Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины и виды учебной работы. Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц Максимальная учебная нагрузка (всего) 180/5 Контактная работа обучающихся с






 

Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего) 180/5
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) 58
в том числе:  
лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 18
семинарские занятия с использованием элементов дискуссий 12
практические занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) 12
практические занятия по использованию современных информационных технологий и справочно-правовых систем 12
контрольные работы 4
Самостоятельная работа студента (всего) 86+36 (экзамен)
в том числе:  
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям 30
подготовка учебного проекта 6
подготовка к контрольной работе 10
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle 30
Подготовка к экзамену 10
Промежуточная аттестация в форме: экзамен 36

 

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов

 

Наименование темы (раздела) Содержание Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий
Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Консультации Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1. Своеобразие древнерусской литературы. Периодизация. Жанровый состав. Своеобразие древнерусской литературы (публицистичность, отсутствие ярко выраженного авторского начала, чувство значительности происходящего, тесная связь с историей, недопустимость вымысла, церемониальность). Понятие о литературном этикете. Стиль монументального историзма в древнерусской литературе. Предпосылки возникновения древнерусской литературы. Усвоение византийской культуры и литературы, связь с литературой и культурой южных славян. Подготовленность собственной русской национальной культурной почвы к появлению искусства письменной речи. Проблема периодизации истории русской литературы XI – XVII веков. Основные жанры древнерусской литературы (жанры византийского письма и южнославянских литератур; возникновение собственно русских литературных жанров). «Слово о полку Игореве» как памятник русской литературы и культуры XIII века.История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве». Историческая обстановка времени написания «Слова». Летописные повести о походе Игоря Святославича. Идея «Слова» и ее художественное выражение. Сюжет, композиция, система образов «Слова». Проблема авторства. «Слово» в науке, русской литературе и искусстве. Переводы «Слова».        
Тема 2. Своеобразие русской литературы XVIII в. Развитие русской народности в русскую нацию. Формирова­ние национального сознания. Реформы Петра I во всех направлениях госу­дарственной, социальной, культурной жизни России. Новая культура и лите­ратура. Особенность русской литературы XVIII века как литературы " века Просвещения". Усиленное внимание к воспитательной функции литерату­ры. Особая роль русских писателей в развитии философской, социальной и эстетической мысли столетия. Патриотизм русской литературы XVIII в. Борьба передовых пи­сателей за развитие национального самосознания русского наро­да. Рост демократических и освободительных идей. Утверждение внесословной ценности личности, обличение злоупотреблений властью, мечта о социальной гармонии, равенстве всех членов общества перед законом. Отражение в литературе основных жиз­ненных (моральных, социально-этических, социальных) конф­ликтов эпохи, меняющийся характер их разрешения. Радикализа­ция общественной мысли в связи с крестьянскими волнениями в России и революционными событиями на Западе. Кризис про­светительской идеологии, формирование антикрепостнической морали, тема «вольности святой» в русской литературе XVIII в. Основные закономерности и динамика историко-литератур­ного развития. Формирование новых литературных направлений (классицизма, сентиментализма, предромантизма). Роль сатири­ческой литературы XVIII в. в генезисе реализма. Сложность лите­ратурного процесса: неоднонаправленный характер развития; борьба литературных направлений; взаимодействие различных методов и стилей, их проявление в творчестве Ломоносова, Фон­визина, Державина, Радищева, Карамзина. Становление новой жанрово-стилевой системы и основные пути ее эволюции. Изменения в области стихосложения, в соот­ношении стихотворных и прозаических форм художественного творчества. Ведущие тенденции в развитии русского литератур­ного языка.        
Тема 3. Своеобразие русской литературы первой трети XIXв. Романтизм. Творчество В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова   Национальное своеобразие русской литературы. Проблемы периодизации русской литературы первой трети 19 в. Литературно-общественное движение 1801-1825 гг. Деятельность литературных обществ и кружков первой четверти 19 в. Основные литературные направления этого времени. Литературно-общественное движение и журналистика конца 20-х – 30-х годов 19 в. Сосуществование романтизма и реализма. Своеобразие романтизма В.А.Жуковского. Темы и образы его поэзии. Элегии В.А.Жуковского, их поэтика. Жанровое многообразие баллад В.А.Жуковского. Художественный мир его баллад. «Легкая поэзия» К.Н. Батюшкова. Темы и идеи его лирики. Эволюция лирического героя поэта.        
Тема 4. Гражданский романтизм. Поэты пушкинской поры. Русская романтическая проза. Творчество поэтов-декабристов В.Ф. Раевского, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского. Темы и идеи их поэзии. Художественный метод. Творчество К.Ф. Рылеева. Тематика и художественное своеобразие лирики. Цикл «Думы», поэма «Войнаровский». Творчество поэтов пушкинского круга (А.А. Дельвиг, П.А. Вяземский, Н.М. Языков, Д.В. Давыдов). Творчество Е.А. Баратынского. Творчество А.А. Бестужева-Марлинского. Проблематика и художественное своеобразие его прозы. Творчество В.Ф. Одоевского. Мистические и «светские» повести. «Пестрые сказки».        
Тема 5. Творчество А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова Общественная и литературная деятельность А.С. Грибоедова. Его раннее творчество и неосуществленные планы произведений. Сюжетно-композиционное своеобразие «Горя от ума» А.С. Грибоедова. Жанр и художественный метод произведения. Система образов комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Образ главного героя. Его социально-философское и нравственно-психологическое содержание. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров о комедии А.С. Грибоедова. Основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина. Особенности художественно-философской эволюции поэта. Творчество А.С. Пушкина в русской и мировой литературе. Пушкин и проблемы русского национального самосознания. Нравственные уроки поэта. Основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Жанровое разнообразие его творчества. Своеобразие художественного метода в произведениях писателя. Значение наследия поэта.        
Тема 6. Н.В.Гоголь и «натуральная школа» Сборники повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Арабески». Принципы построения, характер изображения действительности. «Петербургские повести»: проблематика, сквозные мотивы, поэтика. В.Г. Белинский о повестях Н.В. Гоголя. Драматургия Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор», своеобразие сатиры, нравственный пафос, особенности композиции. Поэма «Мертвые души». Ориентация на архитектонику «Божественной комедии» Данте. Социальная и нравственно-психологическая проблематика. Смысл названия. Композиция поэмы и композиция образов-персонажей. Символическое значение образа дороги. Роль лирических отступлений. В.Г. Белинский, И. Аксаков о жанре «Мертвых душ». Роль «натуральной школы» в развитии реализма. Европейские и русские истоки ее поэтики. Сборники «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник»: состав и структура, принципы типизации, научно-аналитическое описание, жанр «физиологического очерка».        
Тема 7. Поэзия второй половины XIX в. Творчество Н.А. Некрасова в рамках «натуральной школы». Поэзия Ф.И. Тютчева – нравственное, философское содержание. Романтическая концепция мира и человека. Связь с натурфилософией Шеллинга. Оппозиции дня и ночи, космоса и хаоса, Юга и Севера, человека и природы как проекции оппозиции Бытие – Небытие. Любовная лирика, своеобразие «денисьевского цикла». Поэтика: жанр фрагмента, двухстрофные композиции, роль мифологических образов, лексические и синтаксические архаизмы, особенности эпитета и метафоры. «Неуловимое» и «мимолетное» в лирике А.А. Фета. Импрессионистический характер поэзии. Утонченный психологизм любовной лирики. Взаимодействие темы природы и темы любви. Образы европейского искусства и античности. Асоциальность поэзии Фета. Фет как поэт-новатор. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Философские мотивы в поздней лирике. Сборник «Вечерние огни». Влияние философии А.Шопенгауэра.        
Тема 8. Русская литература второй половины XIX в. Творчество И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова Развитие русской литературы в 1840-1860-е гг. 19 в. Творчество И.С.Тургенева. «Записки охотника» - целостная картина русской жизни, поэтическое изображение народа. Роман «Рудин». Проблема сознательно-героических натур, идеал активного добра. Статья «Гамлет и Дон-Кихот». Роман «Отцы и дети». Проблематика, борьба идей 60-х годов. Базаров в образной системе романа. Статьи М. Антоновича и Д. Писарева о романе. Последний период творчества И.С. Тургенева, Романы «Дым», «Новь», «Стихотворения в прозе». Основные идейные мотивы. Богатство нравственной проблематики. Концепция любви в повестях и романах И.С. Тургенева «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды» и др. «Обыкновенная история» – общественная актуальность проблематики. Решение темы «утраченных иллюзий». «Обломов» – «новое слово нашего общественного развития». Проблема идеала и действительности. Своеобразие романа “Обломов”. Смысл названия романа. Женские образы в романе. Система образов в романе “Обломов”. Диаметрально противоположные взгляды представителей революционно-демократической (Н.А.Добролюбов) и “эстетической” (А.В.Дружинин) критики на проблему “Обломов и обломовщина”. «Обрыв» – концепция действительности, многозначность названия. Творчество М.Е. Салтыкова–Щедрина. Сатирический пафос, художественное своеобразие «Истории одного города», «Помпадуры и помпадурши» «Господ Головлевых», «Сказок».«Мелочи жизни», «Пошехонская старина». Гротеск. Эзопов язык. Актуальность проблематики. Творчество Н.С.Лескова в 60-70-е годы. Лесковская концепция праведничества.        
Тема 9. Творчество А.Н.Островского и А.П.Чехова Театр А.Н.Островского как новый этап развития русской драматургии. Трагическая острота конфликта в драмах А.Н.Островского “Гроза” и “Бесприданница”. Смысл названия пьес. Реализм А.Н.Островского в изображении характеров. Основной драматургический конфликт и система персонажей в драмах “Гроза” и “Бесприданница”. Сходство и различия двух пьес А.Н.Островского Роль А.Н.Островского в истории русского театра. Новаторский характер драматургии А.Н.Островского. Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев о «Грозе». Творчество А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах А.П.Чехова. Творчество А.П.Чехова в 90-е-900-е годы. Своеобразие чеховской драматургии и ее новаторская сущность. Особенности конфликтов и системы образов, роль символики в пьесах Чехова. Изображение “обыденной жизни’ и постановка важнейших проблем времени. “Бессобытийность” и “подводное течение” итоговой пьесы Чехова “Вишневый сад” Жанровое своеобразие произведения и особенности раскрытия темы любви. Грустно-элегическое и комическое начало в пьесе. Тема судьбы поколения в художественном мире “Вишневого сада”.        
Тема 10. Творчество Ф.М.Достоевского Философская глубина, нравственно–этическая проблематика и социальная острота романов Достоевского «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Своеобразие поэтики, проблема полифоничности художественной формы. Значение Достоевского в мировой литературе.        
Тема 11. Творчество Л.Н.Толстого Роль Л.Н.Толстого в развитии мировой художественной литературы. Проблема героя – правдоискателя, этапы его духовного становления. «Детство», «Отрочество», «Юность», «Казаки».Романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье». Нравственная, философская, социальная проблематика и художественные особенности формы. Драматургия. Повести и рассказы 80-х – 90-х годов.        
Тема 12. Литература конца 19-начала 20 вв. в контексте эпохи. Русская литература «серебряного века»   Литературная и художественная жизнь России рубежа веков. Литература в контексте центральных «идей-сил» эпохи. Кризисность как главная черта мировосприятия эпохи. «Кризис сознания», «кризис мысли», «кризис искусства» (А.Белый), кризис позитивизма и апология интуиции, противопоставленной рациональному познанию, апология иррационального и подсознательного. Кризис гуманизма, апология индивидуализма и имморализма. Кризис народничества и апология внесоциальности искусства. Кризис научного знания («материя исчезла») и мировоззренческий кризис («Бог умер!»). Синтез искусств как черта эпохи. Феномен Серебряного века русской культуры Основные литературные направления. Реализм и модернизм. Развитие реализма на рубеже веков. Черты нового реализма. Русский модернизм. Основные течения.        
Тема 13. Русская литература первой половины XX в.   Основные этапы в развитии русской литературы 1917 – 1940-х гг. Русская литература 1917 – 1921 гг. Русская литература 1920-х годов. Основные тенденции в развитии русской прозы и драматургии 1920-х годов. Русская поэзия 1920-х гг. Творчество В.В.Маяковского. Послеоктябрьское творчество А.А.Блока. Многообразие литературной жизни 1920-х годов. Литературные группировки, школы, течения. Творчество С.А.Есенина 1920-х гг. Постижение судьбы человека, проблема гуманизма и свободы воли в романе Е.Замятина «Мы» и «Повести непогашенной луны» Б.Пильняка. Сатирические повести М.А.Булгакова 1920-х гг. («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»). Поэзия русского зарубежья (М.И.Цветаева, В.Ф.Ходасевич). Основные события литературной жизни 1930-х годов. Темы, идеи, образы литературы.Творчество М.Горького в контексте русской литературы ХХ в. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте русской литературы 1930-х годов и в свете русской и мировой культурной традиции. Идейно-художественное своеобразие прозы А.П.Платонова. Роман А.Н.Толстого «Петр Первый»: историзм произведения, русская культура в романе, поэтика произведения. Своеобразие русской литературы 1941 – 1945 гг. Проза, поэзия и драматургия военных лет.        
Тема 14. Русская литература второй половины XX в. – начала XXIв. Русская литература послевоенного десятилетия (1946 – 1955 гг.). Основные события духовной жизни 1946 – 1955 гг. Основные темы, идеи и образы русской прозы этого периода. Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» в контексте русской прозы послевоенного десятилетия. Русская поэзия 1946 – 1955 гг. Поэзия Б.Л.Пастернака в контексте русской литературы ХХ века. Русская литература 1956 – 1964 гг. Основные события и состояние духовной жизни 1956 – 1964 гг. Темы, идеи и образы русской прозы этого периода. Творчество М.А.Шолохова в контексте русской литературы ХХ в. Русская поэзия 1956 – 1964 гг. Творчество А.Т.Твардовского. Русская литература 1965 – 1985 гг. Своеобразие литературной жизни второй половины 1960-х – первой половины 1980-х годов. Основные направления русской прозы 1965 – 1985 гг. Новые тенденции в «военной прозе» этого периода. «Деревенская проза» 1960-х -1980-х гг. Творчество А.И.Солженицына. Основные направления в русской поэзии 1965 – 1985 гг. «Громкая», или «эстрадная» поэзия 1960-х – 1980-х гг. «Тихая лирика» в русской поэзии 1960-х – 1980-х гг.Философская лирика 1960-х – 1980-х гг. Русская драматургия 1965 – 1985 гг. Современный (второй половины 1980-х – начала 2000-х гг.) литературный процесс. Основные тенденции современного литературного процесса. Многообразие творческих методов, тем, идей, стилей и жанров. Основные художественные методы, темы, идеи и образы прозы 1990-х – 2000-х гг. Основные направления в современной поэзии. Творчество И.А.Бродского. Своеобразие отечественной драматургии второй половины 1980-х – начала 2000-х гг.        
  Контрольная работа       4
  Экзамен       36
  ИТОГО: 180 часов        

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал