферой, ребёнок без особого труда, без болезненных переживаний настроится на чтение. Ш.А.Амонашвили
Подобно тому, как древний человек, будучи не в силах объяснить явления природы, создал мифическую картину мира, сказка помогает современному ребёнку построить свою картину мира, помогает преодолеть хаос в восприятии окружающего мира. Она раскрывает перед ребёнком проблемы добра и зла. Именно в сказке ребёнок знакомится с такими сложными понятиями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, бескорыстие и зависть. Сказка проста и доступна по форме, но невероятно сложна по своему содержанию, она наполнена подлинно философским смыслом. Сложное философское содержание сказки, раскрывающее глобальное проблемы борьбы добра и зла, соответствует глобальному характеру мировоззренческой схемы ребёнка-дошкольника (Д.Б.Эльконин). Взрослея, слушая знакомую сказку, ребёнок каждый раз заново волнуется, переживает вместе с литературным героем, он учится понимать и воспринимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Сопереживание и содействие героям даёт возможность малышу представить события и поступки, в которых он непосредственно не участвовал, и тем самым обогатить свой жизненный и духовный опыт. Этот опыт становится для него личным, предопределяя его действия и поступки в дальнейшем. Испытывая в процессе чтения (слушания) произведения разнообразные чувства, ребёнок делает и свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героем противостоит злу. Постепенно маленькому читателю открывается духовный мир человека, сложность человеческих взаимоотношений, нравственных понятий и принципов, которыми определяются поступки людей. Все психологи-исследователи едины в том, что сказка необходима для здорового, полноценного духовного и душевного развития ребёнка. Многие исследователи волшебной сказки независимо друг от друга пришли к выводу, что в сказке в символически-образной форме запечатлён процесс взросления человека. В начале её кто-то незначительный, маленький и слабый, проходя через серию испытаний, трудностей, обретает помощников и к концу сказки становится сильным, красивым, мудрым, уважаемым. Сказка способна вселить в ребёнка веру во взросление. Учёными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления малыша. Сказка учит ребёнка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве») – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища (например, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «лисичка-сестричка», «зайчик-побегайчик» и другие), а поступки и действия героев открывают ребёнку мир человеческих взаимоотношений. Обычно взрослые только читают ребёнку сказку или рассматривают с ним иллюстрации в книге, не задумываясь о том, что возможности сказки безграничны. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Недостаточно просто прочитать ребёнку сказку или ограничиться самыми общими вопросами (понравилось – не понравилось), нужно поговорить о том, что оказалось для него самым важным, интересным в произведении, что вызвало смех или, наоборот, грусть. Приобщение дошкольников к книге, стремление формировать у них полноценное восприятие литературного произведения приводит к необходимости уделять внимание анализу художественного текста на доступном для них уровне. Дети 5-6 лет способны не только воспроизводить последовательность событий в сказке, но и отвечать на вопросы, направленные как на постижение содержания и выразительных средств языка сказки, так и на развитие их речи, эмоциональной культуры и творческого воображения. Одно из самых любимых занятий малыша – игра. Ребёнок играет большую часть дня. Игра развивает мыслительные способности малыша, так как с помощью игры он накапливает знания о свойствах предметов и обобщает свои знания об окружающем мире. Играя со сказкой, ребёнок постигает мир, побеждает свои страхи и изживает комплексы, проникается оптимизмом, осваивает правила общежития, демонстрирует свою социальную позицию, развивает математические способности, а также душевные и нравственные задатки. Как читать с ребёнком сказку? Прочитайте сказку целиком. Дайте малышу время, чтобы внимательно рассмотреть иллюстрации. Поговорите с ним о том, что он видит на картинке: какие герои нарисованы, что они делают. Отвечая на ваши вопросы, ребёнок лучше запомнит сюжет и усвоит смысл прочитанной сказки. Затем прочитайте фрагмент сказки, который поможет ребёнку вспомнить сюжет, и предложите ответить на вопросы, касающиеся содержания. На следующем этапе предложите игровые задания, которые * помогут развить: – речь («Составь словосочетания», «Закончи предложения», «Назови ласково», «Похвастайся, как заяц», «Найди в предложении ошибку», «Скажи, кто, где спрятался»), – память («Выучи стихотворение, загадку»); – мышление («Найди лишнее», «Чего не хватает?», «Отгадай загадки»); – внимание (лабиринты, «Найди отличия», «Найди недостающий фрагмент», «Найди два одинаковых», «Что перепутал художник?»); – мелкую моторику («Сложи из спичек», «Выложи из ниток», «Обведи по точкам и раскрась» и т.д.); * дадут представление об окружающем мире; * научат ориентироваться в пространстве, отличать предметы по размеру, цвету, форме («Назови, что /кто/ находится справа, слева», «Кто из героев самый толстый /высокий/?», «Какие фигуры напоминают герои сказки?»); * научат считать («Реши примеры», «Сосчитай, сколько …»); * расширят кругозор («Назови зимнюю и летнюю одежду», «Назови детёнышей домашних /диких/ животных», «Назови предметы, дающее тепло /холод/», «Что зайчик ест зимой, а что летом?», «Что сделано из дерева /глины/?»). Важно помнить, что ребёнку необходимо внимание взрослых и общение с ними. Обучение малыша превратится в увлекательную игру, как только начнётся путешествие вместе с героями сказок, в котором ребёнок поможет персонажам справиться с трудностями и выйти из сложных ситуаций. Нужно помнить, что в дошкольном возрасте ребёнок очень активен и подвижен, поэтому выбрать время для занятий нужно с учётом эмоционального настроя ребёнка. Наибольшая концентрация внимания ребёнка не превышает 20-30 минут. Занимаясь с малышом, делайте перерыв, как только заметите, что ребёнок устал. Вернитесь к занятиям чуть позже или на следующий день. Главное, чтобы игровые занятия доставляли вам и вашему малышу радость. Не забывайте хвалить малыша, помогайте ему, терпеливо разъясняя смысл заданий. Если у ребёнка что-то не получается, объясните, в чём он ошибся, и вернитесь к заданию через некоторое время. После того как ребёнок выполнит игровые задания, предложите ему самостоятельно пересказать сказку. Для этого можно использовать иллюстрации, которые помогут ребёнку вспомнить сюжет. Если ребёнку трудно справиться с этим заданием, попросите его договорить последние слова в предложении. Например, «жили-были …» (взрослый показывает на изображение дедушки и бабушки и просит ребёнка назвать то, что нарисовано на картинке). Затем можно попросить ребёнка пересказать сказку по вопросам. Если ребёнок легко справился с этим заданием, задачу можно усложнить – прочтите небольшой отрывок и попросите малыша угадать, из какой сказки этот эпизод. Полезно обсудить с ребёнком поведение персонажей, обстоятельств произошедшего, попросить малыша представить себя на месте какого-либо персонажа и проиграть ситуацию. Старшим дошкольникам оказываются доступны и интересны «толстые» книжки, так называемое «чтение с продолжением». Чтобы ребёнок ждал продолжения, можно использовать такой приём: прерывать чтение на самом интересном месте. Перед тем, как продолжить чтение новой части, нужно вместе с ребёнком вспомнить содержание предыдущей. Можно, прервав чтение, предложить ребёнку самому придумать продолжение (представить, что дальше могло произойти с героями), а потом проверить правильность своих предположений. Важно помнить, что общение с взрослыми имеет большое значение для развития малыша, расширяет его кругозор, развивает любознательность, память, внимание и мышление, а игра позволяет сделать занятия интересными и увлекательными. Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна остаться с детьми навсегда!
|